Первый год студии в Казани показал замечательный результат. Тогда этот опыт стал транслироваться. На сегодняшней момент наша ассоциация студий творческого развития «Оперение», юридический адрес которой в Санкт-Петербурге, охватывает десять российских городов таких как Санкт-Петербург, Москва, Челябинск, Уфа, Воронеж, Нижний Новгород, Иваново, Кемерово, Новосибирск, Пермь. Вы представляете, какая плеяда, объединённая единой концепцией? Да, у всех работают профессионалы, у всех авторские программы, но никто бесконтрольно не экспериментирует на детях. У нас нет ни одного педагога «с холодным носом». Их даже не надо выбирать, они просто к нам не приходят. Константин Юрьевич сказал, если мы пришли, то должны точно понимать – зачем и куда. Если мы на эти вопросы можем себе ответить, тогда мы на правильном пути. У него есть такая фраза «туда» или «не туда».
Самое ценное, что когда мы варимся в общей кухне, то всероссийское движение становится семьёй. У нас вообще в каждой студии царит именно семейная обстановка, семейная атмосфера. Очень трудно создать такую атмосферу. Это не всегда даже удается в школах классным руководителям. Кроме того, что мы преподаем предметы, очень важно общение с детьми. Каждый педагог очень много говорит со студийцами, очень много общается. Мы иногда лучше, чем родители и даже школьные педагоги, знаем детей. Мы через игровую технику даем им, действительно, прожить, увидеть, что у многих из нас общие проблемы, что со своими проблемами мы не одиноки. Они не бояться разговаривать на одном языке со взрослыми людьми.
На первых порах для каждой студии важно задать верное направление: куда вкладываешь энергию и зачем. Главное помочь ребенку быть органичным, чтобы ему было комфортно в своем теле, чтобы он подружился со своим языком. Мы растим новое поколение, с которым мы можем говорить на одном языке, дружить, искать новые формы через творчество. Поэтому у нас нет отдельных предметов «актёрское мастерство» и «кукольное мастерство», – это всё единая игровая техника, просто посредством кукол это вводить гораздо проще. У детей срабатывает защитный механизм: это не я, это кукла, – и они становятся смелее в своих творческих пробах. Никаких костюмов у нас особо нет. Это важное условие – чтобы не было «ряженных». Никаких зайчиков, никаких котиков. Есть элемент костюма, какой-то намек.
У нас есть фестивальное движение «Оперение», и мы каждый год по несколько раз встречаемся огромной семьей на одной из площадок, где есть наши студии. Константин Юрьевич привозит на наши фестивали своих единомышленников, актеров, режиссеров – это уже традиция. И когда ребята на протяжении десяти дней видят, что это реальные творческие люди, что они взаимодействуют, общаются, проводят мастер-классы, вместе все просто танцуют, это оказывает на них огромное влияние. Фестиваль – это встреча по 500, 700 человек, где происходят обмены показами. Сначала это были просто заявки на показы. Константин Юрьевич на два года нам запретил сценическое слово. Все работы были без текста. Потому что слово должно вызреть, оно должно родиться.
Когда на фестивале мы проводим какой-то открытый показ, Константин Юрьевич может спонтанно выпрыгнуть на сцену и все ребята должны включить его в свою игру. То есть самое ценное – дети не застроены, они не слепы на площадке, не исполняют заданные им кем-то роли механически: они могут поменять правила игры, если условия изменились. И на достижение такого подлинного игрового самочувствия уходит очень много времени и занятий. Вот здесь важна команда и понимание ответа на вопрос, зачем мы это делаем. Нам важно, что задачи не приходят сверху: они приходят от ребенка и от семьи.
Константин Юрьевич очень точно наблюдает, понимает и корректирует. В нашем легендарном спектакле «А зори здесь тихие» он сам играл Васькова. Спектакль идет до сих пор. Вы понимаете, что в каждом из 10-ти городов побывать 5-6 раз в течение сезона при его огромной занятости, это очень непросто. Но для него важно делать это, чтобы понимать, что «туда», и что «не туда». Поэтому нам не сложно быть единомышленниками. Главное – это живая душа, это развитие. И к счастью, мы не в стагнации, а в развитии. Чтобы работать с детьми, нужно быть очень адекватными, свободными, красивыми людьми, с чувством вкуса и с чувством меры.