Спектакль – хороший повод поговорить со школьниками о внутреннем мире человека, об обществе, о планете, на которой мы живём, об искусстве и значении категорий прекрасного в жизни человека, и даже о некоторых специфических аспектов различных наук и школьных предметов.
Если учитель в классе решается затеять такой разговор, очень важно, чтобы он вышел живым и творческим. А для этого полезно использовать те техники, практики, методики, которые характерны для самого театрального искусства.
В практике зарубежных театров, играющих спектакли для детей, во второй половине XX века стала популярной практика создания буклетов спектаклей, обращенных к школьным учителям. В этих буклетах стали появляться не только материалы, относящиеся к созданию спектакля, но и методические рекомендации.
Постепенно сложилась структура «Театральной тетради», которая объединяет в себе углублённое знакомство с несколькими образовательными пространствами. В таких тетрадях представлены творческие задания и образовательные материалы, которые помогают глубже познакомиться с искусством театра, содержанием нескольких школьных предметов и проблемами общества, малого или большого социума, который окружает ученика.
В 2020 году сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ обобщили опыт подобных изданий и создали методический материал – рекомендации по составлению «Театральной тетради». Этот материал вошёл в
монографию по театральной педагогике.Однако без живого примера, сам по себе, методический материал не всегда достаточно понятен для учителя. Необходим образец. И вот в качестве такого образца сотрудники лаборатории создали тетрадь по спектаклю «Спасти супербелку».
В сентябре 2020 года в МГПУ открылась магистратура «Театральная педагогика и режиcсура образовательной среды». Методическое пособие и пример театральной тетради стали учебными пособиями для всех потоков магистрантов этого курса.
Сегодня, к сожалению, уже нельзя посмотреть спектакль «Спасти супербелку» в ЦДР, он снят с репертуара. Можно составить представление о нём по
трейлеру или обратиться за полной видео-версией к авторам и правообладателям. Но главное не воспроизвести материалы, предложенные в данном примере, а понять принцип проектной деятельности по театральной тетради и придумать свои проекты, под актуальный для Вас материал, задачи и аудиторию.
Также советуем Вам посмотреть приложение к монографии «Театральная педагогика в городе: неформальные ресурсы образования», где предлагается
описание основных принципов составления театральной тетради.