В жизни Саратовского ТЮЗа им. Ю.П. Киселёва очень большую роль играют традиции и история театра. И одной из таких традиций является существование педагогической части при театре. «Нельзя уходить от общения со зрителем, от встреч с ним помимо спектаклей. Так мы сами себе можем перекрыть кислород…» — писал Юрий Петрович Киселёв в своих заметках в 90е годы. Чтобы традиция всё-таки не прерывалась, Киселёв предложил актрисе травести Людмиле Канаковой совершить необычный переход — со сцены в педагогическую часть.
Людмила Александровна возглавляет педагогическую часть Саратовского ТЮЗа и по сей день. В годы, когда в тюзах по всей стране этот отдел сокращали, в киселёвском тюзе педчасть осталась именно благодаря тому, что в театре была Людмила Канакова. Больше двадцати лет она проводит встречи со школьниками после спектаклей, готовит к просмотру и первому визиту в театр, ведет экскурсии по театральному музею.
«Театральная педагогика» — несколько лет назад эти слова волной пронеслись по ТЮЗам и зазвучали в разных уголках страны. Донеслись они и до СаратовкогоТЮЗа. Вот уже пять лет на базе педагогической части театра происходит внедрение методик театральной педагогики не только в работу самого театра со зрителями, киселёвский тюз также поставил перед собой задачу распространения этих методик за пределы театра.
Это стало возможным во многом благодаря активной поддержке педагогической части и её проектов директором театра Анатолием Барсуковым, который возглавлял театр с 2013 по 2018 год. А проектов у педчасти в этот период оказалось очень много, мы перечислим самые главные из них ниже. Помимо Людмилы Александровны реализацией этих проектов активно занялись актриса Анастасия Бескровная и я, завлит театра Анастасия Колесникова.
Здесь стоит сказать слава большой благодарности всем тем, кто помогал театрам узнать о театральной педагогике и рассказал нам о новых формах работы со зрителями — это Институт театра, проект «Золотой маски», где я в 2014 году впервые увидела Александру Борисовну Никитину и загорелась тем, что она рассказывала. Это проект «Большие гастроли», который «в довесок» к московским спектаклям привёз однажды в Саратов саму Александру Борисовну с потрясающими мастер-классами. Это РАМТ и его продолжающийся по сей день масштабный Всероссийский семинар по работе со зрителями. И, конечно же, отдельное спасибо Союзу театральных деятелей России, где за долгие годы поддержали массу проектов театра, в том числе и связанных с театральной педагогикой, привозили большой десант на фестиваль «Колесо», поддерживали наши лаборатории и конкурсы. Без них ничего этого не случилось бы.
Самая распространенная форма работы со зрителем педагогических частей театров по всей стране — программы-встречи на основе спектаклей, чаще всего происходящие с организованным зрителем – «классами». В Саратовском ТЮЗе почти всегда в этих встречах помимо педагога, участвует ещё и кто-то из артистов — это тоже дань традиции, в таком формате Людмила Канакова постоянно проводит встречи со школьниками уже несколько десятилетий. С появлением в жизни театра «театральной педагогики» и ещё двух заинтересованных сотрудников, этих встреч стало больше и мы стали разрабатывать программы для таких занятий с применением социо-игрового стиля А.П. Ершовой и В.М. Букатова. Интересным вызовом каждый раз становилось включение в программу встречи артиста, который не является педагогом и модератором занятия, но составляет очевидный центр интереса для детей.
Помимо работы со школьниками, Анатолий Барсуков поставил перед педагогической частью ещё одну задачу — повысить вовлеченность педагогов в работу с театром. Его очень расстраивала ситуация, когда пришедшие в театр с детьми учителя весь спектакль сидят и болтают в фойе, потому что они уже видели «Золотой ключик». Педчасть не в состоянии провести занятие у всех двадцати классов, пришедших в театр на один утренний спектакль, а педагоги, которые не смотрят спектакль с детьми, наверняка не станут его обсуждать. А если и станут, то насколько внимательны будут к впечатлениям ребенка, не будут ли навязывать им свою точку зрения на постановку?
Первым шагом на пути к установлению контакта с учителями стала разработка программы-конкурса для педагогов «Школьный актив». С 2014 года в конце сезона в ТЮЗе проводится встреча с педагогами, на которой всех сотрудничающих с театром учителей награждают почетными грамотами от театра для их портфолио, и отдельно выделяют и поощряют тех, кто приводил детей в ТЮЗ чаще всего, проводил театральные уроки. «Школьный актив» позволил не только наладить прямой контакт театра с учителями, который обычно шёл через посредников-уполномоченных, но и собрать небольшую базу контактов и организовать для них отдельную email-рассылку с новостями, информацией о премьерах и событиях театра.
Когда в театр приезжала Александра Борисовна Никитина, учителей из «Школьного актива» пригласили к ней на мастер-класс. Чтобы не терять связи с теми, кто получил первую «прививку» театральной педагогики, она предложила создать в театре ещё один проект для учителей — «Учительский клуб». Проект предполагает регулярные встречи с педагогами на базе педчасти, которые дают возможность общаться лицом к лицу не только раз в год, на подведении итогов, но постоянно обмениваться новостями и идеями. Встречи «Учительского клуба» часто сами выстроены по принципам театральной педагогики и таким образом продолжают знакомство учителей с этой методикой. Приглашения на встречи рассылаются учителям из «Школьного актива» по email.
Мы стараемся, чтобы встреча клуба происходила в день спектакля, который мы можем после пригласить педагогов остаться посмотреть бесплатно. Это помогает не только привлечь учителей к участию в образовательном проекте, но и обратить их внимание на те спектакли из репертуара, которые меньше рекламирует «сарафанное радио», и которые важны для театра, поднимают сложные темы.
Темой для встречи клуба может быть подготовка к просмотру такого сложного спектакля, а может быть что-то совсем с ним не связанное — например, в Год театра мы делали встречу по античному театру, чтобы поговорить о том, к чему отсылает логотип года. «Учительский клуб» может быть полезен и в текущей работе театра — на встрече клуба артисты впервые читали инсценировку повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», которую написала актриса нашего театра Елена Краснова. Артисты и автор пьесы проверили на встрече реакцию зрителя, а с учителями мы разобрали процесс инсценирования прозы, его особенности. Сейчас пьеса уже в работе, в марте премьера.
Но при всём разнообразии работы педчасти Саратовского ТЮЗа, главная наша особенность и наша большая гордость — подписание договора о сотрудничестве с Саратовским областным институтом развития образования (СОИРО), которое стало возможным благодаря встрече директора театра с тогдашним министром образования Саратовской области.
Институты развития образования по всей стране занимаются повышением квалификации педагогов и методической поддержкой образования, но не думаю, что многие из них привлекают к этой работе театры. А для стоящих перед театром задач такой Институт стал настоящим подарком — через него проходят все педагоги области, и о проектах театра могут узнавать не только постоянные члены «Школьного актива» и их ближайшие коллеги. Но самое главное, что дало нам сотрудничество с СОИРО – более глубокое понимание того, что нужно учителям, как они живут и, как мы можем использовать существующие уже механизмы для увеличения их интереса к искусству.
Нельзя не упомянуть ещё одну счастливую встречу — в команде Саратовского института развития образования у театра появился настоящий союзник, старший методист кафедры теории и методики обучения и воспитания Светлана Валентиновна Домникова не только лично курировала работу с ТЮЗом, но и оказалась сама очень вовлеченным в театральный мир человеком.
В рамках партнёрских отношений театра и института представители театра участвуют в семинарах и вебинарах для педагогов и родителей, театр выступает на мероприятиях Министерства образования Саратовской области, представляя там свои проекты, специалисты театра работают в жюри разных конкурсов.
Центром соединения интересов театра и института стали совместные курсы повышения квалификации для педагогов «Театральная педагогика в образовательных организациях». Первый пробный набор прошёл в 2016 году, с 2017 года курсы включены в основную программу СОИРО и полностью бесплатны для педагогов.
Эта форма работы даёт самые яркие результаты, на курсах педагоги подробнее узнают о социо-игровых технологиях, участвуют в занятиях и разбирают их, а также постоянно встречаются с «закулисной» жизнью театра, в работе курсов участвуют режиссёры, художники и другие авторы спектаклей.