Михаил Моисеев
Инструментальные игры в театре
Начальник отдела творческих проектов Новосибирского Академического Молодёжного Театра «Глобус», зам. руководителя лаборатории игр «В-агон» Михаил Моисеев рассказывает о принципах создания образовательных игр для зрителей вокруг спектакля.
Мы в соцсетях
Инструментальные игры – игры, которые разрабатываются в качестве инструмента для тех или иных специалистов, например, в области образования, бизнеса и др. В данном случае для театральных педагогов. Инструментальная игра с одной стороны является настоящей, увлекательной игрой, а с другой работает на определённую задачу.
Прежде, чем рассказать о том, какие игры мы разрабатываем и проводим в Новосибирском академическом театре «Глобус», и как они связаны со спектаклями, нужно определиться, что мы понимаем под словом «игра».

Игры можно условно разделить на два вида - их кажется удобным обозначить на английском языке: performance и game. И тут мы должны погрузиться в культуру Древней Греции, которая заложила основы для многих видов человеческой деятельности. И там мы увидим, что рядом с performance окажется мимезис (или мимезис, (др.-греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание) — подражание искусства действительности.), а рядом с game - агон (др.-греч. ἀγών - всякая борьба или состязание у греков и римлян; игры во время религиозных или политических празднеств.). Театр – это performance, основанный, как все мы понимаем, на мимезисе. А вот когда мы пишем здесь об играх, то имеем в виду именно game, то есть, по нашему мнению, настоящая игра всегда основывается на агоне, состязании, игровом конфликте. Например: шахматы, футбол, прятки. При этом конфликт может проявляться в разной степени, более жёстко или более мягко.

Игра (game) – это особый язык общения. Можно легко представить людей, говорящих на разных языках, но играющих в шахматы. И обмениваясь ходами, они общаются через игру, понимают друг друга. При том осознают друг друга как субъектов действия, ведь от них зависит всё происходящее на шахматной доске. Каждое действие одного зависит от действия другого и одновременно влияет на действия другого.

Этой субъектностью игры отличаются от викторин, даже таких качественных, как КВИЗ и «Что? Где? Когда?». Викторина по структуре ничем не отличается от экзамена. Если участник (команда) знает, то ответит, если нет, то нет. В КВИЗе и «Что? Где? Когда?» можно попробовать что-то отгадать на основе текста вопроса, но тогда викторина становится чуть ближе к головоломке, но не к игре, так как нет взаимодействия с соперником. А главное мы видим, что в викторине нет свободы выбора игрока, в отличие от настоящей игры. У участника викторины нет разных вариантов действий, нет свободы. Он не является субъектом, он просто должен ответить правильно, найти ответ, который заложен автором викторины. Кроме того форма и структура викторины никак не связана с конкретным спектаклем, не зависит от него. То есть она не индивидуальна по форме, по структуре, а только по содержанию, по конкретному наполнению. Кстати, всё тоже самое относится и к недостаткам квестов, которые во всём, кроме передвижения участников, похожи на викторину. У викторины есть и достоинства: в ней может принять участие очень много народу одновременно, в ней могут быть интересные вопросы. А квест может быть театрализован, и в результате этого - зрелищен.

Игра разрабатывается индивидуально, для решения определённой задачи. Это отражается в её форме, структуре и содержании. Например, она может моделировать значимые для конкретного образовательного курса или культурной программы понятия, явления, процессы, проблемы. В театре мы также можем выделить определённые идеи, особенности театрального языка спектакля, структуру его художественного мира, элементы его знаково-символической системы, какие хотим предложить зрителю освоить в ходе игры. И мы должны разработать игру таким образом, чтобы зритель сформировал собственное понимание спектакля. Притом освоение и понимание спектакля, если такая игра получится, будет происходить через собственное активное действие зрителя-игрока, в том числе и на уровне деятельного понимания длящихся процессов, а не только через отстранённый анализ. Игрок в настоящей игре является субъектом действия, у него есть выбор между действиями. Нет действия, которое заранее можно гарантированно определить как самое правильное, самое сильное. Единственный недостаток игры состоит в том, что чем она сложнее по механике, тем труднее в ней работать с большим количеством игроков. Наши игры, которые мы делали в лаборатории игр «В-агон», в большинстве случаев могут включать до 35 человек.

Главный вызов для нас был такой: может ли существовать игра по спектаклю, учитывая то, что спектакль уже игра? Может ли быть game по performance, агон по мимезису? И важно, что мы не хотели создавать ролевую игру. Она, на наш взгляд, проиграет самому спектаклю, так как театр делает на сцене практически тоже самое, но лучше.

Первой проверкой для нас стал мюзикл «Том Сойер» (Режиссёр Анна Зиновьева). Что нужно выделить в спектакле? Что значимо для создания игры? Особенность этой истории – европейский мальчик читает книги и на их основе придумывает приключения для своей компании. Собственно, это и стало основой для структуры проектной театральной игры «Эдвенчер» (приключение). В ней участвует несколько команд, каждая из них, основываясь на выбранной книге, придумывает путешествие в некое место. А дальше они по очереди рекламируют своё путешествие, не называя конкретное место и выбранную книгу. Команды зарабатывают баллы, когда угадывают места и книги соперников, а также получают их за свою рекламу от других игроков, при том уже индивидуально, если им захотелось отправиться в предложенное путешествие. Таким образом, структура спектакля прокручивается через игру. И кстати, возникает надежда, что игроки смогут такую модель действия перенести на собственную жизнь, то есть научатся использовать в реальной жизни то, что произошло с ними в игре. Зритель в этом случае через позицию игрока учится быть субъектом, автором, а не потребителем.

Расскажем кратко о нескольких примерах разработки театральных игр. Зрители спектакля «Король Матиуш» (Режиссёр Полина Стружкова) смогли поучаствовать в игре «Диалог цивилизаций». В этой игре каждая команда становится представительницей космической цивилизации, а дальше уже сами игроки решают, какие будут у неё особенности, с кем они будут дружить, с кем воевать. Для ребят начальной школы разработана игра «Ловец героев» к спектаклю «Денискины рассказы» (Режиссёр Алексей Крикливый). В этой игре основное внимание игроков направлено на понимание особенностей характеров персонажей. Такое понимание полезно детям, особенно в этом возрасте, и как зрителям, и как читателям, и как субъектам социума. Эти несколько опытов показали, что самые разные спектакли можно осмысливать через инструментальную игру и это даёт возможности, которых нет в других форматах. (Эти возможности мы обобщим в финале статьи.)

Но возник новый вызов – День театра. В предыдущий год театр проводил театральный КВИЗ, на тот момент у него были свои преимущества: известный, модный формат, может участвовать много игроков, простая механика. Но в ходе обсуждения плана Дня театра возникли некоторые сомнения: уже проводили, не хочется повторяться, тем более могут прийти зрители, участвовавшие в прошлой встрече. И значит, нужны новые вопросы. Ну и актуализировались все те недостатки викторины, о которых мы говорили раньше. И мы поставили перед собой сложную задачу: придумать новую игру о театре в целом, в которой не нужны вопросы, может участвовать много игроков, и дополнительный момент – зрители должны получить новый опыт, включающий общение с артистами театра. И тогда мы разработали загадочную командную игру «Дуэлиум», в которой команды придумывают загадки, с соблюдением всех свойств этого культурного жанра. В них абстрактное театральное понятие скрывается за конкретным театральным предметом и наоборот. А далее между командами происходят дуэли, в которых выстрел – загадка. В этой игре может участвовать до 120 человек, бонусом для зрителей стало присутствие в каждой команде артиста театра. Так мы смогли сделать новую игру, работающую на обретение знаний о театре и на понимание искусства театра. В ней игроки являются субъектами, развивается коммуникация, командная работа и креативность.

Подведём итог. Что даёт нам игра в театре?

- осмысление спектакля через индивидуальную игромеханику;

- встраивание зрителя в динамичную структуру, основанную на спектакле;

- перевод зрителя в субъектную позицию по отношению к спектаклю и культуре в целом;

- рефлексию зрительского опыта и возможность распространения результатов рефлексии на реальную жизнь человека.


..................................................................................................................................Михаил Моисеев,

...................................................................начальник отдела творческих проектов НАМТ «Глобус»,

.....................................................................................зам. руководителя лаборатории игр «В-агон».

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda