Бочаров. Привет, Илья! У меня к тебе несколько вопросов.
Сколько-то лет назад в Вологде ты организовал детскую студию танца. Вы активно развиваетесь, принимаете участие в фестивалях, проводите мастер-классы. Расскажи немного подробнее про историю создания. Как пришла идея? Что этому предшествовало?
Оши. В 2009 году я закончил университет, получил диплом архитектора. По протекции стал стажироваться в крупной строительной компании. В первый же месяц осознал, что работа не доставляет мне удовольствия. Уже в феврале 2010 года мы с другом открыли свою студию «Мастерская танца JAM».
Почему именно танцы? Танцами я начал заниматься с 13 лет. Получалось. В театральное и цирковое (в хореографическое точно не планировал) поступать не стал по договорённостью с родителями, но бросать увлечение тоже не стал. Мой максимализм, видимо, отражался в постоянных репетициях и поездках по мастер-классам и конкурсам. Честно, мне всегда казалось, что я плохо двигаюсь, всегда было недостаточно тренировок, всегда было мало времени. К окончанию университета у меня был хороший уровень и опыт преподавания. Вернёмся к студии. Помню, что решение пришло спонтанно, а на реализацию ушла пара месяцев. Зимой 2009 года я не вернулся в офис.
Бочаров. У меня идея современного танца и пластики для детей вызывает абсолютное одобрение. И, кажется, это так органично и естественно, что просто «а как мы без этого раньше обходились?». Ведь этот телесный опыт просто необходим для осознанного отношения к телу, для развития целого ряда креативных навыков. Расскажи немного о том, как ты строишь свою программу. На что ты в первую очередь нацелен в своей педагогической практике? Как расставляешь акценты?
Оши. Полностью поддерживаю любую активность в жизни ребёнка. Танец не исключение, но отличная возможность познакомиться с телесностью, развить двигательную способность и творческое мышление. Но! Существует масса примеров-программ, развивающих в детях машинальность, но не мобильность. Моё детство было активным: спортивные секции, стадион рядом с домом, игры, драки и стройки. В детстве я обладал super способностями. Ещё у меня не было гаджетов. Моё знакомство с танцем быстро переросло во взаимную любовь. Танцы помогли мне раскрыться, а я был открыт к движению.
Сегодня необходимо работать над мотивацией детей. Речь идёт скорее о частных студиях и школах дополнительного образования. Балетные училища работаю более жёстко в отношении дисциплины и программы. Уверен, что есть исключения. Моя программа основана на личном опыте и отношении к движению. Классы выстроены на основе уличного танца, техник современной хореографии, основ акробатики, актёрского мастерства и творческих мастерских. В работе с детьми я использую два постулата: «делиться опытом» и «отношение к...». Танец — это про вдохновить и подсказать, а не про научить.
Бочаров. Такая мысль пришла. Скажи, а возможно ли представить себе, что современный танец, в какой-то его форме, может стать частью обязательной программы обучения? Я знаю, что некоторые частные школы уже практикуют подобное. Это интереснее и полезнее, чем стандартная «хореография», которую иногда дают ученикам младших классов. Там какие-то отдельные элементы как бы «историко-бытового танца», который, как правило, забывается моментально. Тем более, что не все элементы оказываются доступны для детей с особенностями, например. А современный танец и телесные практики на базовом уровне абсолютно инклюзивная и адаптивная территория, на которой каждый может себя проявить. Как думаешь, такое возможно? И вообще, нужно ли это?
Оши. В целом вся школьная программа забывается моментально. Дело даже не в информации, а в способе передачи этой информации. После школы ребёнок вынужден идти к репетитору. После репетитора ребёнок должен принять школьную программу. Замкнутый круг (ада).
Меня всегда радуют исключения из правил, авторский подход к методике и работе с информацией, отсутствие чётких границ между дисциплинами. Не могу принять сторону одного только современного танца, так как наравне с ним могу поставить работу с голосом и звуком, ремесленные практики или изучение космических тел. В отношении образования возникает идея о сбалансированном процессе с вовлечением в него движенческих практик.
Бочаров. И раз уж разговор зашел про школьное образование, мне было бы интересно узнать твое мнение как человека исследующего движение и тело. Вот смотри, так сложилось в европейской культуре еще с Просвещения, что тело учащегося это «сидячее тело». То есть оно, по большому счету, на 10-11 лет обречено на довольно не комфортное положение, на парты и стулья и в промежутках 10-15 минут беготни в фойе. Само собой, такая кондиция была обусловлена целым рядом задач, которые решало образование. Научить концентрироваться, развивать усердие, дисциплинировать — то есть всему тому, что поможет в будущем качественнее выполнять определенную работу. И работу конкретного свойства — классификация, расчет, упорядочивание, - т. е. рациональную, но достаточно механическую. Сегодня, когда мы имеем технологии, которые во многом служат тому, чтобы освободить человека от такой концентрации и монотонной занятости, не стоит ли нам пересмотреть и саму «хореографию обучения»? Я уверен, что мы найдем подобные прецеденты в истории, но как думаешь, было бы интересно хореографам совместно с педагогами попытаться разработать какую-то новую схему и партитуру движения во время занятий? Как тебе такая лаборатория?
Оши. Человечество постоянно занимается созданием идеальной машины. Механика действий подчинена стандартам с малых лет, описана в уставе учебного заведения, должностных обязанностях трудящихся, правилах поведения в общественных местах. Любая активность рассматривается учреждениями с особой подозрительностью.
Практически неподвижное тело ученика на занятии уже перемещается относительно орбиты нашей планеты. Ощущение, что образовательная программа учитывает это в свою пользу. Но давайте вернёмся в класс и попробуем смоделировать траекторию движения ребёнка на уроке. Она всё время стремится вниз (сидеть за партой, склониться перед учебником). Данная динамика утяжеляет общую композицию. Тело ученика стремится врасти в класс, в то время как трекер ждёт от него 8000 шагов ежедневно, требует активности. Инициатива к движению уже обусловлена ребёнком, его неуёмностью и его бесконечной энергией. Эту инициативу следует поддержать - проявить активность и пересмотреть существующий подход.
Под активным образованием я подразумеваю совместную деятельность учителя и ученика, диалог в контексте достижения общей цели, возможность расширения границ класса за счёт использования пространства школы и пришкольной территории.
Бочаров. Дальше вопрос в сослагательном наклонении.) Какой бы простейший «совет хореографа» ты бы мог дать школьному учителю, который бы захотел, чтобы его урок, условно, литературы стал интереснее именно за счет интервенции физического и телесного опыта? Это реально?
Оши. Подсказка уже находится в вопросе. Образование в целом просто обязано обращаться к физическому и телесному опыту. Человеческое тело всегда являлось предметом для исследования. Вспомним хотя бы про меры измерения, пропорции, описание тела и действия в мифах. Вернёмся к уроку. Фокус внимания к предмету через телесное подключение даёт возможность иначе (шире) понять язык искусства или науки. Правильно подобранные упражнения или отдельные классы могут положительным образом отразиться на формировании ребёнка. Синтез движения и школьных дисциплин возможен при привлечении специалистов в области хореографии.
Бочаров. И финальный вопрос про будущее и планы. Каким ты видишь будущее своей студии, в каком направлении ты планируешь развивать эту историю?
Оши. Студия живёт и развивается. Есть желание сформировать бюджетные места для увлечённых детей, создать платформу для полноценного образования, поддерживать и развивать танец в родном городе. Своё участие в данном проекте я рассматриваю в качестве наставника и идейного вдохновителя.
Пройдя
по ссылке можно больше узнать про студию Ильи Оши