Есина И. С.

Соруководитель театра-студии «Академия ХМ!

Читаем «Каштанку» А. П. Чехова
К прозаическому литературному тексту с помощью методики работы над художественным словом
Мы в соцсетях
Как бы хотелось родителям и учителям, что б подростки больше читали! Хотелось бы, что б чтение для них стало интересным и увлекательным занятием, не превращалось в формальную «отмазку»: задали – пролистал. Но, увы, из практики мы знаем, как часто калечится восприятия школьника о том или ином произведении, авторе, входящем в школьную программу из-за насильственного чтения, поверхностного пролистывания, восприятия по принципу «Я Пастернака не читал, но скажу…».

Однако как бы это ни было трудно, задача педагогов - открыть ученикам путь в мир авторских образов. У опытных учителей литературы есть немало идей о том, как это сделать. Мы сегодня предложим путь, который принят в другой профессии, в смежном культурном пространстве: на занятиях сценической речью. «Сценическая речь» и её важнейший раздел «художественное слово» - предмет, который преподаётся во многих детских театральных студиях, а не только в творческих Вузах. Поэтому методики, о которых мы будем говорить, давно обкатаны в детских аудиториях. Трудно понять, почему они не преподаются в педагогических Вузах будущим словесникам и редко используются учителями на уроках литературы. Может быть, мы, педагоги, не слишком любим пробираться по неизведанным тропам? Мы привыкаем к определённой методике преподавания годами и десятилетиями, и нам кажется, что иного не дано. А если и дано, то любое новое требует непомерных усилий, времени и неоправданного разрушения привычных и проверенных дорог. Но если пристально посмотреть на нашу ежедневную педагогическую работу, то нетрудно убедиться, что это совершенно не так. Ведь каждый живой и увлечённый учитель, не только учит, но ежедневно учится у своих учеников, существует с ними в непрерывном диалоге. И, значит, методика преподавания каждый день и час чуточку меняется. Моё глубокое убеждение, что только в этом случае, возможен творческий, интересный для обеих сторон, результат.

В идеале, педагог, овладевающий театральными методами работы, должен научиться «задавать правила игры» и отходить в сторону, изредка направляя и поддерживая процесс. Но это даётся и учителю, и детям не сразу. Сейчас мы поговорим о том, как продвигаться в эту сторону с помощью упражнений из арсенала театральной педагогики. В качестве примера возьмём рассказ А.П.Чехова «Каштанка». Мы будем рассматривать его в проектном плане, как будто собираемся создавать групповую чтецкую работу. Сколько уроков уйдёт на это, зависит от мобильности класса и учителя. Поэтому оставим в стороне важные вопросы об учебном плане и интеграции часов общего и дополнительного образования. Попробуем разобраться в самом принципе. Наша работа будет состоять из 9-ти шагов:
  1. Знакомство с автором
  2. Сюжетно-тематическая канва текста
  3. Атмосфера действия
  4. Образы героев
  5. Речевые характеристики
  6. Эмоции, чувства, переживания
  7. Вопросы на понимание
  8. Выбор фигуры рассказчика
  9. Публичное чтение

Первое, с чего с чего начинают и в театре, и на уроке - это знакомство с автором. Автор – наш главный собеседник! И если мы «с холодным носом» станем рассказывать о нём факты, не интересные ни детям, ни нам, - провал обеспечен. Если станем говорить что-то важное, но не имеющее прямого отношения к проекту и не самое актуальное для младшего подросткового возраста, с которым работаем – тоже может оказаться не слишком увлекательно. Всему своё место время. И если мы говорим сегодня о «Каштанке» А.Чехова, то интересно было бы рассказать о страсти Антона Павловича к собакам, показать фотографии, где автор окружён своими любимцами. Педагог может поискать живые и не хрестоматийные высказывания Чехова о животных, высказывания близких ему людей. Не стоит бояться жанра мемуарной байки, исторического анекдота, шутки, откровенно горьких и трагедийных цитат. Тут крайности хороши, а середина – нет. Наша задача – разогреть интерес, воображение, мысль. Было бы не плохо «зацепить» подростков дискуссионной темой и спровоцировать их самих на поиск биографических «интересностей» об авторе. Важно уйти от учительского монолога, отказаться от авторитарной позиции всезнайства - надо организовать жаркий диалог и увлекательную игру. Теперь, когда автор стал близким для нас, живым собеседником, можно приступать к работе с текстом.
Я более чем уверена, что добрая половина класса не прочитает к уроку рассказ. А Вы? Думаю, поставленная двойка не заставит ученика прочитать текст, а уж тем более понять и почувствовать его. Мы полагаем, что дети не готовы к уроку, и это требует нашей педагогической реакции. Но что значит быть готовыми? И готовы ли к уроку мы сами? Наша готовность - это ведь и разумное прогнозирование. Мы должны быть методически готовы к ситуации «непрочтённого текста». Таковы реалии сегодняшнего дня. Итак, мы понимаем, что есть те, кто добросовестно читал, и те, кто этого не сделал. А теперь зададим себе вопрос, сильно ли отличается готовность одних от неготовности других? Увидели ли те, кто читал рассказ, картины, волновавшие автора? Прошли ли они вместе с Каштанкой или другими героями их непростой путь? Возникли ли у детей сильные чувства, пробудившие к размышлению? Думаю, ученики, о которых на каждый из поставленных вопросов, можно с уверенностью ответить «да» - великая редкость. Так что мы с Вами по своему - счастливые люди, перед нами волшебный лист. Он кажется белым, но в результате нашего совместного с учениками колдовства на нём будет проявляться прекрасная картина. Главный показатель готовности к уроку, как нас, так и наших учеников – готовность к совместному поиску. Остальное – технические подробности.

Итак, я предлагаю шаг второй: работа с главами. В рассказе «Каштанка» их семь. Мы распечатываем рассказ и разрезаем текст на эти семь кусков. Далее делим класс на семь групп, и даём каждой по главке, не подписывая авторского названия главы.

О ЧЁМ ИСТОРИЯ. Задание следующее: прочитать, определить главную ТЕМУ отрывка или главное ПРОИСШЕСТВИЕ, о котором тут рассказывается. Нужно назвать эту тему или происшествие в одном предложении.

Первая глава, как мы помним, начинается тем, что «Молодая рыжая собака - помесь такса с дворняжкой - очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?», а заканчивается эта глава тем, что «За весь день ей приходилось жевать только два раза: покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу - вот и все. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: "Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»

Может быть тема: «Как и при каких обстоятельствах потерялась Каштанка». Возможны и другие варианты. Дети могут обратить внимание на взаимоотношения Каштанки с хозяином, на характер её прежней жизни. Или на что-то ещё для них содержательно наиболее значимое. Каждая группа (в хаотическом порядке, что важно), рассказывает о том, почему пришли к той или иной формулировке. Если в группе возникло несколько вариантов обозначения темы, пусть каждая из них окажется записанной на доске.

Потом мы собираем розданные тексты, и просим класс, оставаясь в тех же группах, выстроить порядок действия, опираясь на рассказы товарищей. Проще всего выписать названия эпизодов в столбик, расположив их в предполагаемом порядке. Просим одного человека от каждой группы прокомментировать избранный порядок. Если порядок у нескольких или всех групп общий – не повторяемся. Когда работа окончена, мы вывешиваем на доске плакат с авторскими названиями глав, и сравниваем порядок, одновременно бегло обсуждая созвучия и диссонансы в наших формулировках тем и авторских образных названиях глав.

АТМОСФЕРА ДЕЙСТВИЯ. Теперь, мы вновь раздаём тексты нашим группам, но таким образом, что бы у каждой группы оказалась нечитанная ранее глава. Ребята вновь читают текст, но задание новое. Мы попросим их описать атмосферу, в которой происходят события. Возможно, это будут цитаты из текста, а могут быть и их собственные фразы. Главное требование – фраза должна содержать яркий и внятный зрительный образ. Важно раскрыть видение ребят. Во время устных ответов задавайте уточняющие вопросы.

Что, к примеру, может быть выделено во второй главе? «Мягкий пушистый снег», холодно, быстро надвигается ночь, горят фонари, «большая светлая комната» нового знакомого, вкусные кусочки со стола, «опьянела от еды», «приятная истома» и т.д. Но, может быть доминантными окажутся картины прошлого: «уютное местечко под верстаком», где «всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками», ласковое обращение незнакомца и жестокие игры Фёдюшки, от которых у Каштанки «зеленело в глазах». И может быть, две атмосферы заспорят.

ОБРАЗ ГЕРОЯ. Далее ребятам нужно будет познакомиться поближе с персонажами. Для этого мы ещё раз поменяем тексты. И путь к знакомству проложим через воссоздание образа каждого героя: каким он нам видится? Как он выглядит? Какого размера? Какого цвета у него глаза, кожа, шерсть, пёрышки? Как от него пахнет? Во что он одет? Как двигается? Его любимые жесты, уголки в пространстве? Что написал об этом автор, а что достраивает наше воображение? Важно избегать оценок-ярлычков «плохой – хороший», и уточнять чувственные детали.

Например, в третьей главе мы знакомимся с котом. Нам представляется, что он толстый, важный, чистый, пушистый, вредный и хитрый. Лежит на своём матрасике как король на троне. Можно подумать, что он неповоротливый лентяй, но на самом деле его движения ловки и молниеносны. Проверим, что говорится в рассказе?

«На матрасике, лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и зашипел». Но когда вошёл хозяин, он «покорно лег на свой матрасик и закрыл глаза. Судя по выражению его морды и усов, он сам был недоволен, что погорячился и вступил в драку». После происшествия он «неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что спит». Может быть, мы были не совсем точны, и кот – не король, а царедворец? Лукавый философ?

Рассказ можно сопровождать показом. Можно продемонстрировать, каким мы слышим тембр голоса героя, показать, с какими звуками он у нас ассоциируется. Героев можно рисовать и комментировать рисунки. Разные способы описания можно комбинировать. В разных отрывках нам встретятся разные герои. И на каждого из них нам надо потратить хоть немного времени. Но наш главный герой – Каштанка. У каждой группы её описание будет несколько разное. И это очень хорошо: разной Каштанке надо уделить особое внимание.

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. После того, как ребята рассказали о героях, нужно вновь поменять тексты в группах. На новом этапе работы мы переходим к речевым характеристикам. Нужно выписать из текста, наиболее часто проскакивающие у того или иного персонажа звуки и слова. Посмотреть, есть ли у него «любимые» знаки препинания. Как он говорит, длинно или коротко (занятые или точки)? Спрашивает, повествует, размышляет, восклицает (вопросительные знаки, многоточия, восклицательные знаки)?

Читаем четвёртую главу. Тут много реплик хозяина.

- Иван Иваныч, пожалуйте!

- Ну-с, начнем с самого начала. Прежде всего, поклонись и сделай реверанс! Живо!

- Так, молодец... Теперь умри!

- Молодец, Иван Иваныч! Теперь представь, что ты ювелир и торгуешь золотом и брильянтами. Представь теперь, что ты приходишь к себе в магазин и застаешь в нем воров. Как бы ты поступил в данном случае?

- Тетка, на место! Молчать!

- Марья, позови-ка сюда Хавронью Ивановну!

- Федор Тимофеич, пожалуйте!

- Ну-с, начнем с египетской пирамиды,- "Раз... два... три!"


Мы видим, что хозяин чаще всего отдаёт команды, и поэтому в конце его фраз чаще всего восклицательный знак. Но эти команды не грубые, он уважительно обращается к своим актёрам и поддерживает их, всех называет по имени-отчеству. Он увлечён работой, объясняет её смысл и держит высокий темп речи – не болтает за делом лишнего.

Даже если у персонажа, нет текста, мы всё равно придумываем, а как бы он МОГ говорить. Например, гусь Иван Иванович: если бы говорил, то как? Тут нужно попробовать предположить, набросать разные варианты, почему Чехов дал гусю именно такое имя? Какая речь может быть именно у Ивана Ивановича: плавная или прерывистая, голос мягкий или резкий, а может быть, у него есть какой-то акцент или диалект и т.д. А потом нужно выбрать в тексте фразу (или придумать, если её нет), самую характерную для каждого героя, и попробовать произнести её, максимально встроившись в нарисованный образ. Аплодисменты – хорошая награда за удачную работу. Если детям хочется аплодировать – это лучшая энергетическая подпитка участникам работы.

ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА, ПЕРЕЖИВАНИЯ. И снова группы меняются текстами. Теперь в каждом отрывке мы просим их найти те моменты, когда читающие испытывают наиболее острые эмоции, когда им становится грустно или тоскливо, что-то возмущает, изумляет, где становится смешно. Группы читают по одному наиболее яркому для них фрагменту из 2-4-ёх предложений. Рассказывают о своих чувствах и комментируют, почему испытали именно такие чувства.

Предположим, что перед нами пятая глава. Мне, например, смешно то, что «Иной раз хозяин поднимал вверх голову и произносил длинные монологи». Мне смешно, потому, что я живо себе это представляю: Человек говорит непонятно что, но очень много. Я знаю таких людей, и с образом героя немножко смешиваю своих знакомых.

А вот другое: «Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик и начинала грустить... Грусть подкрадывалась к ней как-то незаметно и овладевала ею постепенно, как потемки комнатой. Начиналось с того, что у собаки пропадала всякая охота лаять, бегать по комнатам и даже глядеть, затем в воображении ее появлялись какие-то две неясные фигуры, не то собаки, не то люди, с физиономиями симпатичными, милыми, но непонятными; при появлении их Тетка виляла хвостом, и ей казалось, что она их где-то когда-то видела и любила.... А засыпая, она всякий раз чувствовала, что от этих фигур пахнет клеем, стружками и лаком». Например, кто-то скажет, что читая этот кусок, испытывает грусть. Кто-то скажет – тоску. Кто-то – ощущение тепла, нежность. А кто-то, что неловкость, неприятие, отторжение. И так бывает. Важно обсудить, почему и откуда возникает у нас каждое из этих чувств, понять, что все они, такие разные, могут сочетаться.

НЕПОНЯТНОСТИ ТЕКСТА. Мы ещё раз обменялись текстами. Не всё в написанном более ста лет назад понятно сегодняшнему читателю. В каждом отрывке мы ищем не слишком знакомые, новые, непонятные слова, выражения речевые обороты, выписываем их, а потом всем классом пытаемся разобраться в значениях и смысловых оттенках. Наряду с лексикой непонятными нам могут показаться какие-то правила жизни, неясными нам могут представиться и какие-то действия героев. Обсудим и это.

Например, мы читаем 6 главу. Что такое «лохань»? Почему раньше утра нельзя выходить из комнатки? Или, что значит «оскалит рот», почему автор применительно к собаке пишет не морду, а рот, как у человека? Почему хозяин ночью вошёл в комнату «со свечой»? Отчего для Каштанки «срашнее всего было то, что этого чужого (который чудился ей в темноте – И. Е.) нельзя было укусить»?

Может быть, нам эти вопросы покажутся странными, но кого-то это действительно волнует. Нередко бывает так, что дети боятся или не умеют задать вопросы. Им страшно показаться «глупыми», «наивными». В этом случае педагогу нужно помочь им, проявив самому максимальную «глупость» и «наивность». У учителя в копилке должно лежать несколько провокационных вопросов типа: «Я вот совершенно не понимаю, почему у Чехова в такую тревожную ночь недавние враги собака Каштанка и кот Фёдор Тимофеевич стали облизывать друг друга? Насколько я знаю, когда животные боятся, они наоборот огрызаются и даже дерутся!» Честно отвечая на «глупые» вопросы, мы глубже проникаем в текст, учимся его чувствовать и анализировать.

Вот и закончен подготовительный этап. Теперь можно переходить непосредственно к работе над чтецким отрывком. Сейчас каждому из детей необходимо понять, кто из персонажей ему более всего близок, понятен, и решить для себя вопрос: «От чьего лица я бы прочитали вновь доставшийся мне кусочек текста?».

Предположим, перед нами 7-ая, заключительная глава «Неудачный дебют». Кто участвует в этой истории? Каштанка, Фёдор Тимофеевич, хозяин, Федюшка. Для каждого из них одни и те же события выглядят по-разному. Возможно, Фёдора Тимофеевича они не очень сильно волнуют? Но кто-то увидит поворот событий, важный и для него. Очень хорошо! Для
хозяина, Каштанки и Федюшки события этой главы сверхзначимые, но совершенно разные. Важно разглядеть, как воспринимают их эти герои? И каждому ученику выбрать самого близкого себе.

Кто-то выберет Федюшку. Для него цирк – чудо! Он, мальчик из бедной семьи, не часто видит такие праздники. Но главное чудо – его Каштанка нашлась! Она – актриса! А может быть, самое главное, это огромное изумление: вечному празднику и довольству Каштанка предпочла его: нищего и не самого доброго на свете мальчика, который нередко обижал её?

Кто-то выберет хозяина. Он так долго готовил Каштанку. Недавно потерял любимого актёра – гуся Ивана Ивановича. Для него уход Каштанки – настоящая катастрофа. И самое интересное: как от его лица прочитать конец главы? Как хозяин отнесся к «предательству» актрисы? Затаил глубокую обиду? Понял ли её? Были ли за неё рад? Тревожился за её судьбу в доме пьяненького столяра?

А кто-то выберет Каштанку. И ему будет труднее всего выделить самое главное в отношении героини к событиям. Успехов такому храброму безумцу.

Никто из младших подростков не способен прочитать от лица героя целую главу. Поэтому, выбрав позицию, важно выбрать и крошечные кусочки, которые будем читать. Пусть из каждой главы это будет один – самый яркий для всех: главное событие!

Если мы выбираем из заключительной главы, может быть, это будет вот такой отрывок:

«Кто-то на галерее свистнул, и два голоса, один - детский, другой мужской, громко позвали:

- Каштанка! Каштанка!

Тетка вздрогнула и посмотрела туда, где кричали. Два лица: одно волосатое, пьяное и ухмыляющееся, другое - пухлое, краснощекое и испуганное, ударили по ее глазам, как раньше ударил яркий свет... Она вспомнила, упала со стула и забилась на песке, потом вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам. Раздался оглушительный рев, пронизанный насквозь свистками и пронзительным детским криком:

- Каштанка! Каштанка!

Тетка прыгнула через барьер, потом через чье-то плечо, очутилась в ложе; чтобы попасть в следующий ярус, нужно было перескочить высокую стену; Тетка прыгнула, но не допрыгнула и поползла назад по стене. Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи-то руки и лица, подвигалась все выше и выше и, наконец, попала на галерку...»


Все в классе не успеют прочитать свой вариант. Что же делать? Можно предложить детям почитать друг другу в малых группах, и выбрать от каждой того, чьё чтение покажется остальным наиболее точно передающим отношение выбранного героя. Тогда для всего класса прозвучит вслух 7 коротких отрывков. И слушающие должны будут угадать, от чьего лица сейчас ведётся повествование.

ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА. Мы прочитали весь рассказ. 7 фрагментов. 7 заданий. Нужно ли теперь, вспомнив всё пережитое и переговоренное, поговорить о том, что хотел сказать А.П.Чехов, какими размышлениями поделиться, к каким открытиям подвести? Об этом может судить только учитель. Может, всё уже сказано. Может, лучше оставить что-то на самостоятельное домысливание. Может, необходимо что-то проговорить повторно.

На этом чтении в классе можно остановиться над работой с текстом «Каштанки». А можно сделать небольшую литературную композицию из отрывков и показать её родителям или другим ученикам.

(Впервые опубликовано в журнале «Литература» N1 (688), 1-15 января 2010 г.)

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda