Игральщики при метафоре
Руководитель театральной студии «MINIMA» Лора Владимировна Макмак размышляет о том, зачем школе нужен театр.
Мы в соцсетях
Вопрос: Как придумался Ваш театр?

Лора Владимировна: Это была какая-то «случайная» идея… Мне хотелось, чтоб мои станичные дети (ст.Должанская, Краснодарский край) говорили, как чувствовали, а не как «столбики», выучившие слова. И были бы свободны, легки в движениях! Как в своих дворовых играх! А вот почему дети завелись на «театралку» – вопрос из вопросов. Вроде бы тоже учёба (тексты, мизансцены), вроде бы и трудно, а – не урок! Не сидя за партами (тогда еще парты были), а в компании друг с другом трудились! Вместе, а не каждый сам за себя! Говорили: «Ой, мы такие клёёёвые, оказывается!» … Была «Золушка» Е.Шварца! И наш лаконичный формат «minima» возник от «дефицитов» (костюмов, красок, тканей, декораций и пр.). Вот чтобы красиво и достойно выкрутиться, мы с детворой и решили сделать вид, что «так задумано». Как? – все в черном + метафорическая деталь, которая работает во всем спектакле (типа: «обыграй предмет»). И нам интересно додумывать себя под неё, и зрители задачку нашу решают. Все при деле! При метафоре!

Вопрос: Как Вы выбирали детей?

Лора Владимировна: Никак детей не выбирала. И не выбираю никогда. Потому что, вслед за моим любимым Николаем Евреиновым, считаю, что дети, по самой своей природе, великие «игральщики». Кто придёт в студию, тот и «наш человек»! Просто ход с этой, именно игровой, стороны надо искать. Не с высоты своего знания, а из собственного детства к ребёнку идти, когда всё из всего оживает, всё во всё превращается …

Вопрос: Считаете ли Вы, что в современном школьном образовании есть такие дефициты, которые важно восполнять за счёт театральных образовательных программ?

Лора Владимировна:
Конечно, есть такие дефициты! ВСЕ гуманитарные циклы можно встраивать в театральные техники преподавания. Творить из любой учебной информации ЛИЦО. И снова, как в студии, через метафору, которая запускает в работу воображение и позволяет материал не усвоить, а ПРИ-своить. Прожить по-своему!

Например: изучали сказку Салтыкова-Щедрина про мужика, который двух генералов прокормил. Параллельно шла теория по метафоре. Ну, не понимали ученики, что это такое, хотя старательно произносили выученное определение. Принесла в класс «предметку»: зеркальце двустороннее (одна сторона увеличивает), расчёску и мятую салфетку беленькую. Нарисовала на доске шляпу Чародея (спасибо Туве Янссон) и предложила забросить в шляпу эти вещички. И пропустить через сказку. Что получится? Ответы детей потрясли: «Салфетка – это жизнь генералов: чистенькая, беленькая. А помятая она стала после того, как автор их морду показал в зеркале. Он его открыл увеличивающей стороной к нам. И салфетка-жизнь, хоть и распрямится, но все равно помятой останется. А расческа – это судьба генералов, которая чешет их теперь против шерсти!» …

Не ЗУН нужны детям, а ОБРАЗ нового знания, который им поможет целостно прожить информацию, о-лице-творить её с пользой для себя! Интегрироваться надо с математиками, физиками… «Обобщаться»!

Вопрос: Являются ли для Вашего театра открытые образовательные встречи привычными?

Лора Владимировна: Каждая привычная встреча – особенная! Встречи, да, частые и по разным поводам (мастерские для коллег, для детей школ, детских домов, методистов и пр.). В этом смысле, – ребята привыкли работать на любой аудитории и в любой задаче. Ну, а всякий раз, конечно, получается как-то иначе, по-другому. Настроение, дыхание зала, погода, рабочее пространство и пр., пр. – нюансов не счесть!

Вопрос: Являются ли подобные встречи частью определённой программы театра?

Лора Владимировна: Да! Являются! Это наша система общения. Мы с ребятами всегда чувствуем животом, что с каждым показом или творческой встречей мы сами – растём! Во всех смыслах! То есть изначальный посыл всех наших действ – это работа НАД СОБОЙ и НА СЕБЯ! На свой потенциал! Это всегда шаг навстречу себе, чтобы потом полно и правдашно открыться партнеру или другому (человеку, событию, знанию и т.д.). Если ты сам себе интересен и важен, значит, и миру ты интересен и важен! Как аукнется, знаете ли …

Вопрос: Почему Ваш театр принял решение реализовывать образовательные программы? Что Вы от них ждёте?

Лора Владимировна: Потому что программ образовательных много, а театр – один! Един! Жил-был такой замечательный русский философ Василий Розанов. Вот он в точку сказал: в образовании-обучении ученика главное – «целость входящего в душу впечатления». Потому что его голова – не портфель, в котором могут спокойно соседствовать и катехизис, и поэмы Гомера, и арифметика. Моё ожидание от «внедрения» театральных практик в школу – это как раз-таки явление ЦЕЛОСТИ входящего в душу ребёнка впечатления от всего увиденного, переживаемого или пережитого, потрясшего или желаемого и т.д.! Слишком много «дробей» в жизни, целое микшируется: зачем? для чего?

Вопрос: Чего Вы ждете от встречи со зрителями?

Лора Владимировна: Ожидаю немногого: учиться и учить (по собственным возможностям) искусству ра-до-вать-(ся). Это трудно. Но в этом смысл и правда жизни ежедневной. И это искусство – тоже кроется в театральности: ощутить себя в «партнерстве» с собой-другим-разным, с другими и окружающим. В согласии. Комфорте. Как-то так.

Вопрос: Какие у Вас бывают опасения?

Лора Владимировна: Не знаю. Делаем с ребятами хорошее дело. Нам хорошо. Нашим зрителям, друзьям – хорошо. Опасения – не моё. Задача, которую можно и нужно решить, – вот это-то самое и есть: моё, наше. Мы в студии, ежели что, сразу проговариваем своё любимое – собственное! – изречение: «Тупиков нет – есть предлагаемые обстоятельства»! В нашей власти в них вжиться! Их изменить! Или измениться им навстречу! Вариантов поиграть (проиграть, переиграть и пр.) много.

Вопрос: Как бы Вы сформулировали свои пожелания к партнёрам в образовательных учреждениях?

Лора Владимировна: Вот я бы сказала словами Виктора Шкловского: желаю вам неспокойствия, тревожных снов и жажды будущего! Ну, если честно, то про сны бы не стала говорить… а вот неспокойствие – это всерьез и надолго. Оно почему-то связывается у меня с постоянным поиском баланса в отношении к работе, к себе, к миру. Баланс – вещь хрупкая, тут уж не зазеваться бы…

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda