Без муштры
Сотрудник Театра им. Пушкин, психолог Ольга Шевнина отвечает на вопросы исследования «Возможности неформального театрального образования в пространстве города»
Мы в соцсетях
Вопрос: Когда в вашем театре появились образовательные программы, и кто был инициатором?

Ольга Шевнина: В Театре им. Пушкина экскурсия по театру для детей и театральные уроки существуют 5 лет. Инициатором была тогдашняя заведующая литературной частью Ольга Андрейкина. По примеру уже существовавших экскурсий во МХАТе и в театре Вахтангова, у нас начались экскурсии для взрослых. Следом стали поступать заявки на детские экскурсии, и мы стали их делать. Поначалу было раза четыре в год. Сейчас получается шесть раз в месяц.

Вопрос: Как Вы подбираете детские группы для экскурсий и театральных уроков?

Ольга Шевнина: В афише экскурсий и уроков у нас нет. Мы пытались это сделать, но технически очень неудобно. Если билеты создаются в базе и не реализуются, получается, что есть долги по непроданным билетам. А если мы продаем билеты под уже существующие мероприятия, то они, понятное дело, выкупаются. Поэтому экскурсии и уроки делаются по индивидуальным заявкам, под заказ. Первое время я на детских спектаклях просто ходила и раздавала учителям памятки, что можно заказать театральный урок, театральную экскурсию. Информация на сайте театра распространяется с этого года, существует информация на mos.ru. Дата и время выбираются так, чтобы в первую очередь было удобно группе, а потом уже по возможностям театра.

Вопрос: Какие у Вас есть ожидания по поводу предстоящих встреч с детьми?

Ольга Шевнина: Опыта за эти пять лет набралось очень много. И раз на раз не приходится совершенно. Очень многое зависит от возраста. Очень многое зависит от школы. Каждый раз остается удивляться тому, насколько одни не похожи на других. Одни приходят очень замотивированные, с фантастической эрудицией. Кто-то приходит совсем не замотивированный.

Вопрос: Считаете ли Вы, что в современном школьном образовании есть такие дефициты, которые важно восполнять за счёт театральных образовательных программ?

Ольга Шевнина: Театр развивает образное мышление, фантазию и воображение, эмоциональный интеллект. И это культурный отдых во всех смыслах. Т.е. возможность получать знания без привычного усердия и напряжения, а с удовольствием.

Вопрос: Какие у Вас бывают опасения по поводу занятий?

Ольга Шевнина: Терпеть не могу делать экскурсии вместе со спектаклем, потому что дети выходят такие вымотанные, что что-то им рассказывать просто жалко. Но часто вынуждена делать либо до, либо после спектакля. Экскурсию берут, например, те, кто приезжают на автобусе из Подмосковья. Отказать я не могу, они не закажут автобус второй раз, но КПД падает просто невозможно. И тут никому ничего нельзя даже внутренне предъявить, потому что я понимаю, что спектакль абсолютно целостное впечатление. Детям не нужно ничего больше. Не нужно водить на дополнительные мероприятия уставших детей. Лучше взять свободный день или день каникул. Совершенно другое качество взаимодействия. Не важно, что это – театральный урок или экскурсия. Просто по школьникам очень заметно, насколько их школьная программа утомляет. Любые впечатления и путешествия накладываются на это утомление, и тут очень сложно что-то вложить.

Сегодня были достаточно эрудированные дети. Я, честно говоря, не ожидала от второго класса некоторых из прозвучавших знаний, связанных с театром, с историей, с архитектурой. И это они знают, и то они знают. Но так не всегда бывает. Ну, и не всегда все хотят делиться. Маленькие очень любят тактильные контакты. Несколько человек подошли сегодня пообниматься к чужому человеку, потрогать разные места: «что это у вас там?». С одной стороны, типично для второклассников, с другой стороны не всегда так получается.

Я очень не люблю муштру. Мне гораздо спокойнее, когда они носятся и бесятся, и в какой-то момент я могу их собрать, чем когда они ходят по струнке от начала и до конца. Да, и преподаватели их давят. Особенно, когда я в школу хожу, у меня прямо сплошной когнитивный диссонанс. Потому что я хочу слышать свободные ответы, а учитель хочет, чтобы дети сидели тихо.

Вопрос: Как бы Вы сформулировали свои пожелания к партнёрам в образовательных учреждениях?

Ольга Шевнина: Поскольку между детьми и театром есть посредник, учитель в данном случае, то не всегда именно посредники готовы воспринять и увидеть то, что театр предлагает школе. Есть сказочные люди, которые ходят в учительские клубы и понимают, и знают, зачем им это надо и в какой форме. А есть и другое. Я была последний раз в школе у маленьких, у первоклассников. Там такая железная дисциплина, такая у них учительница строгая - Цербер, что я чувствовала себя опутанной цепями от и до.

В школу я могу прийти с театральным уроком и рассказать о том спектакле, на который класс приобрел билеты, подготовить их к тому, какое время в этом спектакле, какие художники там работали, какие особенности оформления спектакля.

Обычно я прошу актовый зал. Мы можем и подвигаться, и поиграть. Но не все могут это обеспечить. В основном это класс, парты. Интерактивный разговор. Я больше спрашиваю, чем рассказываю. Показываю, даю пощупать и пофантазировать по возможности. Но движения очень не хватает.

Школа может прислать заявку. Кажется, есть финансирование программы «Театр в школе» от Департаментов культуры и образования. Я получаю заявку, веду переговоры, а дальше случаются странные вещи. В четырех случаях из пяти мне говорят, что заказывали, но на спектакль школа не собирается идти. Четыре заявки из пяти: «Вы можете уничтожить, мы к Вам не пойдем. Вы знаете, родителям дорого 500 рублей за билеты. Мы не придем». Тогда смысл моего контакта улетучивается. Школы сами отправляют заявки, и сами же от этих заявок отказываются. Это бывает печально. Хочется более прозрачного и продуктивного взаимодействия.

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda