Лаборатория полезна и в профессиональном, и в непрофессиональном театре, потому что она даёт возможность попробовать что-то новое в формате трёх-четырёх дней, размять материал в театре, который ещё боится новых форм и новых текстов. На самом деле они довольно результативные. В 2024 году вышел номер «Петербургского театрального журнала», посвящённый театру для подростков, о режиссёрах, о новых текстах, рекомендую всем обратить внимание. А я подробно пишу о лабораториях, из каких что получилось. Лабораторное движение идёт сейчас по всей стране не только во взрослом театре, но и в детском.
В РАМТе проходит множество программ. Был интересный проект по поиску новых форм, из которого вышли два спектакля: документальный «Деревня и я» Дмитрия Крестьянкина по рассказам подростков из малых сёл и малых городов о том, как они живут, и спектакль-бродилка по РАМТу, посвящённая столетию театра, где можно было обойти все-все этажи и узнать, что там происходило. Мы в своё время три года проводили лабораторию в рамках Детского Weekend’а «Золотой маски». Наверное, интереснее поговорить не столько про лабораторию, сколько про новые формы, которые мы там нашли, тем более что в один год подзаголовок Детского Weekend’а был «Новые тексты, новые формы».
Так, был представлен интересный спектакль-чат. Мы часто говорим о том, что дети живут в гаджетах, в интернете, мы же совершенно этих технологий не знаем, не понимаем, а на самом деле там происходит целая жизнь. Этот спектакль был из Лесосибирска, из очень далёкого маленького города в Красноярском крае. Это такой замкнутый мир, где любой новый человек — событие. И в этот маленький город приезжает новый учитель; в него влюбляется одна из девочек, пишет ему буквально письмо Татьяны, только это всё происходит, соответственно, в чатах, — и зритель наблюдает, что из этого выходит. Что интересно, весь спектакль построен как переписка на экране. Мы не видим актёров, видим только видео, подростки записывают бесконечные кружочки друг другу, пересылают музыку. Мы видим, как там, на экране, происходит целая жизнь, драмы, любови. Актёры сидели за экранами и всё это набирали в режиме реального времени. Такого я больше нигде не видела.
В Александринском театре был интересный спектакль «Томми» по пьесе Анастасии Букреевой. Он был сделан в формате видеоблогов: актёры говорили в камеру, их снимали, всё это происходило на экране. Это пьеса о мальчике-инвалиде, который оказался прикован к коляске, он не хотел выходить из дома, и какой-то фантастический персонаж, у Букреевой это камень, сподвиг его, чтобы выйти и кому-то ещё помочь. Всё это было показано на понятном детям языке видеоблогов — то, чем они пользуются каждый день.
На фестивале «Арлекин» проводилась целая лаборатория эскизов по комиксам. Может быть, дети сейчас меньше читают комиксы, больше манга, в любом случае жанр графического романа, рассматривания картинок ближе и понятнее им, чем длинные тексты. Оказывается, это тоже вполне возможно использовать в театре. У нас на Weekend’е шёл спектакль Кати Корабельник «Спасти супербелку» по повести Кейт Дикамилло – тоже в эстетике комикса.