Через 7 лет (2 апреля 2017 года) «Страстному пилигриму» суждено было повториться.
«Эстафету» подхватили другие ребята – тоже выпускники школы и театральной студии: Таня Любарская и Максим Брезгин (хореография Арины Львовны Петровой).
Шли, что называется, по проторённой дорожке, совсем немного корректируя текст, рисунок мизансцен, характеры, пластику…
Но энергия, сила отдачи, глубина погружения и соучастия детей позволили увидеть в старом сценарии огромный ресурс обновления. И родилось новое, совсем другое, вполне авторское звучание.
Премьеру играли в актовом зале школы № 1241, а потом и на сценах в Калуге, Московской области, в Москве, конечно, – во Дворце пионеров на Воробьёвых, в молодёжном театре «Экспромт», в Марьинском интернате для детей-инвалидов.
«Браво!» этих зрителей, сердечность и точность их восприятия, отзывов бесценны:
– Я в шоке! Так красиво!
– Вы мне всю душу перевернули! Любить надо, любить и всё!
– Да! Не спрашивать, не ругаться, а просто любить!..
Наверное, это лаконичное резюме можно было бы сделать эпиграфом к спектаклю: «просто любить» или «любить просто».
Как раз эта идея и задавала планку всем мыслимым и немыслимым перипетиям страсти, в нём проживаемой: зачарованность красотой, игра-кокетство, флирт, ревность, ложь… «гроздья гнева», борьба самолюбий, отказ от борьбы. Поражение. Радость. Прощение. Мольба. Восторг. Гармония.
Импульсом к запуску всех этих смыслов стала любовная записка, которая случайно попадает в руки Поэту. Записка адресована не ему, а Даме. Но тем не менее он её читает и…
Лёгкая многообещающая встреча превращается в муки и радости рождения глубокого настоящего чувства.
Строки «служу я рамою живой» подсказали режиссёрский ход и сценографию: театральные ширмы (две рамки-тройки) создают особое поэтическое пространство – пустое, «призрачное».
Они свободны в перемещениях (на роликах), поэтому легко управляемы (как и воспоминание, в которое мы пускаемся, не ведая границ, но по маршрутам, им же и очерченным). Сквозь них, как «сквозь мастера», – видится Она.
Сонет Джона Китса «оправдал» общую картину действия внутри оживающей памяти…
День отошёл, и всё с собой унёс:
Влюблённость, нежность, губы, руки, взоры, Т
епло дыханья, тёмный плен волос, С
мех, шёпот, шутки, игры, ласки, споры…
Весь часослов любви прочёл я днём.
И вновь молю – войди же, Сон, в мой дом!
Стоит тронуть рамки – и они совсем откроют Её.
…А стоит коснуться Её – зазвучит музыка любви и стиха, оживут ритмы счастья-игры-страсти: С улыбкой нимфы, голову склоня,
Ты взглядываешь искоса, украдкой.
В какой небесный миг своей повадкой
Ты обольстительнее для меня?
Уйдя ли в лабиринт беседы сладкой
Иль светлых дум? Встречая ль проблеск дня,
Когда танцуешь меж цветов, с оглядкой,
Чтоб их не смяла узкая ступня?
Ты создана столь сладостно...
ОН касается венка. ОНА оживает…
Поэт и Дама ушли из текста, уступив место немаркированным героям: мужчина и женщина (Он и Она) – «…и роковое их слиянье, И… поединок роковой…» (Ф. Тютчев).
Он: Мои глаза в тебя не влюблены!
Они твои пороки видят ясно!
Она (горько): А сердце?!
Он: А сердце ни одной твоей вины
Не видит и с глазами несогласно!..
Ушей твоя не услаждает речь!
Твой голос, взор и рук твоих касанье,
Прельщая, не могли меня увлечь
На праздник слуха, зренья, осязанья!
(Уходит)
Она (с болью, пытаясь вернуть Его):
И всё же внешним чувствам не дано –
Ни всем пяти, ни каждому отдельно –
Уверить сердце бедное одно,
Что это рабство для него смертельно!
Он: В своём несчастье одному я рад,
Что ты мой грех! И ты мой вечный ад!
Он: Откуда столько силы ты берёшь,
Чтоб властвовать в бессилье надо мной?
Я собственным глазам внушаю ложь,
Кляусь им, что не светел свет дневной.
Она (непримиримо, иронично): Так бесконечно обаянье зла,
Уверенность и власть греховных сил,
Он: что я,
Она: прощая чёрные дела,
Он: твой грех,
Она: как добродетель, полюбил!!
Он (защищаясь, оправдываясь): Всё, что вражду питало бы в другом,
Питает нежность у меня в груди.
Люблю я то,
Она (взрываясь): что все клянут кругом!!
Он: Но ты меня со всеми не суди.
Она (с издевкой): Особенной любви достоин тот,
Кто недостойной душу отдаёт!!
Она: Не знает юность совести упрёков,
Как и любовь, хоть совесть - дочь любви.
И ты не обличай моих пороков
Или себя к ответу призови!
Он: Люблю, –
Она: но реже говори об этом!
Он: Люблю нежней, –
Она: но не для многих глаз!
Торгует чувством тот, что перед светом
Всю душу выставляет напоказ.
Он: Тебя встречал я песней, как приветом,
Она: Когда любовь нова была для нас.
Так соловей гремит в полночный час
Весной, но флейту забывает летом!
Он: Ночь не лишится прелести своей,
Когда его умолкнут излиянья.
Она: Но музыка, звуча со всех ветвей,
Обычной став, теряет обаянье.
Он: И я умолк подобно соловью:
Своё пропел и больше не пою.
Любовь - мои грех, и гнев твой справедлив.
Ты не прощаешь моего порока …
Он: Ты от меня не можешь ускользнуть.
Моей ты будешь до последних дней.
С любовью связан жизненный мой путь,
И кончиться он должен вместе с ней.
Зачем же мне бояться худших бед,
Когда мне смертью меньшая грозит?
И у меня зависимости нет
От прихотей твоих или обид.
Не опасаюсь я твоих измен …
Как приходит метафора? – совершенно необъяснимо, но именно от неё исходит будущая целостность. В какой-то момент вдохновенной и мучительной проработки текста она вдруг выталкивается им, становясь «солнечным модулем» спектакля, его искрой, сутью … и всякий раз, меняя свою роль, вплетает в текст ассоциации, из которых рождаются всё новые и новые смыслы.
Главное, – её поймать и отыграть по максимуму её художественный потенциал. Вот его примерные наброски:
– венок-венец поэта (сонетов, терновый);
– незатейливый девичий (из полевых цветов);
– сплетенья цветов, рук, ощущений, чувств;
– хитросплетения любви;
– кольцо; замкнутый круг (совершенная форма – красота);
– судьба; канон.
Она: … Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,
Один к другому простирают руки.
Пусть зимней стужей будет этот час,
Чтобы весна теплей пригрела нас!
Цветок, который был рабочей деталью исходного обсуждения, превратился в венок – живое кольцо из живых цветов, стеблей, листьев.
Это образ-«макет» кружения-ускользания влюблённых, которые, сближаясь и отталкиваясь, неуклонно (или фатально?) стремятся друг к другу – к полноте единения Мужчины и Женщины.
Герои «окольцованы» венком: он кружит по сцене, переходя от одного к другому, падая, поднимаясь, задавая тон сценическому действию, очерчивая его графику.
И уже не герои, а сам венок играет ими и с ними, вовлекая их в свой круг-объятие.
Влюбленные жаждут его, но оно их смущает.
Нет, сближает.
Или отталкивает?
Они вырываются из него, чтобы вернуться к нему вновь … не касаясь друг друга … с чувством беспредельной нежности, когда, ещё не встретившись, уже в отчаянии от грядущей разлуки.
Она: Тебе ль меня придётся хоронить?
Иль мне тебя?
Он: не знаю, друг мой милый.
Но пусть судьбы ТВОЕЙ прервется нить,
Твой образ
Она: ТВОЙ образ не исчезнет за могилой.
Ты сохранишь
Он: ТЫ сохранишь и жизнь, и красоту,
А от меня ничто
Она: А от МЕНЯ ничто не сохранится.
На кладбище покой я обрету,
А ТВОЙ приют ...
Он: На кладбище покой Я обрету,
А ТВОЙ приют - открытая гробница.
Твой памятник - восторженный мой стих.
Кто не рождён ещё, его услышит.
Она: И мир повторит повесть дней ТВОИХ
Он: И мир повторит повесть дней ТВОИХ,
Когда умрут все те, кто ныне дышит.
Она: ТЫ будешь жить …
Он: ТЫ будешь жить, земной покинув прах,
Там, где живёт дыханье, - на устах!
Она: … дыханье ... на устах!
Финал остаётся открытым: свершая круг, действие как будто бы и возвращается в своё начало, но не «смыкается» до конца, оставляя поэтическую Мастерскую открытой.
ОН и ОНА в стремительном течении спрессованной драмы (35 минут) проживают свой круг: Жизнь – до Смерти, вернее, до бес-смертия. Потому что в этом круге земного и чувственного, они, юные и красивые, врезаются в драматическое и вечное противостояние мужского и женского, постигая таинство высокого и волнующего чувства Любви, даруя зрителям свой солнечный модуль – ВЕНОК.
В память о поэтическом откровении …
И в память о сокровенном, у каждого – своем, рождённом в живом диалоге.
Резюме.
В предложенных разработках художественных текстов очевидны точки пересечения разных предметов (и не только предметов).
В самом деле.
Призма, отражения, векторы, плоскость, сфера, проекции.
Расчеты ритмов, музыка.
Историографические реминисценции (реалии прошлого).
Опыты «взаимодействия» различных психологических типов личности, просто опыт взаимоотношений друг с другом (проигранные, переигранные несколько раз).
Пластические воплощения через шаг, жест, ТЕЛО – через решения образа его действий, по сути, – многогранных образов «Я».
Не говоря уж о самооценке…
Создаваемые в обучении метафорические контексты позволяют не только интегрировать учебные дисциплины (разные) в единое «входящее в душу» впечатление, но и возрождают в нас, взрослых, дар играть, рождаясь в каждом образе вновь и вновь...
Это рождение-развитие может бесконечно продолжаться, если мой «Я-автор» не только способен к образному осознанию-воплощению, но и умеет это делать.
Делать для того, что быть в этой жизни – для жизни [5].
Любому школьному сообществу (учителей, учеников, родителей) вполне под силу работать на эти вне- или надпредметные – увлекательные и продуктивные – «не ожидаемые» результаты образного познания мира.