Посещение спектакля 12 декабря 2018 года я водила свою театральную группу девятиклассников и других ребят социально-гуманитарного направления школы «Летово» намоноспектакль Александра Филиппенко «Один день Ивана Денисовича» в Театр Моссовета.
Летово— это Школа-интернат для одаренных детей, собранных со всей России.
Повесть Солженицына— трудный материал, который на первый взгляд совершенно непредназначен для инсценирования. Ребята и учителя готовились к походу в театр. Провели совместные чтения текстов Солженицына, сделали небольшую экспозицию книг и журналов в библиотеке, говорили о времени сталинских репрессий на уроках истории и обществознания.
Двухчасовой спектакль прошел на одном дыхании. О гении артиста Александра Филиппенко и его силе в переложении «полиграфических текстов» на сценический язык мы все знаем. Но всё же было волнительно вести юных зрителей и сразу на такой материал.
Я была поражена, когда после спектакля дети стояли в немой тишине перед картой ГУЛАГа, у некоторых текли слёзы, кто-то робко подходил, искал свои города и ужасался близости этих страшных строек и безымянных точек! Потом у нас состоялось с ребятами обсуждение. Делюсь его результатами.
Описание хода урока В работе была использована старая шапка-ушанка того фасона, что выдавали заключенным в лагере. Бумага для написания вопросов была плохого качества и пожелтевшей. В выполнении задания было важно погружение в культурный контекст эпохи. Группе были по порядку предложены три вопроса.
Ребята написали каждый свой вопрос на отдельной бумажке и сложили всё в шапку. Из шапки они доставали чужие вопросы и отвечали на них, как считали нужным. Ученики отвечали на доставшиеся вопросы по кругу. К выступлению основного «ответчика» можно было добавлять свои версии всем участникам разговора.
Вопросы: 1.
Я точно знаю, что…А заметили ли это Вы? Фактология, воссоздание в памяти спектакля вплоть до мельчайших деталей. Например: Сколько актёров было на сцене?
2.
Я и вправду непонял, почему… А вы?
3.
Мне кажется, что… А Вам?
Первый круг. Я точно знаю…- Сколько ламп было на сцене? (было пять ламп и актёр постоянно перемещался между ними)
- Сколько стопок бумаг было у актёра? (У него было две стопки бумаг, иногда актёр читал и переворачивал пачку)
- Из чего состояло освещение сцены? (Освещение сцены состояло из свечи и четырёх ламп)
- В какие моменты переключались лампы? (Лампы переключались при переходе актера с места на место)
- Сколько раз лампы светили в зрительный зал? (Три раза светили лампами в лица зрителей. Александр Георгиевич направлял лампу на зрителей три раза)
- Догорела ли свеча к концу спектакля? (Свеча, которую актер зажег в начале спектакля, сгорела на 2/3 в конце спектакля)
- Сколько порций получил И.Д. (И.Д. получил две порции на обеде и ужине)
- Что произошло сразу после спектакля? (После спектакля все стояли перед картой ГУЛАГа в немой тишине. Устроили минуту молчания)
- Сколько лишних дней было у Ивана Денисовича? (Дней у Ивана Денисовича было 3653, три дня лишних из-за високосных годов)
- Сколько веток было в вазе? (В вазе было две ветки: одна простая, а вторая разъединялась на два длинных отростка, они стояли в высокой стеклянной бутылке. Не все заметили, что вместо веток в бутылке стояли куски колючей проволоки)
- Что необычного было на карте ГУЛАГа? (Были безымянные точки)
Очень важны оказались подробности обстановки, детали, свет, карта ГУЛАГа. Скупость оформления срезонировала. Вспомнили в мельчайших деталях рацион зека, вкус хлеба, овес, которым И.Д. кормил лошадь, а теперь ел сам, виды работ и условия, холод, надзирателей, разные характеры— старика, кавторанга, бригадира… Игра артиста вызвала споры— играли это? Правда, видели всё и всех героев, будто не один был человек на сцене. Подметили, что у Цезаря семью не посадили.
Второй круг. Я и вправду не понял, почему…- Как актер настолько вжился в роль?
- Откуда вчеловеке столько сил, чтобы вынести такие испытания и остаться живым?
- Где именно сидел герой?
- Почему на карте были точки «стройка-501», «стройка-507» и подобные, но были и безымянные точки?
- Почему Солженицын пишет о лагере спокойным, в некоторой степени равнодушным языком, иногда даже с юмором? Жуткий контраст!
- Почему мне показалось, что прошло два дня, а не один?
- Как у Цезаря хватало средств для того, чтобы поддерживать свое достаточно богатое состояние (посылки)? Надо же всех подкупать…
- Почему человек, который неоднократно был в немецком плену, не попал влагерь, а Шухов и другие попали?
- Каким был запланирован уход актера со сцены после конца спектакля? Спонтанно ли он так странно обходил карту и кланялся ей?
- Как актер так мастерски сыграл, что у меня перед глазами воссоздалась картина?
- Как люди выживали влагерях и умудрялись смеяться и говорить, что они счастливы?
- Как люди могли жить в таких условиях? Не ломаться, приспосабливаться…
- Почему заключенным давали так мало еды?
- Почему заключенным можно было присылать еду в то время?
- Как актёр смог два часа выстоять на ногах и не сбиваться с текста, а также как он подготовился к столь сложному выступлению?
Главная тема — как люди выживали в лагере, язык повести (обыденно о страшных вещах, юмор, который, казалось бы, невозможен). Как вообще можно было допустить такое в стране! Как может один артист сыграть сразу нескольких персонажей?
Третий круг. Мне показалось, что…- Этот спектакль поможет мне легче прочесть книгу, покоторой он поставлен.
- Мне было бы спокойнее, если бы не было свечи! Я заранее посмотрел, где лестница на случай пожара. Сидел как на иголках!
- Этому спектаклю придаёт «изюминку» то, что актер был один.
- Мне необходимо прочесть эту повесть.
- Нам надо ездить в театры хотя бы раз в неделю.
- Сама история очень повлияла на меня и заставила задуматься.
- Этот спектакль очень изменил моё представление о послевоенном положении дел в стране.
- Мне выпало великое счастье видеть этого актера и его игру вживую.
- Стоит чаще посещать такие мероприятия!
- Не 90-е годы были самые ужасные, а вот эти времена, когда без причины забирали в ГУЛАГ (вспомнили эпизод, когда в обвинении не могли придумать и написали просто «задание»).
- Спектакль никого не оставил равнодушным, напомнил о многих вещах и событиях. Мы должны чаще выезжать на такие спектакли!
- Этот спектакль произвел на меня огромное эмоциональное воздействие. И так оно и должно быть!
- Произведения Солженицына обязательны для прочтения каждому.
- Этот спектакль — прекраснейший пример бесподобного актерского мастерства и искусства постановки
Нужно ли знать о таких тяжелых вещах или лучше обходить болезненные темы стороной? Нужно знать. И нужно чаще ходить в театр!
По окончании обсуждения школьникам было предложено домашнее задание (по желанию)— сочините письмо, не дошедшее до адресата. Письмо времён ГУЛАГа, времён сталинских репрессий, массовых арестов, расстрелов. Письмо «туда» или «оттуда», которое никогда не было получено.
Анита Шмакова, 9 классЗдравствуй, папочка!С последнего моего письма у нас с мамой и Алешкой столько всего произошло.Алёшка пошёл в первый класс, на 1 сентября он был в костюме, который мы с мамой перешили ему из твоего старого пиджака. Братику очень нравится математика, мама говорит, что интерес к математике он унаследовал от тебя и если бы ты был бы рядом, то занимался с ним. Я всегда говорю, что мы когда-нибудь встретимся, у нас будет возможность поговорить, обняться, наверстать эти долгие 3 года.У меня свободного времени мало, многому приходится учиться на ходу, ведь мама работает круглыми сутками. Я делаю всё работу по дому: готовлю, убираю, а также забираю Алешку со школы и помогаю ему с уроками. Мы очень скучаем по тебе. Алёшка каждый день перед сном сидит на кровати и крепко обнимает мишку, которого ты ему подарил, когда нашему мальчику исполнилось 3 года.Мама работает не покладая рук, но наше финансовое состояние идёт помаленьку идет на поправку. Она очень волнуется, доходят ли тебе её посылки.На прошлой недели мы с мамой ходили в театр (ей досталось 2 билета на работе) на постановку по пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица». Тебе бы очень понравилось. В ночь под Рождество мальчика и девочку Тильтиль и Митиль посещает Фея Берилюна. Внучка Феи больна, и спасти её может только Синяя птица. Благодаря волшебному подарку Феи дети получают возможность видеть души вещей. Неживые предметы (Часы, Огонь, Вода, Хлеб, Молоко и др.) преображаются в живых существ со своим характером. Все вместе они отправляются в опасное путешествие за сказочной Синей птицей. Но она улетает! Помнишь, ты мне читал эту пьесу в детстве?На ближайшую заплату мы с мамой решили купить новый диван, потому что наш уже совсем старенький. Как ты думаешь, какой лучше выбрать, с коричневой обивкой или всё же с бежевой? Мы с мамой спорим несколько недель.Я уверенна, что ты хочешь узнать, как выглядит твой родной город. Москва меняется. Стало еще больше народу. Трамваи совсем противные. Народ злющий. Не только ругаются, даже дерутся. Метро всегда полно. В выходные дни мы с мамой и с Алёшкой ходим гулять в парк Горького, мама всегда садится на ту лавочку, на которой вы познакомились, мне кажется, что она может просидеть на этой лавочке весь день.Папочка, я очень жду от тебя письма. Ты не ;писал уже полтора года, где же ты? Что случилось? Напиши, пожалуйста, хоть что-нибудь…Твоя дочка,МашаНикита Чивозерцев, 9 классДорогой друг,С момента ареста уже прошло 5 лет, и сейчас я нахожусь в весьма затруднительном положении. Раньше я всегда считал, что правительство действует неправильно, жестоко и в принципе угнетает народ. Но сегодня я об этом задумался и сделал вывод: правительство всё делает правильно. Страна должна развиваться, денег не хватает, а просто так людей погнать дороги строить нельзя. Нужна причина, иначе люди начнут бунтовать. Тем не менее, нельзя нормально платить рабочим из-за нехватки денег в стране, да и самих рабочих не очень много. Выход один — состряпать уголовное дело против кого-нибудь, его посадить, а затем отправить на работу, а так как он -преступник, то и платить ему не надо. Эффективно, дёшево, просто. При этом страдает множество невинных людей. Что же тогда истинно: жертва нескольких фигур ради процветания всей страны, или личная свобода и счастье этих самых фигур? Одно идёт согласно логике и здравому смыслу, другое — моральным устоям и чувствам. Что же истинно?Ответь мне, пожалуйста, ибо сея мысль, словно червь, поедает меня изнутри. Я не знаю, сколько я продержусь в подобном состоянии…Анастасия Федорова, 9 классЗдравствуй, папочка!Пишет тебе твоя дочка. После твоего заключения мы не еще ни разу не получили писем от тебя, но все еще надеемся услышать вестей твоих.Братик мой, Вася, которого ты ни разу не видел, болеет часто, слабый довольно. Но какой же он замечательный и смышленый! Любит тебя и ждет, спрашивает у нас с мамой о твоем возвращении. Семь дней назад ему исполнилось три года.Мама много работает на производстве на другом конце Москвы, иногда ей приходится выходить на смены вместе с Васей. Я учусь в 9 классе, учителя хвалят меня. Хочу пойти работать переводчицей- знать, как и ты, несколько языков. Через месяц уже нужно поступать в колледж. После школы занимаюсь домашними делами-стираю, готовлю и сижу с братом. Бабушка говорит, что я очень повзрослела. Недавно навестили мы ее, она показала нам старый фотоальбом. Она очень дорожит им и с горькими слезами пересматривает каждый раз. Запомнилась мне фотография выпускного вечера, на котором ты, еще будучи школьником, танцевал с нашей мамой вальс. Вы так прекрасны!Соседей наших по этажу не видно давно. Тетя Зоя сказала, что всю их семью-5 человек, как ты мог помнить, отправили в ссылку в Сибирь из-за арестованного по статье «Измена Родине» отца. Хорошие, уважаемые люди были… Да район наш с каждым днем пустеет, знакомые лица видим все реже.Сейчас мы собираем тебе посылку. Пожалуйста, распакуй ее очень внимательно.Очень ждем твоего письма…Еще 2 года и будем вместе!Твоя Анечка.Маргарита Сачкова, 9 классЛюбимый Пашка!Как ты? Знаю, что это глупо — спрашивать тебя об этом, но все, что происходит сейчас — страшно, странно и глупо.Мы живем потихоньку. Катя пошла в первый класс в сентябре. Она жутко скучает и ждет от тебя писем, не понимает, куда ты уехал. Первое время она даже обижалась на тебя, глупышка. Как объяснить семилетнему ребенку, что ее любимого дядю посадили в ГУЛаг? Но не бери в голову, у тебя и так множество проблем.Маме стало хуже, ее забрали в больницу три дня назад. Говорят, опухоль. Мы ужасно переживаем, она очень слаба, ее сильно подкосило в тот день, когда тебя забрали. Ты знаешь, как она верит в советскую власть, и потому все то время, что ты сидишь, искренне недоумевает, что произошло и кто виноват. Помнишь из моих прошлых писем, что вначале она даже обвиняла тебя, говорила, что не могут человека забрать просто так. А сейчас словно прозрела, каждую ночь я слышала (до того, как ее забрали), как она просила прощения у тебя. Я считаю ты должен знать об этом на случай, если вы больше не увидитесь.Мы с папой ходили на почту недавно, отправить тебе следующую посылку. Он страшно рад был, когда увидел справку о том, что посылка получена. Он слышал, что если посылку не забрали, значит, и не заберут больше, что некому тогда уже забирать. Он верит в это. Мы все верим, ведь ты не можешь писать нам, и это единственное наше утешение.Иногда мне становится тяжело, когда я понимаю, что пишу письмо в один конец, что ответа не будет, хотя все равно надеюсь на него. Но мысль о том, что эти письма могут обрадовать тебя, радует и меня, и я пишу, пишу…Я верю, что мы ;еще увидимся, что не может судьба быть так жестока к ни в чем неповинным людям. Если честно, это единственное, во что я еще могу верить.Мы скучаем и ждем тебя.С любовью,Твоя сестра.12 октября 1937Терехова Елизавета, 9 класс:Здравствуй, дорогая.Как же я рад тебя слышать. У нас все так же как и было: живем. Народу становится все больше, поэтому получить обед в столовой просто невозможно. Я вчера видел снежинку. Даже две. Одинаковых. Помнишь, нам в школе говорили, что не может такого быть, чтобы две одинаковые снежинки попались. Так вот неправда все это. Вчера одна приземлилась на нос Сергею Антоновичу, ну, тому, про которого я тебе рассказывал, который виолончелист, его еще за «Леди Макбет» забрали. Так вот, одна села ему на нос, я еще так удивился, думаю: «Надо же, снежинок так много, а только одна на ;нос Сергею Антоновичу села». А потом вторая, точно такая же, честное слово, садится мне на рукав. Все эти снежинки, конечно, быстро тают, но я успел рассмотреть. Один в один!Снег снегом, а по ;тебе я очень скучаю. Ты сама-то как? Я попросил тетю Машу, она должна уже была курицу тебе с деревни принести. Только мне ничего не отправляй, я же знаю, себе ничего не оставишь, а у меня и перехватить могут. И пожалуйста, за меня не волнуйся. Я тут прорвусь как-нибудь, а тебе еще учится надо. Не забрасывай институт, пожалуйста. Я знаю, тебя там не любят, знаю, что из-за меня. Но ты не обращай внимания. Самым главным людям неважно, кем являются твои друзья и родители, а остальные могут идти лесом, как у нас говорят. Не расстраивайся.Очень люблю, Твой Паша.Ксения Холина, 9 класс:Дорогая мамочка,Я так рада была получить от тебя письмо! Неделю назад я простыла, потому что с ребятами мы убирали снег на улице весь день. Но сейчас все хорошо, бабушка заботится обо мне, говорит, что в наши времена мы должны быть сильными, не падать духом. Она также постоянно повторяет, что все будет хорошо, и скоро мы все будем вместе, но я вижу, что она сама не верит в то, что говорит. Я ночами плачу, когда вспоминаю, что папу год назад обвинили врагом народа, отправили в лагерь, и с тех пор ни единой весточки от него мы не получали. А теперь и тебя арестовали, но я ведь знаю, вы ни в чем не виноваты. Мне страшно представить, что могли с ним сделать, я мечтаю о том, чтобы папа и ты вернулись. Мои одноклассники в школе говорят, что никакой надежды уже нет. Им легко говорить, у них и мама, и папа есть рядом. В школе я учусь хорошо, бабушка мной гордится. Представляешь, через 3 года я уже закончу школу! Я буду усердно работать, чтобы мы все жили в достатке и не было нехватки денег.Мамочка, я тебя так сильно люблю, я готова на все, лишь бы вы с папой вернулись поскорее!Целую тебя крепко- крепко,твоя ЛизаP.S: Я прикладываю тебе бумаги, чтобы ты смогла написать мне еще.А это слова Александра Геогриевича Филиппенко о наших ребятах:Дорогая Наталия, я очень тронут вашими словами и словами ребят! Большое спасибо, что поделились, выводами, наблюдениями и мнениями! Очень и очень приятно, что такая молодая аудитория так реагирует. Я всегда считал, что этот спектакль для старшего поколения, для тех, кто понимает фактуру времени. И думал, что моноспектакль молодым людям выдерживать сложно. Благодаря вам понял, что один актер на сцене тоже воспринимается и воспринимается отлично. Можно ли разместить некоторые цитаты из обсуждения у меня на странице? Уж очень интересные наблюдения!
Его дочь подсмотрела за «минутой молчания» из-за кулис и так была впечатлена, что сделала несколько фото этих мгновений.