Александра Никитина
Драмапедагогика
Когда возник термин Drama in education – определить точно невозможно. Но, как и большинство содержательных явлений в области гуманистической педагогики и педагогики искусства, драмапедагогика начала формироваться на рубеже XIX–XX века, пережила первый период расцвета в 20-е годы XX века, и затем стала активно развиваться в 60–70-е годы.

Английские, ирландские, американские, немецкие, португальские, турецкие и другие исследователи выстраивают примерно одинаковую периодизацию. Точки расцвета связывают с преодолением кризисных периодов, когда проблемы «расчеловечивания человека» встают особенно остро и требуются максимально эффективные способы гуманизации детского сообщества и образования.

Drama in education ставит во главу угла решение проблем общества и конкретного человека.
Речь идет не о подражании профессиональному искусству, а об использовании театральной методологии для решения личностных, социальных, метапредметных и предметных образовательных задач.

Драмапедагогика – это работа педагогов общеобразовательной школы, использующих театральные методики. А направление «Театр в образовании» характерно привлечением ориентированных на образовательные задачи профессиональных театральных групп в школы. В качестве примеров можно привести TIE, появившуюся в Британии в 1965 году, или Берлинский театр ON, возникший еще в ГДР и успешно работающий по сей день.

Прежде всего направление «Театр в образовании» решает проблемы двух типов: социализация и инкультурация.
Используются следующие техники:

Социальные спектакли. Постановки, в которых поднимаются острые для местного сообщества вопросы (могут использоваться приемы театра спонтанности Морено, театра угнетенных Боаля, плейбек Фокса и Саласа). Играют в пространстве школы: в классе, гардеробе, столовой, на лестнице – разные сцены в разных местах. Принципиально, чтобы это были локации, где дети проживают свою жизнь. Обязательной частью спектакля является вовлечение зрителей в обсуждение проблематики. Это может быть интерактив, где дети играют свою версию основных событий, диспут или смешанные формы творческих проб и дискуссий.

Творческие проекты. Сотрудники театра осуществляют проектную работу с группой учащихся (чаще с особыми образовательными потребностями: дети мигрантов, из неблагополучных семей, инвалиды и т. д.). Начинается все с арттерапевтических тренингов, во время которых устанавливаются правила безопасной среды, проявляются актуальные для группы личностные и социальные проблемы, развиваются творческие способности и художественные навыки. Затем наступает период творческих импровизаций на выявленные темы. После чего складывается перформанс, который представляется публике. Итоги работы обязательно обсуждаются.

Развитие зрительской культуры. Представители театральной группы подготавливают детей к восприятию театрального языка, мотивируют на посещение профессионального спектакля. Затем они проводят в школе рефлексивные занятия по итогам посещения.

Драмапедагогика решает образовательные задачи широкого спектра.

Из огромного многообразия форм можно выделить несколько наиболее популярных:

Драмапедагогика в начальной школе. Это специально выделенные учебные часы, во время которых дети занимаются театральными тренингами, активизирующими познавательные интересы, развивающими коммуникативные навыки, эмоциональную сферу, мышление и речь, умения выполнять в группе творческую и исследовательскую работу.

Драматизация на уроках иностранного языка. Это направление восходит к традициям иезуитских колледжей эпохи Возрождения. Здесь наработан огромный опыт самых разных техник: от отрывков драм на иностранном языке до этюдов-импровизаций на тему «турист в незнакомом городе». Сложносочиненные сюжетные ролевые игры соседствуют с элементарными речевыми театральными упражнениями.

Ролевые игры на уроках гуманитарного профиля. Дети импровизируют на тему развития конфликтной ситуации, которая потом встретится им в изучаемом материале. Погружаются в контексты эпохи, социальных ситуаций, литературных произведений, выбирают роли и действуют от лица персонажей, разрабатывая стратегии, создавая реконструкции и прогнозы возможных альтернативных развитий сюжета. Также здесь могут создаваться звукошумовые импровизации, эскизы костюмов, грим, элементы декораций.

Школьные театральные фестивали. Здесь создатели замыслов, инсценировок, костюмов и декораций – сами дети. Они осуществляют выбор на каждом этапе работы. Взрослые выступают в качестве фасилитаторов и тьюторов, но не режиссеров-диктаторов.

Театральные техники при изучении негуманитарных предметов. Этот вид драмапедагогики за рубежом, как и в России, самый редкий. В основе лежит применение довольно сложной методики действенного анализа, разработанного в русской театральной школе, к изучению широкого круга явлений. Это сочетание экспериментальной телесной импровизации в пространстве, ролевых диспутов и теоретического анализа событийного ряда – физических, химических, биологических и любых других процессов.

Drama in education – официально признанная за рубежом педагогическая специализация. Многие университеты имеют соответствующие профили, спецкурсы, магистерские программы.

Проходят конгрессы, фестивали, воркшопы. Ведутся лонгэтюдные исследования. В различных странах есть ассоциации драмапедагогов, например, IDIERI в Ирландии, DIE в Англии, EV в Германии и другие.

В 2011 году Федеральная Ассоциация театра и драмы (Ганновер) и Ассоциация современной драмы (Анкара) подписали «Соглашение драмапедагогов по этике» и предложили присоединиться другим странам. Это принципиальный документ, определяющий границы и идеологию профессии. Сейчас он обсуждается во всем мире, в том числе и в России.


Впервые текст был опубликован 11.04.18 на портале «Вести образования»

Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda