Драмапедагогика решает образовательные задачи широкого спектра.
Из огромного многообразия форм можно выделить несколько наиболее популярных:
Драмапедагогика в начальной школе. Это специально выделенные учебные часы, во время которых дети занимаются театральными тренингами, активизирующими познавательные интересы, развивающими коммуникативные навыки, эмоциональную сферу, мышление и речь, умения выполнять в группе творческую и исследовательскую работу.
Драматизация на уроках иностранного языка. Это направление восходит к традициям иезуитских колледжей эпохи Возрождения. Здесь наработан огромный опыт самых разных техник: от отрывков драм на иностранном языке до этюдов-импровизаций на тему «турист в незнакомом городе». Сложносочиненные сюжетные ролевые игры соседствуют с элементарными речевыми театральными упражнениями.
Ролевые игры на уроках гуманитарного профиля. Дети импровизируют на тему развития конфликтной ситуации, которая потом встретится им в изучаемом материале. Погружаются в контексты эпохи, социальных ситуаций, литературных произведений, выбирают роли и действуют от лица персонажей, разрабатывая стратегии, создавая реконструкции и прогнозы возможных альтернативных развитий сюжета. Также здесь могут создаваться звукошумовые импровизации, эскизы костюмов, грим, элементы декораций.
Школьные театральные фестивали. Здесь создатели замыслов, инсценировок, костюмов и декораций – сами дети. Они осуществляют выбор на каждом этапе работы. Взрослые выступают в качестве фасилитаторов и тьюторов, но не режиссеров-диктаторов.
Театральные техники при изучении негуманитарных предметов. Этот вид драмапедагогики за рубежом, как и в России, самый редкий. В основе лежит применение довольно сложной методики действенного анализа, разработанного в русской театральной школе, к изучению широкого круга явлений. Это сочетание экспериментальной телесной импровизации в пространстве, ролевых диспутов и теоретического анализа событийного ряда – физических, химических, биологических и любых других процессов.
Drama in education – официально признанная за рубежом педагогическая специализация. Многие университеты имеют соответствующие профили, спецкурсы, магистерские программы.
Проходят конгрессы, фестивали, воркшопы. Ведутся лонгэтюдные исследования. В различных странах есть ассоциации драмапедагогов, например, IDIERI в Ирландии, DIE в Англии, EV в Германии и другие.
В 2011 году Федеральная Ассоциация театра и драмы (Ганновер) и Ассоциация современной драмы (Анкара) подписали «Соглашение драмапедагогов по этике» и предложили присоединиться другим странам. Это принципиальный документ, определяющий границы и идеологию профессии. Сейчас он обсуждается во всем мире, в том числе и в России.
Впервые текст был опубликован 11.04.18 на портале
«Вести образования»