Тезисы: 1. Участники (актеры и режиссер) создают единое стилевое, целостно-образное оформление (декорации, костюмы, грим, реквизит, свет, музыка) для погружения в мир, атмосферу спектакля. Это погружение одинаково важно и для участников спектакля, и для зрителей.
2. Декорации, костюмы, реквизит, изготовляемые участниками, должны быть удобными в использовании и рабочими на сцене, то есть ничего лишнего, все только по делу. (Можно играть с одним стулом, который будет по ходу действия чудесным образом превращаться в разные предметы, а можно выкатить на сцену 2 огромных ширмы – и ничего не произойдет…)
3. Часто бывает интересным сочинение или отбор и разнообразное использование атрибутики и символики, позволяющей погрузить зрителя в атмосферу эпохи, страны, сказочного мира. Например:
- флаги, гербы, элементы декораций не только на сцене, но и в зрительном зале;
- приглашения, программки в едином стиле, интересные, необычные;
- музыкальный фон, звучащий еще до начала спектакля.
Всё это важно, чтобы зритель, едва войдя в зал, сразу погружался в необычную среду.
4. Важная часть оформления это - яркая реклама, которая появляется за несколько дней (неделю, 2 недели) до самого спектакля – афиши, программки, рекламные ролики, живые картины и т.п.
Развёрнутый комментарий: Никто не будет спорить, что оформление зачастую играет одну из важнейших ролей в успехе спектакля, и это существенный элемент как для зрителей, так и для актёров. Мы попробовали рассмотреть, зачем же оно нужно и почему настолько важно для постановки.
В хороший спектакль, как известно, зритель погружается с головой. Он находит актуальные для себя проблемы у действующих лиц, он вместе с ними переживает их решение, с замиранием сердца, поглаживая незаметно от себя руки и машинально скрывая волнение, следит за развитием их характера, за перипетиями судеб героев. Такое погружение получается тогда, когда спектакль вызывает множество ассоций, в контексте мира, создаваемого актёрами, точнее, изнутри этого мира.
Здесь мы вплотную подходим к первому тезису, выделенному нашей группой:
оформление – это единый мир. Актёры, выходя на сцену, в ответ на немую просьбу замирающего в ожидании зала, творят своеобразный хронотоп (время и пространство), новый мир здесь-и-сейчас, из которого одна за другой выкристаллизовываются роли, и герои начинают взаимодействовать друг с другом.
Странно было бы думать, что роли получают лишь те, кто ходит по сцене: напротив, роли зрителей также появляются из создаваемого мира, и они настолько же отличаются от их личностей вне зала, насколько герои пьес отличаются от актёров, их играющих. Конечно же, любой исполнитель вносит в роль ту или иную часть себя, проживает её по-своему и по-своему конструирует и понимает, однако мы редко путаем характеры вымышленного персонажа и реального актёра. Так и зритель в зрительном зале - уже не совсем тот человек с обычными заботами, мыслями и стремлениями, каким он был до попадания в хронотоп.
Роли не могут существовать по отдельности, ведь они продукт того целого, рождение которому дают все создатели спектакля, а оформление – придаёт этому миру целостность и стабильность. Стоит только этой целостности нарушиться, как иллюзия рассеивается, зритель теряет включённость и осознаёт себя сторонним наблюдателем, а не непосредственным участником, эмоционально переживающим каждое событие на сцене. В этот момент хронотоп спектакля перестаёт для него существовать или что-то значить, в этот момент театр теряет одного творца спектакля, играющего, заметим, одну из ключевых ролей.
Чтобы гарантировать то, что такого не произойдёт, помимо убедительности создания атмосферы актёрами, требуются наглядные подтверждения иномирности действа, соответствующие реализуемому труппой замыслу. Сюда относится, например,
символика и атрибутика выбранной реальности. Это могут быть флаги, солдатская униформа и военные марши Англии конца XIX века, раздаваемые при входе в зал стилизованные программки, особое оформление зала или другие элементы, позволяющие зрителям, как хорошим актёрам-импровизаторам, найти свою роль и гармонично вжиться в неё, оказаться готовыми и как нечто само собой разумеющееся принять создаваемый мир. Проникнуться духом предстоящего помогают и заблаговременно развешанные афиши, хотя их изготовление, скорее, относится к следующему блоку нашего доклада.
Сказав много о погружении зрителя, мы практически не упоминали о роли оформления для актёров. Здесь наблюдается интереснейшая тенденция. С одной стороны, в соответствии с нашим первоначальным тезисом об оформлении как едином мире, оформление действительно позволяет актёрам гармонично сосуществовать во времени и пространстве спектакля. С другой же стороны, их
инициатива в самостоятельном создании удобных и соответствующих ролям костюмов и элементов декораций способствует эффективному и необычному
самовыражению, а ещё и более глубокой проработке образов и вживанию в роли. И это, в свою очередь, ведёт к созданию чрезвычайно убедительного и стабильного для зрителя мира.
Из чисто прагматичных соображений можно также утверждать, что актёру будет куда удобнее взаимодействовать с реквизитом собственного изобретения, чем с предметами, в какой-то мере навязанными ему режиссёром или незнакомым художником. Совместная работа над оформительской составляющей спектакля – ещё одно непаханое поле для формирования
общего видения, которое так ценится теоретиками командообразования. Эта работа важна и для самореализации в неожиданных формах творчества.
Подводя итог, хочется заметить, что, само собой, оформление теряет своё решающее значение при неудачной игре актёров или откровенных провалах в режиссуре; при гениальной игре оно так же значит немного, так как спектакль, скорее всего, будет успешен и без хороших декораций. Однако, во всём огромном пространстве, лежащем между этих двух полюсов, оформление как предметы и, что даже более важно, оформление как процесс создания единого мира спектакля для зрителей и для актёров играют важнейшую роль.