Как-то я прочитала высказывание любимого мной Резо Габриадзе о детской театральной игре. Речь шла о домашнем представлении, которое во все времена любили и любят устраивать дети в семейном кругу. Не могу в точности процитировать, но смысл фразы заключался в том, что дети, в этих своих радостных, быстро сочиненных театральных постановках, сами по себе являются носителями подлинного живого театра. Уточню, что это наблюдение было подмечено им и высказано во взрослом возрасте. Тут же я вспомнила несчастного четырёхлетнего Константина Сергеевича. Участвуя в живых картинах «Четыре времени года», ребёнок изображал зиму. В огромной шубе, с привязанной бородой и усами, его посадили перед свечой, скрытой в хворосте, а в руки дали деревяшку, попросив, как будто,совать её в костёр. Мальчику это всё казалось бессмысленным, и он сделал «естественное, логическое действие, в котором был смысл» – сунул деревяшку в «костёр». Вспыхнул пожар, а горько плачущего ребёнка унесли в детскую. «Ощущение неловкости при бессмысленном бездействии на сцене, вероятно, почувствовалось мною бессознательно ещё тогда, и с тех пор, и по сие время, я больше всего боюсь его на подмостках». (К.С.Станиславский «Моя жизнь в искусстве»). Первый пример – взгляд взрослого, второй – ощущения ребёнка. Конечно в домашних «труппах» дети обладают разной степенью свободы: для кого-то это удовольствие, для кого-то неловкость, хоть и азартная, а для некоторых и мука. Так и у ребят, которые приходят заниматься театром в студии.
Безусловно,
свобода в процессе творения - это главное качество, к которому педагог должен помочь приблизиться ребятам в работе в театральной студии. Научиться доверять себе, не бояться ошибок. Чтобы эти пойманные хрупкие качества перетекали в жизнь – вот в чем я вижу главную задачу в работе с детьми.Еще в начале своего педагогического пути, я встретилась с книгой А.Г. Лидерс «Психологический тренинг с подростками». Я была изумлена, что тренинг, представленный в ней, наш, театральный! То есть на занятиях мы занимаемся с ребятами практической психологией, которая, при нашем внимательном руководстве реально помогает молодым людям, их личностному росту, поиску себя в мире, который часто кажется им враждебным!
Если кто-то думает, что профессиональные артисты поголовно свободны и доверяют себе, то скажу вам, что в подавляющем большинстве это не так. Но у артистов есть наработанный
багаж инструментов, у кого-то больше, у кого-то меньше, который помогает им двигаться и обретать на сцене чувство свободы. Да и в жизни найдено уже много «прикрышек», «закрышек», «притворов»... Справедливости ради надо сказать, что поиск себя, свободы, - путь для личности вечный и недостижимый, главное, чтобы этот путь был, чтобы осознавалась его значимость. Это всё касается и театра, и жизни, и взрослых, и детей.
Итак, покопаемся немного в
багаже. Инструменты, представленные в нём: внимание, воображение, взаимодействие, освобождение от мышечных и психологических зажимов. Список можно продолжить, но остановимся на нём, добавим только сценическую речь и работу с телом. Это то, что мы будем воспитывать, открывать с ребятами на занятиях. Дальше встаёт вопрос системы. Мы в своей практике использовали упражнения и тренинги разных систем и методик:
- К. Станиславский «Работа актёра над собой»,
- Л. Новицкая «К.С.Станиславский в оперно-драматической студии»,
- М. Кнебель «Поэзия педагогики»,
- М. Чехов «О технике актёра» (Изд. АСТ, Москва, 2018г.),
- С.Гиппиус «Актёрский тренинг. Гимнастика чувств» (Изд. Лань, СПб, 2021г.),
- М.Буткевич «К игровому театру»,
- Ю. Альшиц «Тренинг forever»,
- статьи С. Клубкова в книге«Театр, где играют дети»,
- А. Лидерс «Психологический тренинг с подростками».
Также использовали элементы упражнений из арсенала итальянской комедии дель арте, пантомимы Е. Маркова «Уроки пантомимы» (Изд. Лань, СПб, 2012г.) и др. Дальше в практику вошли ряд подходов, игр, исследований, представленных знатоками театральной педагогики Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ и представленные в текстах Блога «И ТП, и ТД».
Всё это отвечает содержанию нашего профессионального актёрского багажа.
Возникает вопрос, не получится ли противоречий и диссонансов при таком многообразии методик, и какую из них выбрать? Для начала, я бы посоветовала начинающим педагогам хотя бы знать указанные выше фамилии и иметь представление о названных практиках. Можно прочитать описания предложенных методов, а в идеале, хорошо бы самим поучаствовать в обучающих тренингах. Последнее очень важно! Когда я начинала педагогическую деятельность, ни о каких тренингах для театральных педагогов мы не знали, интернет ещё не вошёл в нашу жизнь, но у нас была команда, состоящая из профессиональных режиссёров и артистов. В институтах, театрах, мы получали непосредственный опыт, навык, через участие в тренингах. Один педагог, например, работал с учеником А. Васильева и передавал нам опыт, в котором мы
участвовали. Другой прошёл тренинги с итальянцем, носителем школы дель арте. Абсолютно точно, если не пропустить упражнение
через себя, не сможешь донести его детям. Надо сказать, что ряд интересных практик я не смогла принять, не ложатся на мою природу, не чувствую. И это нормально, ведь каждый режиссёр, педагог выбирает свой путь для исследования.
Важно отметить, что упражнения не закостеневший материал, - «только в таком виде и такие задачи». В зависимости от возраста, подготовленности детей, меняется
количество задач, от простого к сложному, соответственно некоторые упражнения модифицируются. Например, очень важно начинающих студийцев не грузить сразу многими объектами и, ни в коем случае, не добиваться мгновенного результата! Не бывает мгновенных результатов, никогда и ни у кого! Можно натаскать их, энергетически возбудить, и они что-то такое выдадут, может даже и не плохо. Но это разовая акция, и к живому чувству, игре, навыку она не подходит. Также модификация элементов тренинга происходит при работе над спектаклем, при поиске творческого воплощения роли, материала (об этом ниже подробнее). Модификацию проходит и план урока. Например, у всех людей бывают дни, назовём их «усталые». Погода не очень, где-то, что-то не ладится. Когда я прихожу на занятие, я стараюсь почувствовать сегодняшний настрой ребят и от этого иду по составленному дома плану или меняю его. У большинства опущенные носы – поиграем в смешную словесную импровизацию. Взмокшие, возбуждённые после хореографии – дам упражнения на расслабление. И так постепенно, органично происходит настрой группы на занятие. Только важно помнить, что модификация – видоизменение предмета или явления, не затрагивающее его
сущности.
К сожалению, студийный формат занятий, один-два раза в неделю, не даёт возможности заниматься «школой» глубоко и подробно. Так как мы прежде в студии «Золотой петушок», а теперь в студии «Мастер» более или менее использовали перечисленные выше методики, то сейчас выбор пути происходит в зависимости от материала, который мы выбираем для работы над спектаклем. Например, в сегодняшних репетициях над новым спектаклем, «Удивительное путешествие кролика Эдварда», мы придумали персонажей, которых нет в первоисточнике. Назвали их шуты, провокаторы, дзанни (слуги просцениума из комедии масок). Соответственно, я ввела упражнения из дель арте. Через упражнения и этюды мы с ребятами ищем характеры этих хулиганов, придумываем действенную линию их участия в основном сюжете. Или наш герой попадает на морское дно. Кто там, на морском дне? Как персонажи двигаются, как взаимодействуют. Тут на помощь беру Ю. Альшица и С. Клубкова, и мы работаем над освобождением от мышечных и психологических зажимов и делаем упражнения на взаимодействие.