В чем, все-таки, по- вашему нюансы и особенности нашего и зарубежного театра для самых маленьких?
У нас сейчас тоже есть очень много хороших спектаклей. Мне кажется, в зарубежном детском театре уже прочно сформировалась такая тенденция, что каждый в этом мире важен и для всего можно найти свое место, в том числе и в театре. В театре могут происходить очень разные истории, театр может говорить со зрителем очень разными языками.
В Польше я заметила, что очень много детей из детских садов группами ходят в театр. Они могут смотреть с интересом спектакль, в котором даже для меня, взрослой, не все понятно, не все видно, далеко сидеть, сложный сюжет. Они могут спокойно сидеть в довольно большом темном зале и не бояться, не убегать, не скучать, не сдерживать своих эмоций. И не потому что это непременно выдающийся детский спектакль, а потому что у них уже есть зрительский опыт. Они явно не в первый раз в театре, постоянно туда ходят и, главное после спектакля прямо там же обсуждают все это со своим воспитателем, разговаривают об увиденном.И их никто не одергивает и не торопит. Театр создаёт вокруг них очень спокойную, доброжелательную атмосферу. И явно воспитатели об этом заранее договариваются с театром и приходят на спектакли с уже подготовленной к восприятию группой.
Тоже самое в Италии. Образование и культура друг с другом взаимодействуют, обмениваются опытом, обозначают для себя общие перспективы развития, и это входит в систему. Например, в детском саду Италии говорят: мы заметили, что детсадовские дети часто болеют, провели исследование и установили, что это происходит потому, что расставаясь с родителями, дети испытывают горькие эмоции, которые зачастую них нет возможности выразить полностью. Такие исследования происходят официально на очень серьезном уровне и предлагаются возможные пути решения проблемы. Танцедвигательная терапия может помочь детям выразить эти чувства. Вместо обычных музыкальных занятий в детских садах появляется такая терапия или занятия с театральным педагогом, который приходит раз в неделю. Дети танцуют и выражают свои накопившиеся эмоции или усталость, агрессию, печаль или радость.
Здесь тоже такое есть, но пока точечно.
Дети – это люди, которые через 20 лет будут определять будущее своей страны, а не только своих родителей.
И если у нас такие эмоциональные моменты понятны может быть только тем, кто занимается театром и волнуют отдельных родителей, то там это все проговаривается и обсуждается подробно и повсеместно: театр разговаривает с детьми, с педагогами, с родителями, с образовательными учреждениями.
Когда Дед Мороз из ТЮЗа приходит в детский сад на ёлку раз в год, это нельзя считать взаимодействием, взаимодействие – это совместное решение проблем и совместное творчество. Дети – наше будущее. Когда мы станем бабушками, они будут управлять страной, создавать какие-то вещи. Важно сейчас всем вместе растить их с любовью и помогать им решать их проблемы.
Недостаточно просто создавать интересные новые формы детского театра. Нужно говорить об этом с родителями, объяснять, почему такое возможно и зачем нужно. Театры к этому уже тяготеют, и многие диалог со зрителями. Например, возможен такой вот спектакль- исследование про шуршание, не опирающийся на знакомый сюжет.
В Польше я видела спектакль, основанием которому служил контрабас. У него есть звук. И есть два артиста, которые под этот звук танцуют. И это спектакль для младенцев. Там нет никакого внятного сюжета. Внятный сказочный сюжет – это не то, что нужно в театре человеку до трёх лет, когда он ещё не может сам говорить, хотя вообще, конечно сказки ему нужны, как и всем. Но сейчас он способен очень гармонично воспринимать вот такое явление, очень близко по духу современному искусству. И когда он вырастет, то станет очень тонким зрителем, который легко считывает разные нюансы и моменты художественного произведения. Тем, о ком мечтают взрослые талантливые режиссеры и художники – зрителем-сообщником, который пришел не только развлекаться, который очень хочет что- то важное понять.
Как Вам кажется, возникают ли в нашем театре для детей какие-то открытия, которые свойственны только нам и могут обогатить мировую палитру?
В нашей стране очень много маленьких городов. И такой театр, которым мы занимаемся, может стать очень интересным и значимым для его жителей, причем, не только для самых маленьких. Им очень здорово заниматься именно там. Там на это существует очень большой культурный запрос. Благодаря интернету, жители малых городов сейчас не оторваны от большой культуры. Они могут увидеть все значительные масштабные события на экранах своих мониторов. И они часто это делают. У них для этого чуть больше времени, чем у жителей больших городов. У них есть инстаграмм, странички в социальных сетях, по которым можно заметить, что там очень продвинутый культурный уровень, хотя большие театры редко туда приезжают. И очень здорово уравновешивать этот процесс живыми камерными творческими театральными историями, реально происходящими с ними в их городе, обостряющими творческое восприятие, объединяющими и формирующими городское сообщество. И они очень хотят красивый театр. Такой красивый театр для детей. И они жаждут посмотреть не только то, что им с детства знакомо, но и то новое, которое возникает сейчас. И это очень благодатное поле для развития, в котором работать не только интересно, но ещё и очень приятно. Там на такие спектакли обязательно придут. Там часто случается, что человек вообще впервые приходит в театр, потому что у него появился ребенок, а потом и сам постепенно становится современным зрителем. Работа с местным сообществом там возможна, необходима, востребована и плодотворна. А в больших городах она немного теряется: люди часто переезжают с места на место, у них мало свободного времени, малые сообщества формируются с большим трудом. Но, хочется, конечно, чтобы в большом городе тоже подобное происходило. И возникает ощущение, что это все- таки возможно. И это вот- вот произойдет… Хотя в большом городе много театров, а крупные театры в нашем деле – основные конкуренты, притом, что они очень неохотно впускают в себя таких маленьких детей.
Возможно, в больших театрах боятся, что дети, чуть ли не с рождения, привыкшие выползать на сцену и взаимодействовать, будут более активными, чем дети, которые в бэби-театр не ходили, не уловят разницы между форматом созерцания и форматом взаимодействия и помешают сыграть спектакль.
Да, и это происходит от недопонимания, от нехватки взаимодействия с педагогами, недостаточной работы со зрителями, хотя чтобы от него избавиться, достаточно прочесть простую методичку по возрастному психологическому развитию. И сразу станет понятно, какому возрасту что свойственно и как театр к этому может адаптироваться и обозначить свои границы.
Но ведь родители, собираясь в театр, редко пользуются методичками и покупают билеты на спектакли, название которых им кажется привлекательным.
Надо работать со зрителями, постоянно объяснять творческие правила игры, они могут быть очень разными – и это очень важная часть работы в театре. И потом бэбики не все время ползают, они тоже очень любят смотреть – пластический язык, язык крупных жестов очень для них привлекателен. Это для взрослых иногда бывает сложно, а малыши смотрят и считывают язык тела моментально.
А у Вас на спектаклях случаются недоразумения со зрителями? Если да, то как вы с ними справляетесь?
У нас все время что-то происходит. И это не считается недоразумением, кому-то хочется высказаться, у кого- то возникает общение с соседом, кому-то нужно срочно подвигаться, кому-то тихонько посидеть в сторонке и привыкнуть к происходящему. Это занимает доли секунды и становится частью спектакля. Глобальных недоразумений не возникает, с шуршанием возникли сложности, но мы их быстро исправили.
Ну, например, сегодня на спектакле вы вовлекали зрителей в приключения девочки Эмили и ее кролика, одна из зрительниц в какой-то момент отстранилась от общей игры, пересела из первого ряда подальше и начала пить сок, а потом оказалось, что ее, как и героиню, зовут Эмилией и если Эмили на сцене действует, то Эмилия в зрительном зале может позволить себе отдохнуть. А другая девочка, совсем ещё маленькая, выбежала на сцену в самый драматический момент, когда у героини пропал кролик, чтобы побыть немного с ней в трудную минуту, потому что у нее такое же синее платье, как у героини