Задачи руководителя при формировании семейного театра мы бы определили следующим образом:
- создать условия для совместной театральной деятельности;
- познакомить участников с основами театра;
- проводить совместные занятия, игры;
- организовать семейную театральную постановку;
- получать положительный эмоциональный заряд от сотворчества.
На опыте нашего театра можно говорить о том, что процесс привлечения родителей, чьи дети ходят в детскую театральную студию, был естественным продолжением тесного общения с семьями. Создать разовые постановки с участием взрослых и детей особой сложности не представляет, и довольно часто можно наблюдать подобное сотворчество. Секретами дальнейшего успешного продления творческих отношений, на наш взгляд, являются неугасающая энергия руководителя и желание большинства отправится в совместное «неизведанное», получить новый опыт, общаться.
В начальном периоде – периоде формирования коллектива – могут возникнуть некоторые трудности психологического характера, поскольку наступает момент выстраивания границ. Может оказаться, что не все взрослые готовы к принятию момента, когда последнее слово в принятии художественного решения за руководителем, а не за ними. Присутствие взрослого с одной стороны упрощает процесс взаимодействия, но с другой – часто возникают ситуации, где родитель может проявлять властность и авторитет перед своим чадом. Нахождение баланса – непростой и продолжительный процесс формирования партнёрских отношений.
Стабильность работы нашего театра обусловлена, безусловно, наличием крепкого костяка, – людей, которые объединены общим желанием встречаться, общаться, творить, экспериментировать. В первую очередь нас связывал личностный, жизненный интерес друг к другу. Мы все оказались необыкновенно разными, казалось в иных обстоятельствах, вне стен театра, мы никогда бы не встретились. И это было прекрасно: мы дополняли друг друга, поддерживали, спорили, обсуждали, находили общие решения. Нас связывают добрые дружеские отношения и по сей день. Большую роль в сохранении сложившихся отношений играют выступления, выездные мероприятия, гастроли, поездки, фестивали. Кроме творческого развития, происходит еще и знакомство с различными городами, краями нашей страны.
Сотрудничество с различными учреждениями культурной, социальной, благотворительной направленности также стало значимым для нас, оно дало всем нам опыт милосердия, взаимопомощи. Например, мы очень дорожим дружбой и партнерскими отношениями с отделением Детского фонда. Общие проекты наполняют всех участников добром, радостью: ты счастлив, когда помогаешь своим творчеством другим людям, видишь слезы радости зрителей, слышишь слова благодарности.
Наша любимая постановка, связанная с именем Януша Корчака, зазвучала по-особому, когда мы вместе с сотрудниками фонда, организовали показы в рамках благотворительного марафона. Постановка была показана жителям края в рамках гастрольного тура, а выступление в день освобождения узников концлагерей, когда среди приглашенных были бывшие узники, никого не оставило равнодушным.
Следующим этапом развития театра у нас стала регистрация его как некоммерческой организации. Статус юридического лица открывает новые перспективы, даёт возможность участия в конкурсах и получение грантов. Это влечёт за собой множество коллабораций, способствует реализации более масштабных востребованных социальных и культурных проектов. Например, совместно с музеем мы создали интерактивный спектакль-экскурсию «Время всегда хорошее» по повеcти А.Жвалевского и Е.Пастернак. Театральной площадкой для этой истории стал двухуровневый зал советского периода, в аутентичной обстановке спектакль приобрел особенный колорит. Посетители были не просто зрителями, но и участниками. И взрослые, и дети с удовольствием окунулись в эпоху 80-х: играли в советские дворовые игры, посетили экскурсию и оказались свидетелями истории перемещения во времени двух учеников. Каждый вынес из этого спектакля что-то свое – дети узнали новые факты из истории своей страны, посмотрели на особенности быта того времени. Взрослые погрузились в приятную ностальгию и вспомнили своё детство. В отзывах писали, что после спектакля в семьях продолжились разговоры: «У дочери было так много вопросов! Событие пробудило живой интерес, это укрепляет связь между детьми и взрослыми, между двумя поколениями, которые на самом деле такие разные, но ценности у них одни и те же – это любовь, доброта, дружба и взаимовыручка. Это незыблемые основы, которые будут важны всегда, в какое бы время ты не жил».
В какой-то момент жизненный цикл семейной формы существования заканчивается, люди уходят (период нахождения в театре родителей в среднем год-два, максимум пять лет). Затем требуется перезагрузка: набор новых семей и дальнейшее существование по принципу предыдущего, либо поиск нового формата. Как вариант (и в нашем случае это совпало с началом локдауна) – открытие камерного пространства Мастерской, где дети и родители смогли заниматься театральным и художественным творчеством в содружестве с профессионалами. Такой формат позволил нам выпускать камерные спектакли, в которых семья не только играет на сцене, но и создает своими руками необходимые реквизит, декорации. Кроме того, мастерская предполагает проведение различных смежных мастер-классов: по рисованию, дизайну, декоративно-прикладному творчеству. Например, интересный опыт у нас возник с психологом по проведению встреч в направлении песочного театра.
Песочное поле – это проекция нашего внутреннего мира, и то, что происходит на сцене песочного театра, отражает актуальные аспекты жизни человека. Таким образом, рассказывая свои истории и проигрывая сцены с игрушечными фигурками-актёрами, каждый человек говорит о себе, раскрываясь другим, зрителям, с новой неожиданной стороны. Песочный театр - это групповая форма занятий песочной терапией, когда в безопасном пространстве и взрослый, и ребёнок может проявить, выразить себя, и быть услышанным, принятым другим. А это очень важно – быть принятым, особенно своими самыми близким людьми, семьёй. Метод помогает налаживанию контакта между взрослым и ребёнком, что в свою очередь является основой развития здоровой личности ребёнка. А сколько радости, восторга в глазах детей и взрослых, с любовью и старанием создающих свои миры на песке!