Театральная педагогика (возьмем занятия театром как наиболее иллюстративные) – это комплекс различного рода упражнений, которые в финале выражаются неким театральным действием, для краткости назовем его спектаклем. В чем отличие от традиционного школьного спектакля, когда дети просто разучивают роли и представляют их на празднике?
Любой театральный педагог начинает с телесных упражнений – во-первых, это нужно, чтобы снять зажимы с будущих артистов, во-вторых, чтобы участник освоил свое тело, что, например, очень важно для подростка в период гормональных изменений. Таким образом, молодой человек встает из-за парты и занимается своим телом: слушает его, исследует его возможности. Важно отметить, что это может становиться терапевтическим актом: театральный педагог Евгения Львова (Псков), столкнувшись однажды во время традиционной работы с голосом с крайне сильной эмоциональной реакцией; с тех пор всегда работает в паре с психологом.
Театральные педагоги современного поколения чаще всего занимаются нетрадиционными видами театра: документальным и форум-театром Аугусто Боаля [2]. Принципиальное отличие этих видов театра в том, что они работают не с готовой пьесой, а с реальными историями и монологами участников. Чаще всего работа идет вокруг тем болезненных: пережитых травм и аффектов, историй неудавшейся любви или трудных отношений в семье. Как следствие, в процессе интервью подростки, например, сталкиваются с аффектами друг друга, учатся быть бережными, учатся слушать и слышать, а также рассказывать о своих чувствах. А болезненная история, отчужденная от себя и вынесенная в этюд или на сцену, многократно повторенная за время репетиций, становится менее болезненной, таким образом, участники приобретают новый навык взаимодействия с собственными и чужими аффектами. Такого рода эффект описан еще Николаем Евреиновым и Якобом Морено.
Очевидно, что в процессе занятий театром любой педагог занимается и культуртрегерством: показывает видеозаписи спектаклей, делает разбор драматургической структуры, водит детей в театр, много говорит о режиссуре и драматургии. То есть развивает и так называемые hardskills – знания и учебные компетенции.
Четвертое направление, социальное, является одним из самых главных для театрального педагога. В театре важен ансамбль, в непрофессиональном театре он важен вдвойне. В школьном театре взаимопонимание, умение принимать других со всеми их особенностями является необходимым фундаментом. Именно социальному взаимодействию между участниками посвящено большинство упражнений. А механизмы форум-театра позволяют участникам научиться понимать и тех, кто, в их представлении, обычно является «угнетателем»: учителей, родителей, администрацию школы и других взрослых.
Наконец, пятое направление: духовный аспект. Гингер так комментирует этот пункт: «Если я и разместил метафизический и духовный аспекты ближе к земле, а не «во главе», так это для того, чтобы подчеркнуть, что, с моей точки зрения, именно они и являются имманентными производными корнями, а не трансцендентное человеческое всемогущество» [1,с. 143]. То есть это направление, позволяющее нащупать свое место в жизни, в устройстве этого мира. Искусство занимается во многом именно этими вопросами, любой документальный спектакль, например, создается, чтобы участники сопрягли себя и свои истории с человечеством – сам факт вынесения истории на сцену имеет такой метафизический эффект, поскольку театр – это микрокосм.
Таким образом, мы видим, что театральная педагогика занимается теми аспектами развития школьников (и не только), которые зачастую ускользают от внимания традиционной системы образования, но которые, согласно теории Гингера, являются залогом гармоничного человека.
Литература- Гингер С. Гештальт: искусство контакта. – СПб.: Академический проект, 2015.
- Пархомовская Н. Аугусто Боаль и «Театр угнетенных» // Театр. 2016. №24-25. С.20-31.
- Театральная педагогика в Германии. Беседу с Сюзанной Кох, Катрин Лоренц и Дорле Трахтернах ведет Жанна Кеберляйн // Петербургский театральный журнал. 2013. № 3 [73]. С. 48-54.
- Чиксентмихайи М. В поисках потока. Психология включенности в повседневность. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. 194 с.
- Ядровская Е.Р. Чтение как диалог. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. 264 с.