Ю.А. Осеева, магистр театрального искусства, аспирант РГИСИ

Санкт-Петербург, Российский государственный институт сценических искусств

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПЕНТАГРАММЫ ГИНГЕРА
Статья впервые была опубликована в сборнике, подготовленном по итогам Международной научной конференции «Психология, литература, кино в диалоге с театром»
Мы в соцсетях
Поскольку термин «театральная педагогика» имеет несколько значений, следует сразу определить, в каком именно значении он будет использован в этой статье. Говоря о театральной педагогике, я не имею в виду крупные актерско-режиссерские школы, которые практикуют в ВУЗах и специальных заведениях. Я имею в виду ситуацию, когда в школу или любое другое образовательное учреждение приходит человек искусства (тут тоже важно понимать, что термин стал уже некоторым обобщением, более точно было бы называть этот вид деятельности «педагогика искусством») и занимается решением некоторых педагогических и, отчасти, психологических задач посредством искусства или его механизмов. И это принципиальное отличие, особенно на почве российского образования, где зачастую учителя становятся именно учителями своего предмета, который выходит на первый план, оттесняя собственно педагогику. Это связано со многими причинами, в том числе объективными, но результат таков: преподаватели (особенно начиная со средней школы) ориентированы на будущее – на ЕГЭ, на поступление, на дальнейшую программу, сформированную по принципу последовательного наслоения знаний, даже на навыки, которые пригодятся в работе. И мало кто ориентирован на настоящее. Искусство же – всегда про настоящее, это такая специфичная область знания, которая сама по себе существует только в актуальном времени, кроме того, почти все знают, что это знание во многом если не бесполезно, то мало востребовано в сегодняшнем мире. Наконец, искусство всегда отталкивается от чувств и потребностей, которые тоже существуюттолько в настоящем. Поэтому театральные педагоги заполняют нишу работы с мало задействованным эмоциональным настоящим школьника, что, очевидно, в школе в дефиците.

В Германии, где эта сфера активно развивалась с 70-х гг. прошлого века, существует Ассоциация театральных педагогов, у которой на сайте написано: «Театральная педагогика – это художественно-эстетическая практика, которая сконцентрирована на индивидууме: его идеях и возможностях самовыражения, проявляющихся через соприкосновение с театром. Театральная педагогика направлена на формирование эрудиции в области культуры, личностный рост, развитие социальных навыков» [3]. В этих предложениях отражена идея, лежащая в основе немецкой школы театральной педагогики: занятия театром (искусством) позволяют развивать три направления гармоничной личности. Они имеют в виду IQ или HardSkills, E(motional)Q или персональные компетенции и S(ocial)Q – социальные компетенции: три угла треугольника, именно так они визуально и отражают свою теорию.

В данном исследовании произведена попытка рассмотреть результаты работы театрального педагога еще более глубоко, через пентаграмму Гингера. Кратко опишу характеристики этого «символического изображения» [1, с. 138], как его называет автор, французский практик и теоретик гештальт-терапии, автор 20 книг, переведенных на разные языки, основатель Парижской школы гештальта Серж Гингер.
Пентаграмма – это пятиконечная звезда, в которую легко вписывается Витрувианский человек Леонардо да Винчи. Ориентируясь на этого человека, Гингер присвоил каждому концу звезды некое значение, принципиальное для развития личности.

  1. Физический аспект: тело, ощущения, функция движения, сексуальность.
  2. Аффективный аспект: «сердце», чувства, любовные отношения, «другой».
  3. Рациональный аспект: «голова» (вместе с двумя полушариями мозга), мышление и
  4. креативность.
  5. Социальный аспект: отношения с другими людьми, человеческое окружение и культурная среда.
  6. Духовный аспект: смысл человеческого существования, место человека в космосе и глобальной экосистеме [1, с. 139].

Пентаграмма Гингера
Театральная педагогика (возьмем занятия театром как наиболее иллюстративные) – это комплекс различного рода упражнений, которые в финале выражаются неким театральным действием, для краткости назовем его спектаклем. В чем отличие от традиционного школьного спектакля, когда дети просто разучивают роли и представляют их на празднике?

Любой театральный педагог начинает с телесных упражнений – во-первых, это нужно, чтобы снять зажимы с будущих артистов, во-вторых, чтобы участник освоил свое тело, что, например, очень важно для подростка в период гормональных изменений. Таким образом, молодой человек встает из-за парты и занимается своим телом: слушает его, исследует его возможности. Важно отметить, что это может становиться терапевтическим актом: театральный педагог Евгения Львова (Псков), столкнувшись однажды во время традиционной работы с голосом с крайне сильной эмоциональной реакцией; с тех пор всегда работает в паре с психологом.

Театральные педагоги современного поколения чаще всего занимаются нетрадиционными видами театра: документальным и форум-театром Аугусто Боаля [2]. Принципиальное отличие этих видов театра в том, что они работают не с готовой пьесой, а с реальными историями и монологами участников. Чаще всего работа идет вокруг тем болезненных: пережитых травм и аффектов, историй неудавшейся любви или трудных отношений в семье. Как следствие, в процессе интервью подростки, например, сталкиваются с аффектами друг друга, учатся быть бережными, учатся слушать и слышать, а также рассказывать о своих чувствах. А болезненная история, отчужденная от себя и вынесенная в этюд или на сцену, многократно повторенная за время репетиций, становится менее болезненной, таким образом, участники приобретают новый навык взаимодействия с собственными и чужими аффектами. Такого рода эффект описан еще Николаем Евреиновым и Якобом Морено.

Очевидно, что в процессе занятий театром любой педагог занимается и культуртрегерством: показывает видеозаписи спектаклей, делает разбор драматургической структуры, водит детей в театр, много говорит о режиссуре и драматургии. То есть развивает и так называемые hardskills – знания и учебные компетенции.

Четвертое направление, социальное, является одним из самых главных для театрального педагога. В театре важен ансамбль, в непрофессиональном театре он важен вдвойне. В школьном театре взаимопонимание, умение принимать других со всеми их особенностями является необходимым фундаментом. Именно социальному взаимодействию между участниками посвящено большинство упражнений. А механизмы форум-театра позволяют участникам научиться понимать и тех, кто, в их представлении, обычно является «угнетателем»: учителей, родителей, администрацию школы и других взрослых.

Наконец, пятое направление: духовный аспект. Гингер так комментирует этот пункт: «Если я и разместил метафизический и духовный аспекты ближе к земле, а не «во главе», так это для того, чтобы подчеркнуть, что, с моей точки зрения, именно они и являются имманентными производными корнями, а не трансцендентное человеческое всемогущество» [1,с. 143]. То есть это направление, позволяющее нащупать свое место в жизни, в устройстве этого мира. Искусство занимается во многом именно этими вопросами, любой документальный спектакль, например, создается, чтобы участники сопрягли себя и свои истории с человечеством – сам факт вынесения истории на сцену имеет такой метафизический эффект, поскольку театр – это микрокосм.

Таким образом, мы видим, что театральная педагогика занимается теми аспектами развития школьников (и не только), которые зачастую ускользают от внимания традиционной системы образования, но которые, согласно теории Гингера, являются залогом гармоничного человека.



Литература
  1. Гингер С. Гештальт: искусство контакта. – СПб.: Академический проект, 2015.
  2. Пархомовская Н. Аугусто Боаль и «Театр угнетенных» // Театр. 2016. №24-25. С.20-31.
  3. Театральная педагогика в Германии. Беседу с Сюзанной Кох, Катрин Лоренц и Дорле Трахтернах ведет Жанна Кеберляйн // Петербургский театральный журнал. 2013. № 3 [73]. С. 48-54.
  4. Чиксентмихайи М. В поисках потока. Психология включенности в повседневность. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. 194 с.
  5. Ядровская Е.Р. Чтение как диалог. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. 264 с.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda