- Расскажите, как вы пришли в кукольный театр, кто был вашими учителями, какие идеи они исповедовали, что из их опыта вам кажется важным продолжать?
Вячеслав Игнатов: У нас с Машей сначала были разные учителя, а потом общие. Я учился в Минске на актера театра кукол, а потом в Питере, где познакомился с Машей.
Мой первый педагог, школьный-театральный, посоветовала обязательно поступать к Валентине Викторовне Карташовой в Минске, на какую бы специальность она курс не набирала. А набирала она курс кукольников, хотя до этого преподавала артистам драмы. Я в тот момент абсолютно не думал о куклах, не мог предположить, что меня это так увлечет, просто безоговорочно доверял моему первому педагогу – Светлане Владимировне Кравцовой. У нас в школе был театральный кружок. Я туда ходил с третьего класса и до последнего. Потом она помогла мне подготовить вступительную программу. Она и сейчас преподает и вдохновляет детей, и кто- то из них продолжает связывать свою жизнь с театром.
- А что должно было произойти в школьном кружке, чтобы именно вам захотелось связать свою профессиональную жизнь с театром?
Вячеслав Игнатов: Я о других профессиях никогда не задумывался. Тут скорее было внутреннее самоопределение: с детства меня восхищали артисты и кино. Во мне с самого начала жила внутренняя потребность удивлять, но каким именно способом это лучше делать, я тогда ещё не задумывался. Постоянно пытался что-нибудь эдакое отчубучить. Хулиганил часто. Учился на тройки. Учителя хватались за голову. Когда я в третьем классе пришел в драмкружок, то сразу же стало ясно: артист. И мне, и учителям. С этого момента они мне многое прощали, но в кружке я оттдувался практически за всю школу.
Вячеслав Игнатов: А Валентина Викторовна Карташова, к которой я поступил на курс, в это время вдруг очень увлеклась куклами благодаря Резо Габриадзе. «Сталинградская битва», «Песня о Волге» произвели на нее сильнейшее впечатление.
- То есть для нее, как и для вас куклы были чем-то совершенно новым, были открытием?
Вячеслав Игнатов: Да. Потом она открыла для себя Филиппа Жанти. Она для себя поняла после этого, что куклы – это то, с чем можно и хочется работать, что все – это любовь навсегда. И заразила меня своей любовью к куклам. Но подход к образованию был общий, театральный, искусство, в том числе и драматическое. Подход к искусству, в котором кукла – немой визуальный знак, образ, художественное выразительное средство, с которым человек может вступать в непосредственное взаимодействие. Выбирая ту или иную технологию, выбираешь способ мышления. Мы не сосредотачивались только на марионетках и на планшетных куклах. Она нас учила, что куклой может быть что угодно: деревянная доска, мусорное ведро, рюкзак, мятая бумага… Все! Театр кукол – театр образов и символов. Но рождается и существует этот знак также, как и в драматическом театре - через действие, через зерно образа, через его развитие.
А потом я продолжил учебу в Петербурге у Николая Петровича Наумова уже на режиссерском отделении, а там, на актерском, училась Маша Литвинова. Но познакомились мы на почве увлечения кинематографом. Маша закончила до этого Киношколу. Я был уже опытным петербургским второкурсником… Вдруг на какой-то вечеринке совсем юная первокурсница сказала: «Ребята, здесь так скучно, давайте поговорим о кино». А я про себя подумал: «Что этот ребенок может знать интересного про кино?» Но мы проболтали до пяти утра. Я влюбился в Машу. И с тех пор началась наша совместная творческая жизнь.
- Маша, а как Вы оказались в кукольном пространстве, если серьезно увлекались кинематографом?
Мария Литвинова: Случайно. С восьмого класса я училась в Московской Международной Киношколе, которую закончили многие выдающиеся деятели театра. И это был более-менее осознанный выбор. Мне стало скучно и плохо в обычной школе во дворе, захотелось чего-то поближе к театру. Родители это заметили и нашли киношколу. Она была далеко от дома, мне приходилось каждый день ездить туда полтора часа. Но я училась с удовольствием все четыре года. Там не то, чтобы учили именно актерскому мастерству и чисто прикладным вещам. А рассказывали вообще о том, что такое искусство, живопись в том числе, что такое этика и эстетика, что такое хорошо, что такое плохо. Ну, и сценарии, конечно, писали, кино снимали, спектакли ставили, играли в них. И это была мега интересная творческая жизнь, захватившая все мое существо. У нас даже каникул не было. И можно сказать, что такая жизнь продолжается до сих пор.
Театр меня очень привлекал, я попробовала поступить в Москве - не получилось, уехала в Питер и совершенно случайно поступила там на актерское отделение факультета театра кукол. Последние два школьных года с четырнадцати лет я уже жила отдельно от родителей, чтобы быть поближе к школе. Когда закончила школу, мне было шестнадцать. Опыт самостоятельной жизни у меня уже был, так что переезд в Петербург меня не пугал. Но, может быть, если бы мы не познакомились со Славой, я бы после первого курса там не осталась: актерское мастерство первокурсникам там преподавалось более чем традиционно: шарик на пальчик надел - и тренируйся. Мне это казалось скучноватым. Но у нас была прекрасная зав. кафедрой кукольного театра, Анна Брашинская, - очень значимый в кукольном мире человек. Вела у нас историю театра. Она считала, что то, что можно узнать из книг, студентам лучше узнавать из книг, и давала нам список обязательной литературы, а на занятиях рассказывала про современный кукольный театр: про Жанти, про «Тень», про театральные фестивали, про все самое интересное, показывала нам потрясающие видеозаписи. Она дала нам срез современного театра, привила вкус. И я подумала: какой кукольный фестиваль самый интересный? А, Шарлевилль-Мезьер. Значит, мне туда нужно съездить прямо сейчас, на первом курсе. И это была авантюра, конечно. Родители как- то наскребли денег на дорогу туда и обратно, в юности как-то совсем не смущает, что тебя не ждали, не звали, где жить, что есть непонятно. Просто приехала туда и сказала парню, который стоял на регистрации, что хочу заниматься кукольным театром, смотреть спектакли. Он так посмотрел на меня задумчиво, потом протянул пачку билетов на спектакли и сказал: «жить будешь у моей тети, есть будешь с артистами в столовой». Я провела там две недели и увидела все самое интереснейшее, что происходило тогда в мировом театре кукол. Это было очень интересно и крайне мало общего имело с тем, чему нас учили в институте.
Как только мы познакомились со Славой, сразу же начали выдумывать вместе что-то свое. Никто нам особенно не помогал, но к счастью и не мешал.