- Чем сейчас интересен социальный театр подросткам и молодежи? - Главным образом, для них это нечто новое, о чем они почти ничего не знают, но им интересно в этом разобраться. Вообще, среди тех, кто приходит, очень мало таких, кто имеет разносторонние представления о театре как таковом. Практика совместного семейного или школьного похода в театр сегодня практически исчезла. Ещё меньше тех, кто занимался когда-либо раньше в театральной студии, обычно весь их предыдущий опыт сводится к участию в школьных театрализованных представлениях, приуроченных к конкретным датам, таким как 8 марта или 9 мая. Чаще всего они сами называют этот опыт словосочетанием, которое плотно вошло в школьный лексикон и которое я терпеть не могу - "ставить сценки". Сегодня внутри семьи, образовательных учреждений и внутри профессионального театра очень мало уделяется внимания формированию зрительской культуры. Ребята часто приходят со стереотипным представлением о театре как об институции: там есть сцена, занавес, который служит границей между миром ряженых и миром неряженых людей. И это примерно все. Начинать приходится часто с нуля, с того, что представляет из себя театр, каким разным он может быть, кто чем там занимается. Что, в числе прочего, существует ещё и документальный театр. И для большинства из них, театр – это история, в большей степени связанная с общением между собой, и в меньшей степени с искусством: театр – диалог, и они хотят высказаться. Всегда чувствуется, что даже самый закрытый участник, который сидит и молчит, испытывает потребность сидеть и молчать в кругу остальных участников и затрагиваемых ими тем и вопросов. Ему важно присутствовать здесь, чувствовать сопричастность к общему делу. И он, таким образом, все равно включен в общий диалог. Мне кажется, они ищут и находят в социальном театре то, чего им не хватает в семье и в школе, а не в других видах и жанрах искусства.
- А взрослые зачем приходят, в том числе и зрители? - Не знаю, наверное, за тем же. Мне как практику, чем дальше, тем сложнее ответить на вопрос, зачем вообще сегодня люди ходят в театр. Ради чего они готовы потратить два-три часа своей жизни, неподвижно сидя в кресле и пассивно наблюдая за людьми, которые что-то там изображают на сцене? Вот это вот пассивное сидение и восприятие для меня загадка. В моем представлении от театра я должен получить какой-то новый опыт, пережить уникальный личный экспириенс или порцию вопросов, с которыми я должен уйти, чтобы самостоятельно с ними разобраться. В привычном репертуарном театре с классическим разделением на сцену и зал, я не получаю сегодня ни того, ни другого. Мне все тяжелее подключаться к происходящему на сцене. Вообще, у меня сейчас какой-то период переосмысления. Я больше задаю разные вопросы себе, нежели могу ответить на что-то. Время изменилось, и театр изменился тоже, это не плохо и не хорошо, это данность и это надо признать. Многие как практики, так и зрители, в своем понимании театра продолжают существовать в парадигме 10-20 летней давности. На этом фоне социальный театр – это такой островок, привлекающий с одной стороны тем, что он немного как бы не совсем театр, и тем, что тут все еще возможен диалог между разными людьми, между явлениями, между сценой и залом, а не его видимость. Диалог всех со всеми.
В последнее время за пределами театрального пространства у меня возникает ощущение какой-то тотальной постановки вокруг, где все исполняют какие-то роли, произносят заученный текст и обеспокоены тем, что он должен обязательно кому-то понравиться, редко удается услышать искренний голос, подлинное высказывание, личностную интонацию. Театр и действительность как бы поменялись местами. Но, в то же время, современный российский театр – это такой парник, герметичная замкнутая система, которая все больше теряет связь с окружающим миром. Даже если это Театр.doc., созданный специально для коммуникации с действительностью. При том, что продолжаешь испытывать к нему огромную благодарность за то, что он втянул тебя в эту работу.
Ещё немаловажно, что в социальном театре нет, или пока ещё нет, культа творца - режиссера, лидера, который единолично принимает все решения. Этот театр не может держаться целиком на одном человеке, он держится на сообществах людей, в тех или иных сочетаниях. Как недавно высказался один известный театральный критик, что "художник урод по определению, природная аномалия", поэтому ему позволено все. Это ужасно, но многое говорит о внутреннем устройстве российского театра. В социальном театре такого, к счастью, пока не происходит. Здесь нет ощущения, что творцу дозволено все. Хотя - социальный театр – это тоже пространство для творчества, но творчество не освобождает от обязанности, прежде всего, быть человеком, воспринимать в первую очередь людей как людей, а не как инструмент или материал для творчества.
На мой взгляд, в России пространство социального театра развито довольно слабо, особенно, в сравнении с европейским театральным опытом, например, опытом Германии. Не в том смысле, что мы меньше умеем в этом направлении, а в том, что в его пространстве нам с большим трудом удается поддерживать сформировавшие его принципы, их необратимость. Все-таки нет уверенности, что сюда не проникнет эта иерархичность и кондовость. В Германии социальный театр успешно развивается не только потому, что это одна из приоритетных государственных программ, но и потому, что это значимое и родственное явление для театра как институции в целом, каких бы эстетических взглядов он не придерживался, в том числе, и для государственного театра. Да, государство в Германии поддерживает социальные театральные проекты, школьную театральную педагогику непосредственно в школах, социальных и общественных центрах и институциях, созданных специально для этого. Там важно, что для театра это не компромисс между этикой и эстетикой. Театр готов вбирать все это в себя, быть открытым этому движению и уважать себя за это. В том числе, и театр государственный.
В Германии должность театрального педагога, включающая в себя работу со зрителями, социальную работу и театральные практики с непрофессионалами любого возраста, проекты, связанные с инклюзией – это устойчивая штатная единица в театре. Он постоянный сотрудник, он не приходит туда, чтобы организовать какой-то полезный или интересный проект. Это является повседневной жизнью немецкого театра, одним из его социально-важных направлений. Те зрители, которым такая активность не интересна, которые просто приходят посмотреть спектакли профессионального театра, они все равно уже традиционно в курсе, что в театре есть такие направления. Актер, режиссер или художник могут быть приглашены на какую-то конкретную постановку. А театральные педагоги работают здесь всегда и работают они так или иначе, для всех людей, приходящих в театр. И когда театральных педагогов из профессионального театра приглашают организовать театральный проект, например, в школе, чем бы это ни было вызвано, желанием креатива или желанием преодолеть неблагоприятную социальную ситуацию, внутри школы уже привычно живёт ощущение, что эти люди пришли сюда из театра, а не просто лечить и воспитывать.
Например, в одном из главных государственных театров Германии - берлинском Deutsches Theater (
пер. Немецкий театр), работает отдельное его подразделение
Junges Deutsches Theater (
пер. Молодой Немецкий Театр).
И это не ТЮЗ в нашем привычном понимании, не любительская театральная студия или зрительский или социальный клуб, не образовательная программа, а плавильный котел из всего этого: место, где все это существует параллельно и может взаимодействовать или перетекать из одной формы в другую. И все это при и с соучастием взрослого профессионального театра. Занятия с юными актерами-непрофессионалами часто проводят актеры из основной труппы театра, а для показов итоговых работ Junges Deutsches Theater предоставляют основную, большую сцену театра. И такой плавильный котел при театре мне кажется наилучшим вариантом социального театра. По итогам каждой из этих программ у ее участника всегда есть возможность выйти на сцену театра, а у всех желающих есть возможность это увидеть. Это очень продуманная история.
Мне кажется, что такая социальная деятельность при профессиональных театрах в подобном масштабе и объеме сейчас в нашей стране невозможна или происходит эпизодически, но это текущая внутренняя проблема, прежде всего, общей системы работы профессиональных театров. Если между театром и зрителем, театром и обществом, между профессиональным и любительским театром возникают барьеры, которые приходится преодолевать с большим трудом, то изнутри системного подхода к театру пора что-то менять.