Но вербатим для меня - не самоцель. Освоив что-либо, хочется усвоенный опыт использовать в сочетании уже с чем-то новым или диаметрально контрастным. Думаю, наш следующий спектакль тоже будет основан на документальных материалах. Он будет про школьных учителей. Однако интересно попробовать сделать его в стиле комедии Дель Арте (средневековой итальянской комедии масок).
Александр Коручеков, ученик С. В. Женовача, и мой педагог на курсе у О. Л. Кудряшова, много с нами работал в направлении комедии Дель Арте. Его интересовала возможностью работать в этом стиле над драматургией, например, Островского. Мне это очень нравилось. Хочется попробовать применить приемы комедии масок к документальному материалу. В комедии масок как таковой, маски создают коридор для импровизации. А в работе с текстом, в нашем случае, с документальным, текст задаёт коридор для свободного освоения масок, а потом они уже создают коридор для импровизации.
В студийной работе важно, чтобы каждая следующая работа закрепляла опыт предыдущей, но в то же время предоставляла возможность другого, лучше, контрастного опыта. Мне кажется, это подходящий вариант.
- Стала ли эта работа над вербатимом значимым событием для родителей студийцев и других взрослых, которых они интервьюировали?
- Не для всех. И это заметно, если посмотреть спектакль. В истории с молоточком взрослые явно отнеслись к процессу с лёгкой иронией. И мы этого не скрывали, а постарались даже немножко подчеркнуть: что получилось, то получилось. Понятно, что это ирония родительской любви. И если подросток сыграл бы, например, в сказке «Дюймовочка», его родные отнеслись бы к этому событию примерно также. Это нормально. Но это не отменяет для подростка процесс его взросления. Главное, что внутри каждой из семей между подростками и взрослыми состоялся небытовой диалог, выходящий за пределы домашнего круга, расширяющий мир подростка. Но дорога, расширяющая этот мир, началась именно в кругу семьи и произошло это по инициативе подростка. Это придает уверенности в себе, ведь с каждым днём им приходится принимать все больше и больше самостоятельных решений. Важно, что это студийцы любительского театра, они здесь не для того, чтобы подготовиться к профессиональной деятельности, а для того, чтобы взрослеть интересно и более уверенно, для того чтобы язык современного искусства был им понятен. Они молодые – это их язык.
Конечно, почти в каждой любительской группе 1-2 человека обычно мечтают о профессиональной театральной карьере, об актерской. В нашей группе одна девочка и один мальчик тоже мечтают. Но о режиссерской, что мне приятно слышать. И мне кажется, что работы такого рода могут приблизить их к исполнению мечты. У них может получиться.
- А Вам не хотелось как-то варьировать коллекцию историй, перетасовывать их, чуть иначе расставлять акценты или сегодня рассказывать что- то одно, а завтра другое, как это происходит в Вашем спектакле на сцене «Современника», во многом созвучном студийному, премьера которого состоялась совсем недавно?
- Нет. Для меня принципиально важным было использовать в студийном спектакле сразу все истории, которые удалось собрать, и скомпоновать их так, как мне подсказывало мое режиссерское чутье. Если кто-то из участников по каким-то причинам уйдет из спектакля, свою историю он унесет с собой.
- А не может получиться так, что эти истории «замылятся» в процессе многократного воспроизведения? Например, когда один из героев рассказывает о том, как его бабушка переживала смерть дедушки, остальные участники проявляют сильное эмоциональное соучастие и оно передается зрительному залу. Не может ли получиться так, что на каком-то из следующих спектаклей этого не произойдет, а ребята просто будут стоять и ждать своей реплики?
- По-разному может происходить. Хочется, чтобы они каждый раз подключались с той искренностью, которая возникает именно в процессе спектакля. Возможно в следующий раз сильные коллективные эмоции возникнут во время другого эпизода. Акценты в спектакле расставляет именно степень соучастия.