И второе полугодие мы уже будем ставить спектакли. Это всегда разный путь, но обычно это идет как выстраивание диалога с детьми. Один из предыдущих классов ставил спектакль по повести Андрея Жвалекского и Евгении Пастернак «Хочу в школу». Дети сами выбрали материал. Там был интересный ход. Сначала другой класс сделал трейлер на несуществующий фильм «Я хочу в школу», это был кинопроект. 8-ой класс заинтересовался, и решил сделать театральный проект. Сами написали сценарий и поставили. Им не я помогал, другой педагог. Щукинское училище проводит конкурс, и они там завоевали призовое место.
Мы начинали первый этап работы над проектом уже в сентябре: разговор, какие-то упражнения, этюды. Прошлый класс был трудный, это были дети, не очень слышащие взрослых. Они отрицательно относились ко всем проявлениям нашей взрослой инициативы. И мы старались их не трогать. Мы дали им возможность делать свой сценарий на любую тему. Договорились о сроках, когда мы друг другу показываем результаты. Мы, взрослые тоже делали свой вариант, и ребята должны принять решение. Они хотели делать что-то по книге Наринэ Абгарян «Понаехавшая». У них не получилось сделать сценарий, получилось полтора листочка мало внятного описания. А мы представили на суд «Типа смотри короче» Жвалевского и Пастернак. И ребята, которые принимали решение, скрепя сердце, выбрали наш, взрослый сценарий: «Мы понимаем, что у вас лучше, но мы внутренне не очень согласились». Поэтому случился сложный проект. В результате длительных дебатов только в начале апреля мы приступили к репетициям. Но, я понимаю, что, если бы мы не договорились, бесполезно было бы приступать к репетициям. А когда мы договорились, то дальше все обычно происходит быстро. Но тут интернет сыграл с нами злую шутку. Когда мы вышли на десятидневные майские каникулы, родители заглянули в сценарий. И тут началось возмущение: «Это что, герои тут будут пить и курить? Наши дети не такие!» А 11 мая я услышал эти тексты уже из уст детей. «Нам стыдно это играть». Я говорю: «Подождите, вам не стыдно делать это, скрываясь за трансформаторной будкой, а на сцене говорить об этом стыдно, да? И до каникул вам было нормально поднимать эти темы, а сейчас вот, после майских праздников что-то изменилось?»
Была большая встреча с родителями в кабинете директора, где были инициаторы этого разговора. Я им сказал, что сейчас от всей работы, которая была проведена в течении года, осталось пепелище. И мы, как Феникс должны за последние там 2- 3 недели мая всё восстановить. И мы в последние дни мая буквально каждый день встречались. Осталась группка детей, ровно столько, сколько нужно: 12 человек.
Нельзя сбрасывать со счетов, что социальная ситуация этого класса была не очень здоровая. Родители были недовольны классным руководителем в начальной школе, и его убрали. Возможно, они были правы. Потом началась частая смена классных руководителей. «Тело класса» не очень сформировалось. Я их взял на музыку в 7-м классе, и меня удивляло, что они могли позвонить своему родителю и сказать: «Ой, мама, у меня живот болит, я хочу домой», – и родитель, не интересуясь тем, что происходит на самом деле, спокойно требовал отпустить ребёнка с урока. Они ходили Бог знает как в самый сложный школьный период. Обычно если за предыдущие 6 лет всё правильно подготовлено, то в этот момент реализуется вся мощная подростковая энергия. Она может быть направлена на выстраивание новых взаимодействий, нового творчества, свободы. Они в это время хотят свободы. И я сразу свободу эту даю, прямо 1 сентября.
Итак, когда тема и материал по завершении первого этапа работы выбраны, начинается театр в жизни. Разговоры о ролях: кто кого хочет сыграть. У меня очень сложный проект, был 2 года назад. Очень важные приобретения и потери. Две девочки пробуются на роль Милки в повести Жвалевского и Пастернак «Типа смотри короче», очень хотят играть «отрицательную» роль. Все хотят, конечно же, её. Мне помогала мама, профессиональный сценарист. Она их прослушивала. И две девочки ушли к ней, а потом одна возвращается и говорит всем нам, которые сидят и другую сцену репетируют: «Знаете, у нее лучше получается». Она не про себя говорит, она говорит: «У НЕЁ лучше получилось». Вот это важный социальный результат. Он, может быть, не очень заметный, ребята, может, его и пропустили, но для меня это было очень важно. Важно, когда мы, создаём такое сообщество, где не важно, кто ты: гриб или Джульетта, но ты – важный участник спектакля, и у тебя есть своя незаменимая роль. Роль в широком смысле, она может быть без слов или со словами, на сцене или за сценой. Я им задаю вопрос: «А роль — это как? Ты же не можешь осуществить её без осуществления целого? Поэтому ты не можешь репетировать только свой кусочек, а потом туда его встраивать?» Часто у родителей бывает такое представление. А я говорю: «Мы все вместе это делаем. И ты здесь находишь, исходя из общего замысла, тебе надо сделать своё дело, чтобы какой-то новый штрих внести в это общее». Это важная очень работа.