У нас, у каждого была книжечка Активиста, в которой среди прочего была напечатана Памятка Активиста, и там такие принципы, например: «Нельзя объять необъятное – но историю ЦДТ знать обязан». В ней много всего было именно про культуру общения и взаимодействия, но при этом все было написано с большим юмором. И еще, важно было, что каждый, будучи 11-12-летним подростком, получив эту книжку, имел право прийти к администратору театра, показать её и получить пропуск на любой спектакль. Этот пропуск был без места, но возможность прийти на спектакль была всегда. И не было случая, чтобы активисту отказали. Ну и понятно, что мы приходили не по одному, а вдвоем-втроем. То есть с каждым из нас в театр приходило какое-то количество людей, которых мы влюбляли в эти спектакли, в этих артистов, в саму атмосферу нашего театра. И, конечно, это серьезно формировало качество зала.
А сегодня, даже если зал заполнен на 2/3, меня поражает, что такого права больше нет.
Анастасия Россинская: А с чем это связано, как вы думаете?
Татьяна Климова: Думаю, с тем, что в эпоху всеобщей коммерции есть опасения, что будут люди, которые будут пользоваться какими-то льготами бесплатно, тогда как всегда можно на этом заработать, например, создать ВИП-клуб Друзей театра.
А на самом деле возможность сделать какой-то круг заинтересованных людей причастными, только увеличивает количество притяжений и качество интереса к театру. Детское сознание «свое» делает «лучшим». Я, как и много других Активистов, была уверена, что Центральный Детский — это мой театр, и он – самый прекрасный! Когда кто-то рассказывал, что в ТЮЗе интереснее, нам было что ответить. Каждый из нас такое количество людей «подсадил» на этот театр, первоначально приглашая вместе что-то посмотреть, а затем уже люди сами ходили и покупали билеты. Если посчитать, как сегодня принято, проценты продаж, мы бы хорошие зарплаты получали бы. Но нас тогда это совсем не интересовало. А потом, в 90-х, это все назвали идеологией, формы работы архаичными, педагогическую часть превратили в билетный стол, все закончилось. И я убеждена, что этот опыт - то ценное, что театр потерял, лишившись своего особого зрителя. Никакая реклама и PR эту форму работы не восполнит.
Анастасия Россинская: А когда в Центральном Детском появился «Актив»?
Татьяна Климова: Театр открылся 13 июля 1921 года спектаклем «Жемчужина Адальмины», тогда он назывался Московский театр для детей. С первых же спектаклей его фактический создатель Наталья Ильинична Сац создала вокруг себя группу таких ребят, которых как раз она и назвала Активистами. Очень многие вещи она делала через них, и с ними совместно придумывала. И, когда в 36-м году, в марте, театр получил название Центральный Детский и въехал в здание на площади Свердлова (сейчас это Театральная площадь), там уже вся эта деятельность в полной мере развернулась.
Анастасия Россинская: А сколько всего детей занималось в «Активе»? Как он был устроен?
Татьяна Климова: В «Актив» входили в основном школы. Это была система «кустов», так она называлась в Москве. От каждой школы участвовала группа активистов — по 10 человек. Так было принято, что на спектаклях дежурит десятка, староста и какое-то количество ребят.
Педагогическая часть в Центральном детском театре была огромной, потому что Центральный детский был методическим центром для всей страны. Был еще Московский ТЮЗ, в нем тоже шла большая работа, в какой-то мере они, наверное, конкурировали. Но, на тот момент, когда я пришла в театр, официально считалось, что главный методический центр театрального художественного образования, художественного воспитания — это Центральный детский театр. Там существовала педагогическая часть, в которой было порядка 7-8 педагогов. В разные времена численность педагогов колебалось: от 12 до 6. И отдельно существовала методическая часть. Методической частью в мою бытность заведовал Вячеслав Дмитриевич Еременко. Он сам по себе прекрасный театральный педагог, очень интересный режиссер. Мне потом посчастливилось, работать у него в театре (сейчасэто Молодежный музыкальный театр «А-Я» на Петровских линиях, которым он и по сей день руководит). Помимо того, что он замечательный режиссер, его всегда интересовала работа со зрителями. И он собирал разные формы методической работы.
Актив фактически существовал с 21-го года, и перестал существовать после 90-х годов. Я очень хорошо помню очередной последний наш сбор Активистов, когда наше поколение делало какой-то свой выпускной капустник. По тем временам, он был очень острый. Мы по одному выходили в кожаных тужурках, красных платках из-за кулис и, как заговорщики, спрашивали друг друга пароль: «Любите ли вы театр? – Ответ: «Так идите и умрите!». А в финале, бежали в зал, и раскидывали последние книжечки-памятки Активиста со словами: «Активисты всех поколений, соединяйтесь!». Мы тогда четко чувствовали, что это всё скоро уже закроется.
В эти годы название «Детский» казалось не актуальным, театр переименовали, а Актив закрыли.
В 90-ых годах это было веяние времени - Зрительские Клубы при детских театрах закрывались повсеместно. А в 2000-х годах пришла новая разнарядка: надо возрождать эту работу.
Анастасия Россинская: Вы сказали, что ЦДТ был фактически методическим центром всей страны. А в чем конкретно это заключалось? Какого жанра, скажем, документы создавались, каким образом и кому они передавались?
Татьяна Климова: В театре регулярно работал семинар для педагогических частей всей страны. Существовала сеть детских театров по всей стране (сюда относились и Театры Юного Зрителя - ТЮЗы, и кукольные театры), в каждом обязательно работала своя педагогическая часть. Обычно она состояла не из одного человека. Педагогическая часть вела работу со зрителями своего города по образцу того, что делали в Центральном Детском театре. Надо сказать, что помимо ЦДТ, конечно, были еще Санкт-Петербургский ТЮЗ и Рижский театр – два бесспорных лидера этого направления. Но были и другие ТЮЗы, в которых велась большая работа, и были очень интересные проекты. Очень часто мы, Активисты, туда тоже выезжали, на интересную премьеру или какое-то театральное событие.
Что-то происходило исключительно на нашем детском уровне, и мы не все знали из того, что делали педагоги. Но точно совершенно в педагогической части хранились какие-то бумаги, документы с описанием различных форм работы. Потому, что с 21-го года до 90-х, конечно же, там накопилось огромное количество всего интересного.
В театре существовал потрясающий архив и музей. Невероятно жаль, что многое утеряно. Там был архив пьес, не только тех, которые шли на сцене, но и тех, которые приносили авторы. Многие из этих неудавшихся авторов потом стали интересными людьми, и было бы даже интересно посмотреть, что они приносили когда-то. Там были фотографии - не только спектаклей, но и каких-то выступлений на заводах. Они совершенно другой стилистики, сделаны еще очень художественно, с ретушью, поэтому, когда смотришь на них, понимаешь, что это какая-то другая культура. Там были тексты обращений к зрителю. Разговор с залом, который приподнимает зрителя, очень сильно отличается от привычного командно-приказного.
Роксана Николаевна Сац, дочь Натальи Ильиничны, до сих пор в Детском музыкальном театре выходит перед спектаклем и говорит вступительное слово. И меня совершенно завораживает особая культура ее обращения. Она перед каждым спектаклем выходит и таким хрустальным, очень, очень тихим голосом, совершенно не командным, начинает своё обращение. При этом она одета не бытово, а в длинное бархатное платье, выходит и обращается к зрителю, например, с такими словами: «Сегодня мы для вас сыграем очень сложный спектакль. Музыка этого спектакля впервые прозвучала на Дягилевских сезонах в Париже ... и, может быть, вам поначалу будет сложно все это воспринимать. Не ругайте себя, если вдруг вы чувствуете, что устали, вы можете просто ненадолго выйти из зала. У нас прекрасное фойе, вы можете там посидеть, подумать, посмотреть на птиц, а потом вернутся. Мы вам будем очень благодарны, если вы не будете мешать другим зрителям, которые слушают и получают в этот момент удовольствие». Честно говоря, при таком обращении к зрителю ты немножко чувствуешь себя в каком-то другом качестве. И ты уже совершенно в другом контакте с театром. Поэтому нету желания, шуметь, ворчать, когда тебе что-то непонятно, заявлять, что ты не разделяешь эстетическую программу, которая здесь представлена. Вот эта культура обращения, приподнимающего, в какой-то момент сменилась высокомерным неудовольствием от прихода зрителя не подготовленного. А кто может и должен готовить своего зрителя?А главное как?
В методической части были какие-то, такого рода тексты и рекомендации. Существовали регулярные практики с педагогами других педагогических частей, и даже с режиссерами, с молодыми режиссерами. Режиссеров учили работать со зрителем, с Активом. Это отдельная очень важная линия. Когда выходил спектакль, участники театроведческой секции приглашались на финальные прогоны, а после с ними встречался и разговаривал режиссер. Так, например, Сергей Иванович Яшин, когда поставил на музыку Новеллы Матвеевой «Предсказание Эгля» (по «Алым парусам» А. Грина), обсуждая спектакль, услышал, что для нас не понятен финал. Нам очень понравился спектакль, он стал позывным нашего поколения, самым любимым спектаклем. Но на том обсуждении мы все говорили, что нет ощущения, что «Алые паруса» приплыли, что чудо произошло. Яшин изменил финал. Не думаю, что только наша обратная связь этому способствовала, но тогда, 30 лет назад, нам было очень важно, что мы услышаны.
По нынешним временам мы бы сказали: фокус-группа дала понять, что не читается тот замысел, который он заложил. А для нас тогда, это было так важно, что мы сказали, а режиссер на самом деле нас услышал, и, действительно, сделал по-другому.
Культура общения со своим зрителем, более близкое общение с отдельной группой, готовность слышать их рекомендации, задавать им вопросы, - всё это немаловажно. В эпоху активного интереса к горизонтальному театру это уже необходимая часть профессии. Но в 80-90е режиссеры академического толка иногда боялись или не знали, как разговаривать со зрителями. Научить этому – также было работой методической части.
Анастасия Россинская: Вы все время говорите: мы, мы, мы. А можно немножко поподробней узнать о других ребятах? Интересно, собственно, какими путями они попадали в актив. И каким было разнообразие путей? И что каждый, про кого вы знаете и помните, находил там для себя и каковы дальнейшие судьбы?
Татьяна Климова: Мои ближайшие знакомые и друзья — это, например, выпускники 201 школы. У Маргариты Алигер есть стихотворение «Зоя»:
Мне эта дорога совсем незнакома,
в другой стороне 201 школа.
Это про 201 школу имени Зои Космодемьянской, школу с литературным уклоном. Там была известная московская учительница русского языка и литературы Зинаида Николаевна Кулакова. Из этой школы вышло достаточно много интересных журналистов и критиков. И мои ближайшие подруги: Лена Комарова, Наталья Дадонова, - учились в этой школе. Они от этой школы ходили в такую же десятку, занимаясь тоже у Ирмы Михайловны. И дальше мы уже встречались с ними на театроведческой секции, на Клубе искусств.
Поскольку у нас была масса творческих свобод, мы делали «капустники» и объединялись. Лена занялась в дальнейшем журналистикой и училась в полиграфическом институте. Она писала прекрасные стихи. Девочки из 201 школы выпускали журнал «Струны». Возникла идея возродить традицию внутреннего журнала активистов: хорошо, если бы «Струны» обрели голос, поэтому журнал нашего поколения назывался «Голос». Он был рукописный, рукотворный, невероятно интересный. Там были рецензии, стихи, фотографии, и масса всего любопытного. Было еще несколько самых разных ребят. Маша Никлюдова сейчас заведует лабораторией историко-культурных исследований ШАГИ РАНХиГС, Денис Горелов достаточно популярный кинокритик, участник многих «капустников», творческих программ и обсуждений. Володя Мишуков – очень интересный известный фотограф, а теперь еще и очень востребованный артист. Он тоже занимался в театральной студии, поэтому пока наши девушки издавали журнал, мы с Володей часто были ведущими на клубных встречах. Володя закончил курс Левертова в ГИТИСе. После школы он некоторое время поработал в театре.
Сейчас встречаясь, мы говорим о том, как же нам повезло, какие мы счастливые, что у нас есть этот фантастический ресурс — незабываемые воспоминания, общие переживания, события, ценности, — все, что дарит чувство причастности к активистскому братству.