Корогодский восставал против существовавшей неподвижной системы ДЮТЦ (Детско-юношеских творческих центров). Он хотел создать структуру, в центре которой был бы действующий театр. И чтобы вокруг него формировались все мастерские. Потому что играющие педагоги – это живой пример. «Смотрите! Мы играем для Вас». «19 октября», «Пространство инстинкта», «Телекалейдоскоп» - это работы реального учебного театра.
Это были спектакли, с которыми мы немало поездили. Конечно, студийные дети, семьи, ходят бесплатно на премьеры, и просто на спектакли, и учатся не только у себя в группах. Но всё-всё-всё это было не законно. Мы ходили и в управление культуры. И там нам говорили: «Давайте подождём. В Петербурге сотни театров ждут, чтобы их деятельность узаконили. Существует очередь». Поэтому театра не было юридически, но он был фактически. И это было очень сложно. Педагоги получали за педагогические часы, и это были очень маленькие зарплаты. А репетировали и что-то создавали без государственного содержания. Это был очень непростой период. И очень трудный период в моей жизни. Никогда не буду скрывать, что это было трудно. Очень.
Из педагогов была Наташа Майданюк (Майданюк Наталья Викторовна закончила в ЛГИТМИКе актёрский курс, которым руководил З. Я. Корогодский, с 1975 года по 1994 год работала в Ленинградском ТЮЗе, затем покинула его, и снова вернулась на период с 2002 по 2010 год). Она умница. Она меня очень поддерживала. Как я ей был благодарен тогда! Мы с ней делали спектакль в память о ТЮЗе. Там были фрагменты из «Нашего цирка», «Открытого урока», из «Бемби», из легендарных наших спектаклей.
Втайне от З. Я. приносил из ТЮЗа кусочки списанных декораций, костюмы старые я выпрашивал. И мне давали за «Спасибо». Хотя Зиновий Яковлевич и не очень любил вспоминать прошлое. Он предпочитал идти вперёд. Он говорил: «Прошлому надо быть благодарным, жить настоящим и думать о будущем». Это его фраза на всех встречах и репетициях. Сейчас на Обуховской доска висит с этими словами.
З. Я. придумал конференцию –«Дети, театр, образование» и на нее приходили, поддержать не только наши тюзяне, ведущие артисты театра - Александр Хочинский, Антонина Шуранова, Ирина Соколова, Антонина Введенская, Валерий Дьяченко, Борис Батуев, Александр Кабанов, но также из Москвы приезжал один из самых любимых учеников Корогодского - Георгий Тараторкин… Легендарный и вечный зав.труппой – Ольга Николаевна Мурашко, педагоги делегатского собрания- Лада Гвидоновна Сурина, Виктория Морозова, драматург Виктор Розов…
О, Боже!.. Я взялся перечислять имена - а это опасное занятие, потому что я не упомянул и сотой части тех людей, которые в разное время и по разным поводам не просто приходили в гости, но и поддерживали это Дело! Прошу у вас прощения, в этой беседе с Александрой Борисовной всех не перечислишь… Но пусть нас утешает такой факт - в «Семье» и Театре поколений были такие списки (как в церкви) по разделам:
- Ученики
- Друзья
- Коллеги
- Власть
- Врачи
Эти списки постоянно З. Я. правились и уточнялись и потом уже Юля Бурова и Ольга Шифрина их постоянно перепечатывали. Вы все там есть.
Ещё был Гоша Антонов (Антонов Георгий Александрович, актёр, работал в нескольких театров, в том числе в Ленинградском ТЮЗе). Это был творческий человек. Писал пьесы. Ставил. И актёр замечательный.
Из старых ТЮЗовцев там был ещё Алексей Арефьев (Арефьев Алексей Дмитриевич (1956-2002). С 1977 по 1985 год был артистом Ленинградского ТЮЗа, затем перешёл в театр Ленинского комсомола (ныне театр Балтийский дом) . Ученик Корогодского, который, к сожалению, умер очень рано. Он ставил «Дети Ванюшина» Найдёнова у нас.
Потом Стас Митин (Митин Станислав Михайлович, российский режиссёр театра, кино и телевидения, сценарист и педагог). приезжал из Москвы. Но это было, кажется, уже после смерти Зиновия Яковлевича. Все изо всех сил пытались как-то поддержать театр. Они приезжали, и я находил им какие-то пол ставки.
А когда к руководству пришёл Данила Корогодский, то, к сожалению, он вообще не хотел учитывать, что здесь идёт образовательный процесс, в котором мы с Зиновием Яковлевичем, выкручивались как могли, но ВМЕСТЕ!
Он считал, что вы, мол, там делайте какие-то свои дела с детьми, а я буду дело отца продолжать. Он считал, что только театр – дело отца.
И на этом мы с ним разошлись и очень серьёзно. К примеру, при постановке спектакля «Без Лира» он стал бумагу жечь на сцене – художественный замысел же! Я ему говорил: «Данила, нельзя это! Юридически и официально это детское учреждение! Любой «стук» – и проверки. Я и так всё время «под судом» хожу». Он обиделся, что я не обеспечиваю его художественных притязаний. Мы разошлись.
Слава Богу он нашел новое помещение. Потом другое и ещё другое. Сейчас они на Чкаловской. Но Данила и вся эта структура были несоединимы. С Зиновием Яковлевичем мы ещё как-то пытались выкручиваться. А когда пришёл Данила Зиновьевич, я обалдел от его высокомерия. Он не вникал, не спрашивал ни о чём. Он просто считал, что я должен, и я плохо обеспечиваю его творческие усилия. Меня долго не покидало ощущение крепостного, который достался барину по наследству. И ему казалось, что я всё делаю плохо… Даже вспоминать не хочу.
А. Б. Никитина. Как Вам кажется, в период Центра «Семья» и «Театра Поколений» в педагогике Корогодского что-то менялось? Может быть, не в основном, но в деталях? В стилистике? В художественном мире?
В. А. Зиновьев. Менялось. Я боюсь говорить про методические нюансы. Основа была та же. Это наблюдения, как одно из основных упражнений актёрской школы. Это мы слышали с детских лет, и согласны с этим. Но дальше, после «Открытого урока» пошло «наблюдение за жанрами». А потом стали увлекаться наблюдениями за жанрами кинофильмов. Телекалейдоскоп: корейские, индийские, тибетские, американские фильмы. Очень точные были наблюдения. И упражнение было очень успешным, потому что забавно было воспроизводить основные штампы оттуда. И делали хорошо. Я это упражнение очень любил. Очень успешны упражнения по рассказам о животных. У нас из этого родился спектакль «Пространство инстинкта», с которым мы потом ездили в Японию. По всей Японии проехали. И на многих фестивалях были. Там были лошади, лев и собачка, пингвины, змеи, очень много животных. И он был понятен без слов.
У Корогодского были актёрско-режиссёрские курсы и чисто режиссёрские. И когда они защищали свои дипломы, то это, естественно, были спектакли. И предполагалось, что эти спектакли будут идти в «Театре Поколений». И многие шли.