А. Б. Никитина. Можно ли подытожить, что первое, что поразило, это погружение в подлинную культурную среду, в контекст высокой культуры, второе – это высокая этика, и третье – ощущение, что есть метод творческой работы, глубокая продуманная система?
В. А. Зиновьев. Абсолютно так. С первого курса нам давали понять, что это – Наука. Вспоминались цитаты Станиславского о том, что музыканту надо знать ноты, и танцору нужен станок, и только в артисты будто бы все могут пойти – иди и играй! А это глубокое заблуждение. И дальше нам пояснялось, в чём оно. Основы «Системы Станиславского» вдалбливались в хорошем смысле.
1. ЭТИКА на первом месте: вне правильной атмосферы заниматься этим бессмысленно! Поэтому так важно сохранять доброжелательную атмосферу в театре: никаких сплетен и дрязг! И правда никаких интриг и ничего подобного в театре я не помню за все годы работы. Хотя они конечно были, но проходило это как то безболезненно.
2. Внешняя техника.
3. Внутренняя техника.
4. И методика.
Это четыре вещи, о которых, так или иначе, говорилось и прививалось все годы. Конечно, важно было не только мастерство, которое было у нас 6-7 раз в неделю по 6-8 часов.
Ну как можно забыть
Льва Иосифовича Гительмана «Здравствуйте, друзья! - как уважительно он относился к нам, соплякам, и ещё никаким не артистам, - Сегодня мы с Вами садимся в дилижанс XVIII века и едем смотреть спектакли театрального Парижа». И мы ехали! Я не помню спектаклей, но помню человека, и то, как он это передавал! И один из его уроков… Мы заканчиваем уже «Зарубежный театр», сдаём экзамен. Он заходит. Мы все трясёмся. Все, естественно, со шпаргалками. Мобильников тогда ещё не было. И он говорит: «Друзья! Знаете, что я подумал? Я предлагаю Вам взять билеты и ответить на них, как Вы считаете нужным, а потом открыть зачётку и поставить себе ту оценку, которую Вы считаете достойной вашего ответа». И вышел. Это был урок на всю жизнь. Я как староста смотрел, какие трепыхания начались. Кто-то легко вздохнул: «Слава Богу, три можно поставить!» Два-то, естественно, никто не поставил. А девчонки переживали: «Ну почему бы не пять? Я хочу пять… Мне кажется, я на пять знаю…» Но, конечно, кто знает на пять?! Поэтому кто-то совестливо поставил. А кто-то мучился.
А Александра Александровна Пурцеладзе (
А. А. Пурцеладзе (1922-2005). Петербургский литературовед. Доцент Петербургской академии театрального искусства (бывшего ЛГИТМиКа))! Или Егиазарян. Танец вела. Она ходила с метровой деревянной линейкой, и била по ногам: «Держать ногу! Держать ногу!» Хоть бы кто обиделся! Маленькая, худая, чудная армянка. Как это забудешь? Это всё твоё.
А что делали
Товстоногов,
Кацман,
Агамирзян,
Корогодский? Они решили в Учебном театре собирать такой педагогический диспут. Сидит весь учебный театр – студенты разных курсов. И они начинают беседу: «Что такое всё-таки сквозное действие? Что такое повороты? Как всё-таки Станиславский трактует действенный анализ?» Они всё это делают из лучших побуждений, и сами не замечают, как всё это превращается в спектакль. Они увлекаются:
- Зяма, ты не понимаешь!
- Нет, ты мне объясни!
- Предлагаемые обстоятельства и события – в чём разница???
- Нет, извини, дождь может быть в некоторых случаях и обстоятельством и событием!
Мы сидели и ничего не понимали! Что они нам хотели рассказать? Но мы с упоением за ними наблюдали. Жаль, мобильников не было! Это были бы такие свидетельства! Да, это была живая наука. Но потом они решили это остановить.
А. Б. Никитина. А как вышло, что Вы остались в Ленинградском ТЮЗе?
В. А. Зиновьев. Зиновий Яковлевич отбирал. Я рассказываю это сегодняшним студентам, уже достаточно взрослым людям. Статистика в этой профессии довольно жестокая. 32 человека, включая кандидатов-вольнослушателей поступили. Можно было набирать не более 25-ти, но Зиновий Яковлевич настаивал на кандидатах, и правильно, потому что принятые начинали отпадать, отчисляться. Курс был многонациональный: Узбекистан, Эстония, Литва. Закончило нас 16 человек. И он большую команду оставил в ТЮЗе. Вход в театр – это отдельная история: глупая, замечательная, трогательная. Мы, группа, которую оставили, сочиняли благодарственную песню. Сначала спели что-то про Фонтанку, про Зимний сад и Летний сад, и потом ещё один куплет: «Наш худсовет даст нам жильё»… Вот эту строчку я до сих пор помню. И все запомнили. Это уже Булгаков «Театральный роман». А Корогодский сказал труппе: «Вот, полюбуйтесь, Ваши могильщики пришли». И всё… Нам не давали проходу, наверное, пол года. При любой возможности, во время вводов в спектакль: «Могильщик, ну-ка, ну-ка! А текст ты выучил? А мизансцены? А где ролевая тетрадь? А давай-ка посмотрим ролевую тетрадь!» Это он нам «подсуропил», конечно. Думаю, что сознательно. Таким образом он всех возбуждал – свежая кровь, она должна зашевелить всех остальных. Потому что театру в болото превратиться очень легко.
Статистика в театре такая: 15% это авангард и лидеры, 70% это болото, и ещё 15% – это агрессивное меньшинство. И держат театр те 15%, которые впереди. Хотя, когда он говорил про 15%, он немного лукавил. В Ленинградском ТЮЗе их было больше. Потому что есть такие актёры, как Сергей Жукович, вечный мальчик. Как 50 лет назад он играл те же роли. С женщинами-травести сложнее. Они всё-таки …взрослеют. А мужчины, как Сергей Жукович и Сергей Шелгунов, или мои однокурсники Володя Баранов и Валерий Дьяченко не меняются. Это удивительное какое-то свойство.
А. Б. Никитина. Что в Ленинградском ТЮЗе, в театре Зиновия Яковлевича Корогодского, было для Вас самым главным тогда? И что кажется главным сейчас, когда Вы об этом вспоминаете?
В. А. Зиновьев. Главное – то ради чего приходят в это дело – проверить себя – насколько ты можешь быть интересен другим людям. В 16 лет , в Узбекистане в каком-то кишлаке я попросил купить мне книгу – «50-ти летие ленинградского ТЮЗа». И глядя на эти лощеные страницы с фотографиями из спектаклей я с завистью думал – вот и мне бы с ними. Прошло три года и – сбылось! Вот конкретный пример работы мыслеформ! Хотя тогда я ничего не знал про Ленинградский ТЮЗ и слабо представлял себе Ленинград.
Меня сразу ввели в «Ночь после выпуска» В. Тендрякова. Была срочная замена, и меня ввели на роль главного подлеца. И когда ты не только ногами коня бегаешь, а сразу встаёшь вровень с великими… Мой однокурсник Валерий Дьяченко, который ныне Народный артист, был ногами коня… И все мы были народом и массовкой. Но нам не забывали напоминать – «Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты»
А тут ты играешь с
Шурановой ,
Шибановым, Ивановым, Тараторкиным… И ты видишь, как они существуют… Сейчас я понимаю, что они тоже ловили наши взгляды, потому что молодая кровь нужна. Я думаю, что эти взгляды и сейчас можно отличить, когда вчерашние студенты стоят на сцене какими-нибудь матросиками задним планом… Это было первое впечатление, что тебе сразу давали практику в театре. Это было помимо наших дипломных спектаклей. И весь первый акт в «Бемби» с
Соколовой я всегда смотрел. Я её любил. И не только она, конечно, вызывала желание смотреть. И Шибанов, и Шуранова, и Иванов. Эта атмосфера была не только в репетициях.
У нас капустники почему-то не прижились, Зиновий Яковлевич не любил это слово, но Пятый этаж и творческие вечера – это позволяло творчески оторваться! Наверное, такое было и в других театрах, но у нас особенно. Весь пятый этаж был отдан актёрам. И нам давали волю – делайте, что хотите.
А. Б. Никитина. Когда Вы успевали делать самостоятельные работы при той репертуарной нагрузке, которая всегда была в театре?
В. А. Зиновьев. Для меня это тоже загадка. Я сейчас, наверное не отвечу на этот вопрос. Правда, не понимаю. Это загадка научной организации труда! Мы каждую минуту использовали. Есть перерыв между утренней репетицией и вечерней. И надо быстрее бежать куда-то, в фойе собраться, быстренько на пятый этаж, и там хоть чуть-чуть, но порепетировать, сговориться! Ну, и естественно, после спектакля. А когда ещё?
А. Б. Никитина. Кто приносил идеи? И как часто были показы?
В. А. Зиновьев. Часто. Если не получалось 2 раза, то 1 раз в месяц точно. Был какой-то обязательный день – показ самостоятельных работ. В первую очередь это был Игорь Овадис, у которого было лидерское и режиссёрское мышление. Зиновий Яковлевич ему потом давал немного ставить, хотя и ревниво. Это режиссёры, которые могли свои амбиции воплотить. Это мы, молодые. Я помню, «Полтаву» поставил. Извините с Шурановой (Клио – от автора),
Хочинским (Мазепа), Соколовой (Мать) и Шибановым (Кочубей). Они согласились! И мы это показали! Поэтический театр – не простой театр. И насколько это было хорошо – не важно. Но я это сделал – я их уговорил. Я был за автора, потому что я знал её всю. Батуев был молодым казаком. Клио была Шуранова. Это тоже был такой рассказчик. Хочинский был Мазепой. Кочубеем был Шибанов. А Соколова была матерью Марии. А Марией – Тоня Введенская. Мы с ней во многих спектаклях были партнерами!!!
А. Б. Никитина. Значит, первое – это творческий процесс, где молодые сразу рядом с гигантами, второе – это само по себе созвездие прекрасных актёров, и третье – творческая свобода, которую давал Театр Пятого Этажа.
В. А. Зиновьев. Эта свобода позволяла делать то, что ты не получал на основной сцене. Всё равно тогда были амплуа. Это сейчас они смикшировались. Курс набирался под спектакль. И я, как потом оказалось, был «голубой герой», то есть герой-любовник и, может быть, социальный герой. И поэтому уже хотелось чего-то такого «квазимодского». И мой однокурсник Дьяченко пишет «Борзейку». Так называется пьеса – «Борзейка». Всё происходит в коммуналке. Персонажи – животные. Крыс, который появляется из тюрьмы. Кабанов был замечательный Крыс. Я – Обезьяной был в рваной майке. Дьяченко Зайчик был, который всё морковку варил. И его всё время третировал, пришедший из зоны Крыс. И это был такой кайф, когда всё из наблюдения, а оно всё тоже из упражнений. Я не знаю, насколько это было хорошо по литературе, но то, что мы испытывали кайф, это несомненно. Выпустили в Театре Пятого этажа – молодцы, спасибо! Естественно, это не могло пойти на большую сцену.
А. Б. Никитина. Когда Вы сейчас с большого расстояния смотрите на этот театр, как Вам кажется, что отличало его от других?
В. А. Зиновьев. С годами я понял, что сравнивать нельзя. Мы вахтанговцы, а мы фоменковцы, а мы по чакрам работаем…
Я со студентами-заочниками хлебнул этого в своё время: «Станиславский устарел!» Я уверен, что в каждом театре было ЧТО-ТО. Но ты-то помнишь свой театр. Я могу ориентироваться только по слухам. Может быть, где-то было больше профессиональной возни, и это хорошо, потому что актёр должен уметь защищать себя. Но этого в ТЮЗе точно не было. То что Зиновий Яковлевич следил за атмосферой – это точно. В то время начали появляться детские игрушки, электронные в том числе. И была такая детская рулетка. И мы до полуночи засиживались, и по 10 копеек проигрывали. А при зарплате в 110 рублей ты мог и 5 рублей проиграть! Азарт неимоверный. И вдруг в ночи в гримёрку заглядывает Корогодский, о котором все были уверены, что он уже дома, на Фонтанке 92. Когда он заглядывал, он всегда делал вид, что ищет кого-то.
- А здесь Шурановой нету? Ну ладно…
В этот день ничего не сказал. И даже на следующий день ничего не сказал. Но в ближайший сбор труппы этому была посвящена ода. «Артистам, которые, Вы понимаете, в Храме искусств, по ночам обуянные Золотым тельцом, играют, нужно задуматься…» Он умел заворачивать такие фразы. Мы сидели и не знали, куда деваться. Вся труппа сидела, и все ржали внутренне, хотя рожи серьёзные у всех были. Нельзя же! Но так было.
А. Б. Никитина. А если говорить про эстетику, про особенности работы с материалом?
В. А. Зиновьев. Да. Была особенность. Почему нам так понятен этюдный метод, которого и сегодня многие боятся, как чёрт ладана. Потому что мы на его основе выпускали спектакли. И сегодня
Фильштинский не может поставить спектакль по этому методу, потому что его воспринимают, на мой взгляд, неправильно, не конструктивно. Как делались наши спектакли «Наш цирк», «Наш только наш», «Наш Чуковский», «Открытый урок», «Здравствуйте, здравствуйте!», даже «Вей, ветерок!» Яниса Райниса? Всё это рождалось из этюдов. Михаил Григорьевич Шмойлов, педагог предыдущего курса, нам рассказывал: «Давайте пофантазируем, вот двое парней путешествуют. И вот они куда-то забредают, и видят девчонок, хотят познакомиться», – так педагоги подводили к поэтическому материалу прибалтийского классика Яниса Райниса. Так шли к спектаклю «Вей, ветерок!» Он такой поэтичный, такой фольклорный. Мы потом в нём тоже играли. Не давался текст сначала никогда в жизни.
Я уж не говорю про «Открытый урок»! Там понятно, там просто приносились наблюдения, наблюдения, наблюдения. И потом 500-ый спектакль «Нашего цирка», который в Лондоне был, да и где только не был, и это по тем временам! А рождался-то он из упражнения. И вот это – многие спектакли, рождённые из упражнений, я считаю основной качественно отличительной чертой этого театра. Вообще это иной способ существования. Почему потом в «Театре Поколений» Зиновий Яковлевич так любил «пересказ ногами». И я сейчас пытаюсь это передать. А что это? Давайте, например, расскажем сегодняшнее утро. Рассказали? Хорошо. А теперь давайте то же самое проделайте без слов. Этюд в чистом виде. А теперь давайте к этому добавим обстоятельства. Другая температура. Или всё происходит накануне свадьбы. Или и то и другое. Или что-то ещё… И вот здесь начинается роль! И потом говорят: прочитаем «Ромео и Джульетту». И репетиция. Станиславский в конце завещал: «Убирайте от актёров текст». Пусть, что помнят, то и начинают. Коряво, неполно. «Там какой-то город был, кажется, на В… Воронеж? Не Воронеж? А! Верона! Верона. И вот там…» Примерно так это начинается. Приучали не бояться корявости.
Позже играя в театре «Мастерская» Григория Козлова в спектаклях его ученицы и Зиновия Яковлевича Людмилы Манониной-Петрович и Кати Гороховской я услышал родное – «Ошибка – Божья благодать»!
Не надо хвататься за самую мощную форму – текст. Этюды. Потом мизансцены. Потом интонации. Ты мне коряво перескажи историю. А когда пересказали по фактам первый раз, то вспомним, первый, второй третий. Можно сразу намечать исходное, центральное, главное, если оно очевидно, а можно не торопиться. Можно долго разбираться. Это событие или предлагаемое обстоятельство? Вот что-то произошло. А что из этого вытекает? И вот таким образом размышляя (разведка умом, разведка действием) плыли. Поговорили минутку, выходи на площадку.
- Давай, вспоминай!
- Они как-то там пробирались, потому куда-то забирались, потом прятались…
И уже человек попу отрывал от стула и выходил на площадку. Вот это, мне кажется, основное, что Корогодский внедрил в актёров. Может быть, потому это ушло, и больше стали с текстом работать. Но я себя помню только в этом контексте. Текст был потом. Но ты его вначале заслужи. Потом бери текст, и смотри в него глазами.
- Видишь пропуски?
- А! Да. Вот здесь же поворот был…
- Ещё разок на площадку.
Вот весь метод, можно сказать.