Александра Никитина

Маленькие мамы и большие дети

Мы в соцсетях
...................................................................................................................................... … ты тоже
..........................................................................................................................Маленькой была?

.............................................................................................................................И любила бегать,

...............................................................................................................................И цветы рвала?

............................................................................................................................................А.Плещеев
Мы уверены, что в музеи и театры нужно ходить семьёй, чтобы потом дома доживать общие впечатления и воспоминания, чтобы становиться ближе и интереснее друг другу. Будучи людьми не только музейными, но и театральными, мы хорошо знаем, что во всём мире музейная и театральная педагогика тесно сотрудничают, а музейные и театральные программы живут под одной крышей. Что же касается Бэби-театра, спектакли которого адресованы публике от полугода до пяти, то тут вообще иногда трудно различить музейные и театральные подходы. Ведь здесь в центре внимания встреча малыша с объектом – тактильный контакт, ощупывание, манипуляция, творческая проба. В спектаклях московского «Первого театра» Юрия и Ольги Устюговых малыши рисуют стихии на стекле растопленным шоколадом («Шоколад»), экспериментируют с разными состояниями воды («Вода»), исследуют свойства снега («Первый снег»). А в спектаклях петербургского театра «Пуговица» Ирины Амосовой и Ольги Бобровой проживают весь процесс рождения хлеба – от вызревания зерна до выпекания («Хлеб»), пробуют зажечь звёзды («День и ночь») и общаться со стихиями («Ветер перемен»). От музейных программ в «Экспериментариуме» и «Имаджинариуме» они отличаются, пожалуй, только тем, что в них наряду с работой со свойствами предметов и явлений больше работы с образами. Почему такие программы интересны детям – понятно. Это свобода эксперимента в условиях комфорта и безопасности. А почему их так любят родители?

Наши наблюдения подсказывают, что кроме интереса к действиям собственного ребёнка у родителей пробуждается свой детский, когда-то недоигранный интерес. Сегодня мы имеем дело с теми, кто в большинстве своём вырос в мире без свободных пространств. Ну, если только супер-продвинутые родители не водили ребёнка в редкий и мало доступный Вальфдорский или Монтесори детский сад. Взрослая жизнь чаще всего тоже не предлагает молодым родителям богатых возможностей для самореализации: офис подчинён регламенту – корпоративный этикет, дресс-код, режим. У поколения нынешних мам и пап, особенно если это городские жители, накопился колоссальный сенсорный дефицит и нерастраченный творческий потенциал. Сегодняшним 30-ти летним мамам и папам самим очень хочется потрогать колосья и погрызть зёрна, сделать ветер простынёй или нарезанным полиэтиленом, создать композицию из серебряных звёзд и посветить на неё фонариком, осыпаться бумажным снегом и порисовать шоколадом. И если в других пространствах они этого стесняются, то здесь всё приглашает: играй вместе с ребёнком! Нет, никто не заставляет, не принуждает и не подталкивает. Если хочешь – сиди на подушечке и наблюдай. Но всё располагает к тому, чтобы поучаствовать во всём, в чём хочется. Словом, в пространстве такого тактильного и творческого музея и театра встречаются дети - Большие и бесстрашные исследователи,и родители - Маленькие застенчивые шалуны и проказники.

Если для тех, кому ещё нет четырёх лет, необходим, прежде всего, сенсорный опыт, то более старшим уже важно что-то услышать и узнать, пообщаться, что-то сделать. Разумеется, им тоже важно трогать, нюхать, облизывать, двигаться. Но и ещё что-то… В Детском музее для этого существуют занятия, которые позволяют встретиться с необычными материалами и одновременно узнать что-то загадочное.

Например, цикл занятий «Искусство письменности». Мы оставляем отпечатки ладошек на ватмане, как древние люди на стенах пещеры, создаём рисуночное письмо на глине, выводим буквы глагоглицы и кириллицы на воске, процарапывем письмена на бересте, учимся искусству каллиграфии при помощи гусиного пера. И в то же время слушаем египетские повести, германские мифы, китайские сказки, и открываем для себя тайны древних культур. Занятия построены на постоянной смене деятельности: рассматриваем, творим, вслушиваемся, играем и общаемся. Предлагая выразительный, но лаконичный видеоряд, предельно сокращённый, но музыкальный и сохранивший аромат эпохи текст, крошечный, но принципиально важный факт, наши педагоги оставляют право на умозаключения за участниками занятия. Конечно, картинки, музыка, игры и слова подбираются так, чтобы среда стала максимально вопрошающей, чтобы загадки повисали в воздухе и требовали решения.

Маленькие дети бывают более щедры на откровения и открытия, чем их старшие братья и сёстры. Они ещё, к счастью, не знают, что дерзкий научный поиск может быть наказан плохой оценкой или окриком. И тут случаются удивительные вещи. Например, 6-ти летняя Соня сообщила нам, что в письменах человек запечатлевает мир, который видит вокруг, поэтому северные руны так просты и суровы, а китайские иероглифы так легки и изысканы. Молодой человек Фёдор из этой же группы гораздо старше, он уже школьник, и ему целых 9 лет. И всё-таки это не так уж много для совершённого им открытия. Мы читали миф о том, как бог Один отдал свой глаз за понимание мудрости рун. И, конечно, кто-то из малышни спросил: "А почему глаз?". Фёдор ответил: "Потому что глазами мы видим мир снаружи. А руны - это мысли, это мудрость, это мир внутри нашей головы. Он отдал один глаз, которым видят снаружи, чтобы видеть внутри".

Самые обычные для любого музея мастер-классы по изготовлению народных кукол или ёлочных игрушек, у нас проходят тоже не вполне обычно: мы читаем сказки и легенды - о «Крупеничке» или «Материнской куколке», «Снегире, пожалевшем Христа» и «Скромной ёлке, явившейся на Рождество». А прочитав их, размышляем о разных традициях, о том, что они значили для наших пра-пра-бабушек, и что они значат для нас. О том, что и почему из этих далёких времён трогает наше сердце, а что остаётся чужим и закрытым.

Что же происходит с родителями во время таких занятий? Во-первых, они узнают, что их дети чутки, наблюдательны, пытливы и умны. А это очень важный опыт, и очень ценное знание, особенно в годы перед школой, где как детей, так и родителей, может быть, будут убеждать в обратном. Что ещё? У детей и родителей появляется общее поле чувств, переживаний и интересов, которые затем позволяют им дома общаться творчески, осваивать пространство культуры сообща.

Мама Маргарита пишет в группе после одного из занятий цикла «Письменность»: "Спасибо большое за занятие! Сидим теперь и сочиняем свой семейный Алфавит! Очень интересно, увлекательно, и жаль, что мало!" Кстати, мало - это два часа…На занятия цикла родители могут ходить или не ходить по желанию, могут участвовать или не участвовать в выполнении заданий. Обычно, если получается прийти, участвуют ещё с большим жаром, чем дети. Но если не получается, обмениваются в группе информацией о том, что и как было. Оказывается, для них опыт, полученный на занятиях тоже нов и интересен. Не все же учились на культурологов, и не всем повезло в детстве с учителями истории, литературы, мировой художественной культуры. А узнавать новое о себе самом и своих корнях интересно всем. Поэтому появляются в группе вот такие тексты: «Может быть, кому-то будет интересно, на музейном занятии сегодня педагог зачитывал отрывок из книги Генри Лайон Олди «Герой должен быть один», дети слушали, открыв рот, и я тоже». И мы очень рады такой переписке.

Но даже когда на мастер-класс приходит бабушка-гуманитарий и кандидат наук, оказывается, что освежить, пережить заново вместе со своими внуками знакомое, но уже немного затёртое временем, тоже важно и приятно. Бабушка-Ирина: «Даже мы, весьма образованные взрослые, помнили и знали не всё, о чём говорили с детьми во время мастер-класса. И нам самим было интересно».

Обобщим сказанное. Как нам кажется, родителям интересно вместе с детьми, когда на музейных занятиях создаётся насыщенная СО-БЫТИЙНАЯ, вопрошающая, творческая и эстетическая среда. Когда главным принципом существования в этой среде становится уважение к эксперименту, игре, поиску, действию каждого участника и интерес к его открытиям. Диалог и культурный полиалог имеет больше шансов увлечь всех участников, чем самый профессиональный монолог. Это наши наблюдения. И каждый может их проверить в собственной практике.


*Материал был впервые опубликован в журнале МУЗЕЙ №1 за февраль 2017 года
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda