Мы предлагаем участникам занятия несколько фотографий. И каждый из них выбирает себе одного персонажа - ребёнка, который показался ему наиболее интересным и близким. Никто не говорит, кто кого выбрал, и не страшно, если несколько человек выбрали одного и того же. В этот момент главное именно личностный выбор, самоактуализация.
Не показывая картинки, нужно рассказать об этом персонаже другим участникам игры. Мы просим постараться описать общий облик и позу, потом лицо, отдельные черты, одежду и рассказать о том, чем привлёк этот персонаж. Пусть слушатели угадают, о каком ребёнке идёт речь. Задача рассказчика говорить подробно и интересно, но не подсказывать, как можно дольше держать интригу. А угадывающим надо быть максимально внимательными и не перебивать рассказчика, пока он не остановится сам.
Вглядывание в другого, вслушивание – важный навык общения, к сожалению, почти утраченный в современной культуре. А ведь именно с этого начинается подлинное общение не только между людьми, но и с картиной, скульптурой, любым художественным текстом. Более того, с этого начинается творчество.
Затем участники игры разбиваются на пары. И начинается театральное упражнение. Каждый рассказчик по очереди «лепит» своего героя из партнёра. Один – бережный и внимательный скульптор, а другой – мягкая и послушная глина. Нужно стараться вылепить своего героя как можно более точно, до мельчайших деталей, до нюанса взгляда и положения пальчиков на
руке, проверить каждый изгиб, напряжение каждой мышцы. Когда герой вылепился, он должен прислушаться к себе очень внимательно и рассказать, как ему изнутри «нового тела» кажется, что сейчас чувствует этот герой, о чём он может думать.
Работа с телом – ещё один важный аспект развития восприятия. Именно тело подаёт нам больше всего содержательных сигналов, на которые мы иногда реагируем бессознательно, а иногда, увы, не умеем принимать их вовсе. Один из важных элементов вглядывания – «отзеркаливание». Чтобы понять собеседника – прими его позу. Чтобы понять картину – войди в тело персонажа. Оно изнутри расскажет тебе больше, чем внешний взгляд. К сожалению, тело школьника минимально участвует в образовательном процессе, тело городского ребёнка, чаще всего почти неизведанный для его владельца инструмент. Телесные театральные практики не только доставляют детям удовольствие, но и помогают открыть продуктивные каналы познания.
Следующее задание. Каждый участник игры придумывает как можно больше слов, которые, как ему кажется, больше всего любил говорить его герой, и слов, которые он никогда или почти никогда не мог бы сказать.
Это приём из драматургической школы. Так играют со словами авторы, которым нужно создать инсценировку прозаического произведения. Такие игры помогают почувствовать атмосферу, дух, стилистику места, времени, события.
После разговоров «глина» снова принимает свою форму. Теперь нужно пожить несколько секунд в теле своего персонажа. Что он будет делать в следующую секунду после момента, запечатлённого на фотографии, как именно, какими будут его движения? Играющие «оживают» по очереди. И после каждого показа все участники обсуждают, что показалось им наиболее точным и интересным.
Всё то же вглядывание и вслушивание, но уже в форме реконструкции. Мы приближаемся к творчеству. Играем этюд. Мы впускаем мир минувшего в себя, и он становится частью нас самих. Такой опыт трудно забыть, он оставляет глубокий эмоциональный след – это ведь теперь уже наши, а не чьи-то воспоминания. Он запечатлевается в теле: ведь мы не только слушали и смотрели, но и действовали.