В то же время, получается, что именно театральная студия и может стать тем безопасным пространством, в котором современный текст получает осмысление, интерпретацию, глубину, создается поле для обсуждения и дискуссии. Такой живой реакции и отклика зрителей, как на спектакли «Простодурсен, или Великий летний поход» по книге издательства «Самокат» и «Томми» по одноименной пьесе Анастасии Букреевой, мы не видели до этого никогда. Произошло невероятное: спектакль вдруг перестал быть отчетным мероприятием в формате «я пришла посмотреть на своего ребенка на сцене», и стал художественным событием, которое вдруг задело не потому, что на сцене твой ребенок, а потому, что тема, слова, ситуация, герои попали в самое сердце, как это бывает в настоящем театре.
Если вы хотите попробовать работать с современными текстами и авторами, ниже я попробую дать несколько ориентиров, с чего можно начать.
Сначала о преимуществах.
Современные тексты (то, что написано, издано, переведено в последние 10-20 лет) все еще большая редкость в репертуаре любительских студий, а это значит, что именно ты можешь быть первым, кто поставил его на сцене. С большинством авторов можно договориться о творческой встрече, пригласить на премьеру, или как минимум быть на связи онлайн, что при необходимости позволяет выстроить работу с материалом более точно и глубоко, и не только усилить заинтересованность детей, но и включить в студийный процесс родителей. Косвенно это помогает некоторым детям увлечься чтением и даже стимулировать интерес к сочинению собственных текстов.
Но есть и обратная сторона медали. На большинстве фестивалей и конкурсов на нас смотрели и продолжают смотреть странненько: «Простодурсен? Кто это? Неужели не хватает нормальных персонажей и авторов?». Примерно то же самое думают те самые 60% или больше консервативно настроенных родителей, которые продолжают покупать своим детям исключительно Барто, Михалкова и Чуковского (желательно в репринтах, да). Впрочем, мы берем современные тексты исключительно для собственного удовольствия, и поэтому реакция отборщиков и членов жюри нас не очень огорчает, к тому же на хороших фестивалях, как правило, этот вопрос не стоит.
Где и как искать тексты? 1. Издательства. В одном из материалов блога "И ТП, И ТД: театральная педагогика и театр детей" был приведен
список издательств современной детской и подростковой литературы.