Интерес к сфере неформального образования неуклонно растет во всем мире. Особенно интенсивно этот процесс идет в крупных мегаполисах.
Эпоха, когда в жизненном укладе существовали дворы, моделирующие большой жизненный мир и позволяющие растущему человеку опытно опробовать все то, что необходимо для нормального развития, завершилась. Сегодня у наших детей пространство реального жизненного мира схлопнулось, а виртуальный не способен восполнить все дефициты становящегося человека. Понимание этого ставит нас перед необходимостью организовывать внутри образовательного процесса специальные пространства и среды, позволяющие максимально опробовать возможный репертуар человеческих действий с различных позиций. Ведь эта потребность сегодня во многом остается не насыщаемой.
Приведем в качестве примера несколько высказываний из интервью с детьми и родителями о том, как они видят школьную ситуацию.
Дети:
– В школе пять минут длится перемена, а потом следующий урок. И для общения нет места и времени. Хочется общаться, развивая свои мысли, и общаться свободно. Не чувствуя никаких преград. В школе все стесняются, потому что обсуждаются, оцениваются. А хочется делать какие-то необычные вещи. Чтобы узнать себя, мы не должны бояться, мы не должны скрывать себя. Мы должны показать себя и с сумасшедшей стороны тоже.
– Мы не учимся понимать чувства, а в жизни очень часто возникают ситуации, когда нужно больше разбираться в эмоциях других людей, которые находятся рядом с нами. У современных детей есть такая проблема, что мы не понимаем, чего от нас хотят наши окружающие.
– В школе, в обычной жизни ты стараешься жить по определенным нормам. Там не нужно выкладываться по полной.
– Хочется больше возможностей делать что-то свое. То есть на уроке тебе говорят, как нужно выполнить задание, на той же математике, допустим, у тебя всегда определенная схема. А хочется по-другому. Чтобы ты мог сделать как угодно. Ту же математику можно делать с какими-то играми. Мы бы хлопали, топали и вычисляли. И так намного понятнее, чем просто сидеть и рассказывать тему.
– Хочется, чтобы уроки были красивые. Что-то более творческое такое.
– Я бы хотела учиться анализировать скрытые подтексты.
– Может быть, в школе более основательно рассказывают, но тут не важно, чтобы мы заинтересовались материалом. Если бы отношения с учителями были больше как с друзьями, мы бы сами друг другу больше объясняли. А учителя бы только подталкивали к ответам. Было бы больше практики. Тогда, наверное, мы бы получали больше положительных эмоций от обучения. Возможно, оно было бы не таким практичным, но было бы намного интереснее.
Родители:
– На уроке получается, что только зрение работает. Нужен другой способ подачи информации, такой, когда в восприятии участвуют различные чувства, задействованы большие какие-то эмоциональные связи.
– Школа сейчас, к сожалению, — это только про правила, не про творчество.
– В школе — кто-то в чем-то не успевает. И получается, что он из-за этого может быть замкнутым. Важно именно найти способ раскрытия каждого ребенка.
– Хочется увидеть, что ребенок чего-то добился. Какие-то у него успехи есть. Но самое главное, чтобы ребенок был рад, чтобы улыбался. В школе они редко чувствуют себя успешными и редко радуются.
Примерно так же обстоит дело и с потребностью в общении в разновозрастных группах.
Дети:
– На занятиях не нужны четкие возрастные рамки. Лучше бы учились не по классам, а по группам. В одном классе у учеников может быть 1 год разницы. А тут было бы больше, совсем по-разному: младшие, средние, старшие. Только такое деление.
Родители:
– Вот у меня два сына, старший и младший. То, что мой старший сын сможет, младший не сможет. И получается, что они почти нигде не могут быть вместе. Я думаю, что должно быть пространство, рассчитанное на них обоих, и так, чтобы немножко можно было шуметь. Чтобы они вместе могли что-то делать и чему-то учиться.