Огромный проект «Заброшенные усадьбы» помог нам почувствовать атмосферу старинных усадеб XVIII-XIX веков. Но, главное, – поиграть внутри в «настоящих помещиков». Где еще тебе бесплатно и свободно (!) дадут в полный голос покричать из окна: «Глашка! Куда помои понесла от молодых господ?». Путешествие осуществлялось всегда на нескольких машинах, а потом пешком. В финале была сделана фотовыставка разных авторов-участников проекта.
Наши путешествия не ограничиваются пределами России. И, если честно признаться, путешествий и походов в Европе гораздо больше, чем своих, родных. Почему это важно для нас, и для меня лично?
Сегодня перед лицом новых, общечеловеческих проблем (глобальных, гуманитарных) неизмеримо возрастает значимость диалога. Общность бытия разных регионов, стран, культур, общее проблемное поле не означает их следования одним и тем же стандартам, социальным, экономическим, культурным. Современность «многоголосна». Разные «голоса» (разноголосие не является здесь разногласием) пытаются обрести «созвучие», построить логику совместности, единства. Я считаю, что большое будущее в этом отношении ждет наших детей. Именно они будут активно продолжать поиск и отработку новых форм взаимосвязи.
С 2010 года мы с коллегами из Европы проводим театральные лагеря. Об этом можно говорить долго, я приведу только одну коротенькую цитату из своего доклада-защиты проекта на соискание губернаторской премии «Наше Подмосковье».
«Сейчас мы живем в очень тяжелое время. Мир буквально раскалывается. Я очень надеюсь, что те радостные минуты совместного театрального творчества, т.е. дружеские крепкие связи между подростками разных стран, которые складываются в течение лагерной смены, не позволят им в будущем воевать друг с другом». Каждый театральный лагерь имеет свою тему. И вот в соответствии с их темами и выстраивались маршруты образовательных походов.
Что же это за темы?
- «Моцарт - жизнь и творчество» (Зальцбург, Австрия),
- «Марина Цветаева в Чехии» (Прага-Вшеноры, Чехия),
- «Горы зовут» (Филлах, Австрия),
- «Первая мировая – великая и забытая» (Бирнбаум, Австрия),
- «Клюев и Андерсен – следы совпадают» (Копенгаген, Дания),
- «Любовь сквозь время: милая моя, Дагмар» (Копенгаген, Дания),
- «Калевала» (Кунаскоски, Финляндия) и т.д. и т.п.
В контексте этих тем мы проводили или просто прогулки с выполнением творческих заданий, или полноценные квесты с делением на команды, отписками руководителям групп, сборами информации и продвижению на следующие уровни или пункты, с подведением итогов, подсчетом баллов и награждением; или походы по лесу, по горам и долинам.
Приведу несколько конкретных примеров.
Театральный лагерь в Австрии 2014 год. Тема «Горы зовут». Театральным продуктом этого лагеря был показ спектакля «Прыгающая Мышь», в котором участвовали дети-билингвы из пяти стран. «Прыгающая Мышь» - это легенда северо-американских индейцев. Поэтому в поход мы решили пойти в костюмах. Получилось странное зрелище – горы австрийские, а туристы – индейцы. Но эта путаница не помешала нам узнать о сказочной земле Каринтии. На каждом привале была своя тема: когда родились горы Каринтии, сталактитовые пещеры Гриффтена и Айзенкаппеля, горняки Хюттенберга. Конечной целью нашего путешествия был замок BurgruineLandskron) местные жители называют его – руины Ландскрон).