Юлия Муравьёва

Воспитать собеседника

(Несколько слов об образовательном туризме с театральным коллективом)
Мы в соцсетях
Словосочетанием «образовательный туризм» принято называть поездки за рубеж с целью учебы. Но является ли это туризмом? Мне ближе определение образовательного туризма как путешествия с целью получения новых знаний совместно с отдыхом.

Он позволяет: расширить кругозор, увидеть культуру других стран и народов «изнутри», познакомиться с историей и традициями, интегрироваться в мировую культуру, и способствует качественному повышению знаний.

Театральная студия «Муравейник» занимается образовательным туризмом уже 9 лет.

Туристическое путешествие включает в себя поездку и поход. Поездка – это путешествие по туристско-экскурсионному, заранее разработанному маршруту с использованием транспорта. Поход – активный способ передвижения туристов по маршруту, в нашем случае – пешком.

Но зачем вообще театральной студии поездки и походы?

Об этом, собственно, я уже написала выше: в поездках актеры студии расширяют свой кругозор, но главное - накапливают необходимые впечатления. И я думаю, что впечатления эти зачастую больше пригождаются актеру в сценической работе, чем собственно информация.

Актеру необходимо создать предлагаемые обстоятельства, искренне поверить им, сродниться с чужой жизнью. Из всевозможных предлагаемых обстоятельств, из "если бы" автора, режиссера, художника образуется на сцене атмосфера, похожая на живую жизнь. А тут могут пригодиться и воспоминания о леденящем холоде в замке Эльсинор, и о ядреном запахе свинины на вертеле, и о пронизывающем ветре с Невы.

Но и это не единственная причина, побуждающая нас путешествовать. В нашей школе искусств уже не первый год действует Федеральная инновационная площадка с длинным заумным названием. Если коротко, - мы изучаем нашу Малую Родину. Каждое отделение работает над различными проектами: интересные места, люди, события. Мы тоже каждый год работаем над одним или даже несколькими проектами.

При осуществлении этих проектов мы придерживаемся основных принципов театральной педагогики (событийность, проживание, импровизация), и пользуемся ее методами и приемами.

Ну, например, проект «Тайны русской печи» - это часть совместной с Детским музеем «Дом семейных традиций» программы «Игры и игрушки в родной избушке». В рамках этого проекта состоялась поездка в село Купанское (наше родное северо-восточное направление), где мы с детьми жили в настоящей старинной избе, со старинной печью, и каждый день проводили театральные игры, театрализованные обряды, читали сказки, связанные с «сердцем русской избы».

Когда мы готовили сценический показ «Снегурочки», то побывали в Переславле-Залесском, где ходили в поход к Синь-камню и на Александровскую горку. А где еще можно почувствовать «это солнце…и я на вершине горы»?

Даруй, бог света, тёплое лето.

Красное Солнце наше! Нет тебя в мире краше.

«Вдоль по Троицкой» - поездка от Королева до Переславля–Залесского с остановками и выполнениями творческих заданий по пути следования в разных поселениях. Мы реконструировали свадьбу князя-шута Голицына в Братовщине, придумывали и писали «последнюю дневниковую запись» царевны Софьи, укрывшейся в путевом дворце Воздвиженское, перед тем, как ее схватили и отправили в Новодевичий монастырь.
Огромный проект «Заброшенные усадьбы» помог нам почувствовать атмосферу старинных усадеб XVIII-XIX веков. Но, главное, – поиграть внутри в «настоящих помещиков». Где еще тебе бесплатно и свободно (!) дадут в полный голос покричать из окна: «Глашка! Куда помои понесла от молодых господ?». Путешествие осуществлялось всегда на нескольких машинах, а потом пешком. В финале была сделана фотовыставка разных авторов-участников проекта.

Наши путешествия не ограничиваются пределами России. И, если честно признаться, путешествий и походов в Европе гораздо больше, чем своих, родных. Почему это важно для нас, и для меня лично?

Сегодня перед лицом новых, общечеловеческих проблем (глобальных, гуманитарных) неизмеримо возрастает значимость диалога. Общность бытия разных регионов, стран, культур, общее проблемное поле не означает их следования одним и тем же стандартам, социальным, экономическим, культурным. Современность «многоголосна». Разные «голоса» (разноголосие не является здесь разногласием) пытаются обрести «созвучие», построить логику совместности, единства. Я считаю, что большое будущее в этом отношении ждет наших детей. Именно они будут активно продолжать поиск и отработку новых форм взаимосвязи.

С 2010 года мы с коллегами из Европы проводим театральные лагеря. Об этом можно говорить долго, я приведу только одну коротенькую цитату из своего доклада-защиты проекта на соискание губернаторской премии «Наше Подмосковье».

«Сейчас мы живем в очень тяжелое время. Мир буквально раскалывается. Я очень надеюсь, что те радостные минуты совместного театрального творчества, т.е. дружеские крепкие связи между подростками разных стран, которые складываются в течение лагерной смены, не позволят им в будущем воевать друг с другом».

Каждый театральный лагерь имеет свою тему. И вот в соответствии с их темами и выстраивались маршруты образовательных походов.

Что же это за темы?
  • «Моцарт - жизнь и творчество» (Зальцбург, Австрия),
  • «Марина Цветаева в Чехии» (Прага-Вшеноры, Чехия),
  • «Горы зовут» (Филлах, Австрия),
  • «Первая мировая – великая и забытая» (Бирнбаум, Австрия),
  • «Клюев и Андерсен – следы совпадают» (Копенгаген, Дания),
  • «Любовь сквозь время: милая моя, Дагмар» (Копенгаген, Дания),
  • «Калевала» (Кунаскоски, Финляндия) и т.д. и т.п.

В контексте этих тем мы проводили или просто прогулки с выполнением творческих заданий, или полноценные квесты с делением на команды, отписками руководителям групп, сборами информации и продвижению на следующие уровни или пункты, с подведением итогов, подсчетом баллов и награждением; или походы по лесу, по горам и долинам.

Приведу несколько конкретных примеров.

Театральный лагерь в Австрии 2014 год. Тема «Горы зовут». Театральным продуктом этого лагеря был показ спектакля «Прыгающая Мышь», в котором участвовали дети-билингвы из пяти стран. «Прыгающая Мышь» - это легенда северо-американских индейцев. Поэтому в поход мы решили пойти в костюмах. Получилось странное зрелище – горы австрийские, а туристы – индейцы. Но эта путаница не помешала нам узнать о сказочной земле Каринтии. На каждом привале была своя тема: когда родились горы Каринтии, сталактитовые пещеры Гриффтена и Айзенкаппеля, горняки Хюттенберга. Конечной целью нашего путешествия был замок BurgruineLandskron) местные жители называют его – руины Ландскрон).
Театральный лагерь в Финляндии 2017 год.

Изучая эпос «Калевала», мы натолкнулись на массу незнакомых нам ранее слов. Решили узнать, что же это такое. Искать нужно было в природе, поэтому мы отправились в большой поход по лесам своей провинции Коувола. Это был настоящий образовательный поход. Мы должны были найти сейды (мистические камни) и карсикко (мистические деревья), устроить обряд вокруг березы, ну, и куда нам без театра, сыграть отрывок про бегущую от приставучего Вяйнямейнена Айно.


Образовываться можно не только в походах, но и в музеях, на выставках и т.д., то есть внутри какого-то одного культурного или даже бытового объекта.
Театральный лагерь в Дании 2017 год.

Квест в Королевском замке Frederiksberg.

Это пример квеста внутри одного объекта.В этом случае речь идет об активизации знаний, касающихся… всего-превсего. Политика, искусство, история. Так же нужно было применить смекалку, внимание.

Несколько групп получали целую связку конвертов, которые хранили в своих руках сопровождающие. Как только группа отвечала на вопрос или выполняла какое-то задание в одном зале (ответ записывался, или делалось фото и т.д.), она сразу же и только тогда получала следующий конверт с заданием. Целью было – первыми добраться до последнего зала дворца. В команде обязательно участвовали и датские и русские дети, так как ответы на некоторые вопросы могли дать только коренные жители Дании.

Итак, набрано, обдумано, запихнуто в память огромное количество информации и впечатлений. Как это все актуализируется?

У проекта есть главный творческий продукт – спектакль.

Приведу в пример спектакль «Крысолов» - проект «Я жажду сразу всех дорог!»- лагерь в Праге 2016 год.

«Крысолов» — первая поэма Цветаевой, написанная в эмиграции, в Праге. Все в поэме пропитано европейским средневековым колоритом. Об этом свидетельствует и набор персонажей поэмы: бюргеры, ратсгерры, ремесленники, бургомистр, бродячий музыкант, крысы. И описанный в поэме город Гаммельн. Это типичный средневековый город, город-перекресток, город-рынок, город-круг.

А Прага как раз то место, где можно невероятно остро почувствовать историю и перенестись в Средневековье. Гуляя по Праге мы находили места, где можно было разыграть сцену чтения герольдом на рыночной площади постановления ратуши, или сцену рынка (глава «Напасть»), часто заглядывали в окошки подвальных помещений и думали, - а есть ли там крысы, и очень радовались, когда увидели трех крысок, резвящихся на траве в одном из скверов.

Но не только это составляло содержание наших походов по Праге. Мы хотели почувствовать то, что чувствовала Марина, приехавшая в Прагу с ее более или менее благополучием из голодной, серой, мертвой Москвы (1922 год). Главной задачей для нас было отгадать, откуда появился этот образ багополучного, но так ненавистного Марине мещанского рай-города Гаммельна.

В Праге было проведено три квеста по следам Марины Цветаевой с группой детей общей численностью 60 человек. Мы нашли ее дом на горе, увидели удивительное сходство с рыцарем, стоящим у Карлова моста, съездили во Вшеноры и побывали в двух ее деревенских домах (почувствуй разницу) и т.д. и т.п.
Спектакль «зажил», он наполнился смыслами, чувствами, ощущениями. Интересно было наблюдать за тем, как всю эту программу походов, квестов, творческих заданий и тренингов воспринимали участники проекта из Дании и Чехии. Вот она разность менталитетов! Спектакль получился. Каким? Это лучше говорить зрителям. Но его атмосфера – это, несомненно, дух Праги, ее «запахи, шорохи, все…и еще что-то».

Я хочу признаться еще в одном: путешествуя с детьми по миру, я преследую и вполне корыстную цель, - воспитываю для себя интересных, глубоких, знающих, тонко чувствующих собеседников. Стараюсь, чтобы у нас со студийцами складывалось общее информационное поле, создавался общий багаж памяти.

В завершении хочется сказать, что интересным, увлекательным и познавательным можно сделать любое путешествие, нужно только захотеть и постараться, включить желание и творческое мышление. Живите интересно и заражайте этим стилем жизни всех вокруг!
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda