Яна Суслова: Мы распространяем информацию о фестивале среди учителей программы «Учитель для России», а они проводят отбор среди учеников. У кого-то есть сложившаяся внеурочная деятельность, связанная с театром, кружок после уроков. Кто-то вешает объявление о наборе на дверь кабинета, и дети сами записываются. Даже мест может не хватить.
Мария Полякова: Ограничений по возрасту нет. С 5 по 11 класс — могут поучаствовать все, кто хочет. Каждый учитель решает сам, с кем он работает над постановкой.
После отбора мы проводим для детей и учителей, участвующих в фестивале, однодневную региональную встречу (например, в прошлом году она проходила в Калуге, а в этом году еще и в Тамбове и Великом Новгороде). Зовем туда преподавателей по движению и актерскому мастерству, чтобы все подзарядились и вдохновились.
Яна Суслова: Ребята из разных городов, сел и деревень, впервые увидев друг друга, начинают ощущать себя частью большого сообщества. Это повышает мотивацию, ведь подготовка спектакля — длительный процесс, они занимаются этим в течение года.
Мария Полякова: Мы предоставляем образовательную поддержку для педагогов на несколько месяцев. Она начинается с региональной встречи и продолжается в виде вебинаров. Для этого мы ищем педагогов и практиков, которые могут поделиться опытом с учителями. Среди них очень много людей, которые откликаются, с радостью проводят вебинары и мастер-классы. Например, режиссеры Андрей Соколов из Москвы, Дима Зицер из петербургской школы [неформального образования] «Апельсин», преподаватель движения Таня Дроздова из Петербурга, художник перформанса Ася Ашман из Москвы.
Яна Суслова: Мы также проводим образовательную встречу для учителей в Петербурге — «Театральную лабораторию», тоже с театральными педагогами. Сами учителя выходят на сцену, делают упражнения и готовят небольшие эскизы-спектакли за два дня.
В первый день фестиваля дети приезжают, репетируют, и в этот же день день проходят выступления — постановки в разных жанрах длительностью до 12 минут. Зрители — сами участники, учителя, гости, родители, профессионалы театра.
Мария Полякова: Во второй день мы проводим мастер-классы: просим поучаствовать разных педагогов по актерскому мастерству, голосу, битбоксу, танцам, однажды пригласили ребят из
Playtronica.
В первый год мы ставили экологическую фантасмагорию «Зеленая дверь» — квест наподобие «Джуманджи», только экологический. Это была такая игра, из которой можно было выбраться, если ты совершаешь [«экологичный» выбор]. Для этого была большая картонная зеленая дверь. Сценарий придумали сами дети в ходе репетиций.
В следующем году мне захотелось поработать с литературным материалом: было интересно, как дети будут проживать чужой текст и дополнять его чем-то своим. Я предложила им рассказы Хармса, они выбрали «Цирк Шардам», «О том, как старушка чернила покупала», «Сказку», добавили песен СБПЧ, и получился настоящий «воображариум», оркестр с картонными инструментами в голове у писателя.
Яна Суслова: Если говорить о документальном театре, «
Обратная сторона себя» — очень откровенная история девчонок о себе, своей семье, своих страхах, этот спектакль стоит посмотреть.