У меня есть свой собственный экземпляр «Джуна», который я разглядывала много раз и теперь ношу в рюкзаке, чтобы при случае показать знакомым. Когда открываю его, сразу начинаю улыбаться. Очень интересно, сколько времени заняла работа над зином и вообще какой была структура курса, на какой возраст ребят он был рассчитан.
Любовь: Изначально предполагалось участие ребят от 12 лет. Обучение длилось три месяца, вёрстка зина – один месяц.
Курс разделён на три больших модуля. Первый блок посвящён визуальной коммуникации, освоению композиционных приёмов, работе со шрифтами, цветовыми палитрами. Второй модуль состоит из лаборатории, исследующей роль дизайна в брендинге, и мастер-класса приглашенного спикера, создательницы собственных зинов. Курс завершается созданием участниками тематического журнала, созданного своими руками.
Какой была основная задача курса?
Ольга: В первую очередь, важно было познакомить ребят с понятием «визуальная коммуникация». Люди общаются друг с другом с помощью речи, жестов, мимики. Все мы знаем, что такое язык тела. У графического дизайна тоже есть свой язык. Он общается с нами с помощью цвета, текста, характера шрифтов, композиции.
Любовь: Мы помогали участникам понять, как формируются взаимосвязи вокруг окружающих нас объектов. Объяснить, что всё, что мы видим, несёт в себе некую информацию. Важно уметь анализировать то, что ты видишь, и понимать, как работает восприятие. Это понимание используется для создания качественного продукта. Оля, например, показывала совершенно разные логотипы, которые ребята анализировали и разбирали на составные части. Или по итогу задания участник мог объяснить, какую композицию он видит перед собой, отражает ли эта композиция рекламируемый продукт, какие ошибки были допущены верстальщиком.
Также важным являлось систематическое посещение занятий. Это та основа, на которую, как на верёвочку, нанизывались все знания, а также приходило понимание, что есть проектная деятельность. Вот здесь старт, вот здесь такой процесс, а вот мы видим и итог (зин).
Я знаю, что Лу разрабатывала и проводила творческие программы для детей в музейном пространстве, а Оля вела авторский базовый курс по фотошопу для взрослых, но опыта создания полноценного образовательного курса для детей у вас раньше не было. Какие задачи вы ставили лично для себя?
Ольга: Сделать процесс обучения одновременно познавательными и весёлым. Объяснить сложное простым языком, через игру. Придумать увлекательные практические задания и упражнения. Мы постоянно играли в дизайн-студию, где наши ребята – юные дизайнеры – общались с «заказчиками», получали письма от «менеджеров», придумывали и разрабатывали собственные бренды.
Любовь: Мне хотелось, чтобы дети делали работу руками, потому что фотошоп можно освоить и самому. Но когда собираешь макеты вручную, вырезаешь ножницами, размещаешь на реальном листе элементы, то мозг работает совершенно по-другому. Это как научиться кататься на велосипеде. Навык останется с тобой и от тебя никуда не сбежит.
Расскажите про ребят, которые пришли на курс. Все ли прошли его до конца?
Любовь: Интересно, что к первому занятию собралась достаточно большая разновозрастная группа от 8 до 14 лет. Мы понимали, что впереди нас ждёт много работы, которая требует усилий и отдачи от самих участников. И первый фактор такого усилия – регулярное посещение занятий.
Ко второму занятию пришло около 5 человек. Затем добавилось ещё несколько участников, и эта группа стала сильным «дизайнерским агентством» на всё лето. Занятно, что в итоге средний возраст группы составил 10 лет.
Ольга: В основном, это были ребята 9-11 лет. Очень яркие и разносторонние личности. У каждого из участников была собственная манера рисовать, конструировать, свой формирующийся стиль. Да, несколько наших замечательных учениц прошли весь курс полностью.
Родители тоже могли посещать занятия?
Любовь: Участие родителей мы не предполагали. У нас стояла другая задача, чтобы дети почувствовали в себе силы на большие проекты и понимали принципы подхода к глобальным целям.
Ольга: Мы были открыты к общению с родителями, но их участие на курсе не предполагалось.
Вы сразу решили делать зин, или эта идея пришла в процессе?
Ольга: Когда Лу поделилась со мной планами о запуске курса, она сразу сказала, что видит результатом этой истории, итоговым проектом именно зин. По-моему, отличная идея и формат. Есть где разгуляться и воображению, и дизайнерским навыкам.
Любовь: Изначально, простраивая курс, мы ориентировались на создание итоговой работы, это было важно и отвечало нашей внутренней задаче.
Как родилась идея посвятить большую часть «Джуна» Туле и культовым тульским личностям?
Любовь: Мы с Олей начали думать над тематикой зина ещё до проведения первого занятия, но возникающие идеи как-то не вязались между собой. Каждую неделю мы возвращались к этому вопросу, и каждый раз потихоньку нащупывали структуру «Джуна». Но, например, во время первых занятий мы сразу поняли, что хотим делиться даже тренировочными работами, настолько крутыми они получались.
Ольга: Сначала у нас не было конкретной темы, она возникла в процессе работы. Вообще тема зина – как проходят будни нашей импровизированной студии «Джун». Как мы взаимодействуем с «заказчиками», придумываем и развиваем собственные бренды, создаём маскоты этих брендов. Каждый из участников придумывал бренд, исходя из своих интересов и увлечений – например, фабрику мороженого, фирму дизайнерской одежды или даже тату-салон.
Любовь: Рубрика «Наши бренды» – моя отдельная любовь. Дети создавали бренд, это огромная работа со стороны участников. Помимо идеи для бизнеса, нужно было полностью продумать фирменный стиль: логотип, маскот, дать описание услуг компании, предоставить цветовую палитру. То, что получилось, выглядит стильно и классно, это уже можно брать в работу малому бизнесу, ориентированному на креативные услуги.
*Маскот – персонаж-талисман, символ компании, бренда, проекта.
Ольга: Время от времени у нас возникала потребность отработать материал, потренироваться на какой-то теме, понятной для всех. Мы подумали с Лу – а что, если это будет наш родной город, Тула? Мы предложили эту идею ребятам, и они нас поддержали. Оказалось, что у каждого есть какое-то любимое место в Туле, например, Казанская набережная или Белоусовский парк. Так, например, родилась идея придумать парку собственный маскот.
А потом «тульская» тема снова возникла во время работы над основами композиции. Подразумевалось, что когда мы освоим как работает, как разговаривает с нами композиция, ребята создадут свои собственные коллажи из фотографий и текстовых блоков на основе каких-то конкретных историй.
Мы с Лу задумались – а что это могут быть за истории? Истории о любимой музыкальной группе, книге, видеоигре, персонаже из фильма, хобби или о своём питомце? Или снова взять тему, объединяющую нас всех, наш город? И тогда мы подумали – а что, если подготовить для ребят несколько историй о наших земляках, известных жителях Тулы или, например, Тульской губернии?
Любовь: В итоге мы определили ключевую тему – тульская земля. И важное условие, о котором мы сразу с Олей договорились, – полное отсутствие скуки и затёртых до дыр историй о Туле. Здесь уже началось наше собственное исследование, поиск известных и занятных личностей, так или иначе связанных с Тульской губернией.
Ольга: Да, все знают Толстого, Вересаева, Демидова. А многие ли знают об аптекаре Фридрихе Адермане или графе Андрее Болотове? И ведь есть не только выдающиеся туляки, но и тулячки. Например, Татьяна Прончищева, первая женщина – полярная исследовательница Арктики. Или врач-хирург Александра Архангельская. Авангардистка Наталья Гончарова, кстати, тоже родилась в Тульской губернии.
Оставалось выбрать факты из жизни наших героев, которые вызвали бы у ребят живой интерес, отклик. Чтобы истории были забавными, захватывающими, весёлыми или грустными.
В итоге мы отобрали восемь историй. Рассказали их ребятам, предложили выбрать ту, что больше всего понравилась, и оформить в стиле «коллаж». Так один из участников выбрал историю про школьный буллинг – будущего врача Александру Архангельскую высмеивали одноклассницы. Одной из девочек понравилось история про то, как Василий Жуковский придумывал «ужастики» ( все мы помним его мистические баллады ). Она сказала, что выбрала историю, потому что сама любит ужастики. Другая участница курса взяла историю, как меценат и совладелец самоварной фабрики Александр Баташёв эпатировал публику, катаясь по центру Тулы верхом на верблюде. Но абсолютным хитом стала история, как граф Болотов изобрёл чипсы.