Чтобы для них поймать хлопок стало так же необходимо, как для вратаря поймать мяч или для белки орех. Включая воображение, внимание к педагогу и партнерам ребята быстро добиваются дружной слаженной работы.
Добившись качественного выполнения упражнения, переходим к следующему: «Занимаем пространство в образах». Сначала группе дается задание просто занимать пространство. Это означает, постоянно двигаясь на свободное место, равномерно распределяться по площадке. Для этого ребята должны видеть всю площадку, и партнеров на ней, находить свое место так, чтобы ни с кем не сталкиваясь, постоянно двигаясь вместе со всеми, создавать равномерное распределение группы в пространстве. Это задание само по себе достаточно сложное, но как ни странно, усложняя его другой задачей, мы переводим первую задачу из области сознания в область подсознания, тем самым, облегчая ее выполнение. Усложнение может состоять в изменении скорости движения от 1 до 5, где первая самая медленная, а пятая самая быстрая, или от 1 до 10 – это зависит от цели и уровня подготовленности группы. В данном случае достаточно от 1 до 5, т.к. это усложнение является промежуточным, подготовительным к основному упражнению.
Далее мы предлагаем учащимся занимать пространство в образе, например, весенней капели, солнечных лучей или снежной бури. Здесь уже не нужны скорости, каждый будет двигаться с той скоростью, которая продиктована логикой действия данного образа. Важно, что учащиеся не изображают снежинки, солнечные лучики или капли, а стараются почувствовать себя таковыми, понять логику действий живых существ и неживых предметов, их частей или даже абстрактных понятий изнутри, при этом, стараясь соответствовать этим образам и по форме. Здесь снимаются оценочные характеристики. Подсознание выходит на первый план.
Поскольку в данном уроке используются в дальнейшем времена года, как материал для упражнений, то и в этом подготовительном упражнении можно использовать погодные явления и приметы разных времен года. Важно помнить, что независимо от образа учащиеся выполняют и первую задачу – занимать пространство, т.е. все время перемещаться, равномерно распределяясь по всей площадке.
Это упражнение позволяет не только включить воображение, но и тренировать способность ориентироваться в пространстве, подготовить к работе весь творческий аппарат каждого ребенка.
Эту работу продолжает упражнение «Блиц – превращения», в котором учащиеся мгновенно по хлопку учителя превращаются в те или иные предметы, механизмы, явления в группах по одному, по два, по три и т.д., и существуют, действуют в логике этих предметов до следующего превращения. Здесь важно варьировать не только образы, и количество человек в группах, но и ритм смены заданий. Все это позволяет раскачать творческую фантазию учащихся, снять стереотипы и подготовить их к дальнейшей работе. Еще в процессе этого упражнения, в логике различных перестроений учащиеся группируются в 4 команды.
На следующем этапе урока работа проводится в малых группах. Группы примерно по 3-5 человек формируются любым случайным принципом, например, через простой расчёт. Учащимся предлагается проанализировать свою работу в упражнениях актерского тренинга и определить, какие качества, необходимые для профессиональной деятельности актера, они тренируют. Учащиеся в группах обсуждают и фиксируют на бумаге качества личности, необходимые для актера. Затем каждая группа по очереди называет качества, стараясь не повторяться, а педагог фиксирует их на доске.
Следующий этап урока проводится в тех же группах и связан с определением основных черт, характерных для театров разных эпох. Каждая группа получает краткий текст с иллюстрацией и задание продолжить фразу: «В античном (средневековом, возрожденческом, классицистическом и т.д.) театре обязательно должны быть…» Одна группа рассматривает материалы античного театра, другая средневекового и так далее. Для этого задания используются книги о театре И. О. Генераловой (Генералова И.О. «Театр» 3 класс. Пособие для дополнительного образования. ООО «Баласс», М. 2004г.) .Затем итоги работы каждая группа выписывает на доске или на листе ватмана.
Следующий этап работы проводится в кругу. Учащимся предлагается проанализировать результаты предыдущего этапа и выявить основные черты, характерные для любого театра, или театрального искусства, продолжив фразу: «В любом театре обязательно должны быть…». Каждый учащийся высказывает свою точку, зрения, оппонирует товарищам, отстаивая ее, подкрепляет аргументацией. Педагог организует дискуссию в кругу, отмечает удачные мысли, реплики, выражения. Надо отметить, что у педагога нет заранее готовых ответов, представление об основных отличительных чертах театрального искусства рождается в процессе общей дискуссии. Но что точно выясняется: театра нет без актёра и зрителя.
Для того чтобы глубже понять специфику театрального искусства необходимо определить основной язык театра и его отличие от языков других видов искусств. Поэтому предлагаем учащимся еще несколько упражнений актерского тренинга С. В. Клубкова: «Занимаем пространство в образах», «Из взрыва - во взрыв», «Оправдать позу действием». С одной стороны эти упражнения позволят снова разогреть творческий аппарат учащихся и дать почувствовать действие на практике, через тело. С другой стороны они после статичного этапа обсуждения позволят сменить темпоритм урока, придать ему динамику, снимут излишнее напряжение у учащихся.
Упражнение «Занимаем пространство» описано выше, оно уже знакомо учащимся и поэтому хорошо подходит для перехода к новому этапу.