Елена Игоревна Косинец
Урок «Театр»
Мы в соцсетях
Елена Игоревна Косинец
старший методист Городского бюджетного профессионального образовательного учреждения «Воробьевы горы»
Урок «Театр», методическая разработка, которого предлагается вашему вниманию, был специально придуман и проведен как демонстрационный для участников одной из конференций по театральной педагогике. Цель демонстрации заключалась в том, чтобы познакомить участников конференции с преимуществами театральных методик для повышения эффективности учебного процесса.

Сегодня, когда по инициативе Министерства образования РФ и Департамента образования Москвы в школах создаются театральные кружки и студии, когда роль педагогики искусства и, в частности, театральной педагогики в процессе воспитания начинает осознаваться педагогическим сообществом, нелишним будет напомнить об эффективности театральных методов и для образовательного процесса в целом.

Урок рассчитан на работу с детьми с 4-го по 7-ой класс. Нашей разработкой может воспользоваться классный руководитель или для проведения внеурочного занятия или классного часа, предваряющего посещение театра и подготавливающего детей к особенностям восприятия этого вида искусства. Наша разработка может стать основой для урока в курсе Искусство, начинающего цикл о театральном искусстве. Или послужить материалом вводного занятия для вновь созданного детского театрального коллектива, в том числе и разновозрастного.

Придумывая урок, мы сначала выбрали цель урока, которую сформулировали следующим образом: познакомить учащихся с театром как с одним из видов искусства и его особенностями.

Исходя из цели, определили три основные задачи:

  1. Научить школьников отличать язык театра от языков других видов искусств, познакомить с общими и специфическими чертами театрального искусства разных эпох.
  2. Развивать чувственное восприятие мира, воображение.
  3. Воспитывать умение слушать и слышать товарища, вести коллективное обсуждение проблемы и находить решение.

Содержание и методики подбирались так, чтобы они работали на нашу сверхзадачу, или, как мы ее называем, цель урока, решая при этом основные три задачи.

Урок продолжительностью 2 академических часа рассчитан на детей от 10 лет. Поэтому, разрабатывая план урока, мы старались максимально разнообразить виды деятельности. У нас получилось восемь этапов, в которых используются элементы тренинга, групповой, парной, фронтальной и индивидуальной творческой работы. Мы постарались свести к минимуму теоретический материал, отдавая предпочтение исследовательским и практическим методам. Теория по нашей задумке должна была возникнуть в результате осмысления практического опыта, полученного в ходе упражнений и выполнения заданий.

Учитывая, что данный урок проводился педагогом с незнакомыми детьми, то мы посчитали необходимым совместить организационный этап урока с этапом знакомства. Таким образом, мы решаем сразу несколько задач: знакомимся с особенностями конкретной группы, даем возможность учащимся познакомиться с нами, и настроиться на дальнейшую совместную работу по теме урока
Для этого этапа мы выбрали дидактическую игру из копилки Александры Петровны Ершовой - «Это – я!». Эта игра заключается в том, что ведущий, в нашем случае педагог, формулирует утверждения, а игроки, считающие, что для них это утверждение верно, встают и громко хором отвечают: «Это я!».

Для нашего урока мы составили следующие утверждения:

1. Я знаю тему урока;

2. Я слышал слово: «Театр»;

3. Я знаю, что такое театр;

4. Я был в театре один раз;

5. Я был в театре несколько раз;

6. Я часто бываю в театре;

7. Я люблю театр больше, чем кино;

    Игра "Это-я!"
    Итак, педагог получил первое представление о степени знакомства конкретных детей с понятием «Театр». Можно с уверенностью предположить, что это знакомство у современных детей весьма поверхностное. Как правило, в классе находится всего несколько учащихся, кто хотя бы один раз был в театре, если только в школе нет практики коллективных посещений. Но, даже в этом случае их представление о театре и театральном искусстве весьма ограничено.

    Теперь необходимо собрать внимание учащихся, разогреть мышцы, включить воображение, подготовить к творческой работе. Для этого подойдет блок разминочных упражнений из авторского психофизического тренинга Сергея Вячеславовича Клубкова: «Поймать хлопок», «Занимаем пространство в образах», «Блиц – превращения».

    Упражнение "Поймать хлопок"
    Для упражнения «Поймать хлопок» дети становятся в шахматном порядке лицом к учителю. Учитель предлагает учащимся поймать его хлопок как воображаемый предмет. Сначала им предлагается представить, что им бросают по конфетке. Важно, чтобы все ребята «поймали» хлопок-конфетку дружно как один. Если получается разнобой, это значит, что конфетки рассыпались. Предлагается поймать хлопок, как бутылку воды в жаркий день. Так можно варьировать разные предлагаемые обстоятельства и предметы, мотивируя учащихся. Можно предложить им «ловить» хлопки в образах, например, как вратарь мяч, как белка орех, как собака «Чаппи». Важно, чтобы они не внешне изображали вратаря, а по сути действия.
    Чтобы для них поймать хлопок стало так же необходимо, как для вратаря поймать мяч или для белки орех. Включая воображение, внимание к педагогу и партнерам ребята быстро добиваются дружной слаженной работы.

    Добившись качественного выполнения упражнения, переходим к следующему: «Занимаем пространство в образах». Сначала группе дается задание просто занимать пространство. Это означает, постоянно двигаясь на свободное место, равномерно распределяться по площадке. Для этого ребята должны видеть всю площадку, и партнеров на ней, находить свое место так, чтобы ни с кем не сталкиваясь, постоянно двигаясь вместе со всеми, создавать равномерное распределение группы в пространстве. Это задание само по себе достаточно сложное, но как ни странно, усложняя его другой задачей, мы переводим первую задачу из области сознания в область подсознания, тем самым, облегчая ее выполнение. Усложнение может состоять в изменении скорости движения от 1 до 5, где первая самая медленная, а пятая самая быстрая, или от 1 до 10 – это зависит от цели и уровня подготовленности группы. В данном случае достаточно от 1 до 5, т.к. это усложнение является промежуточным, подготовительным к основному упражнению.

    Далее мы предлагаем учащимся занимать пространство в образе, например, весенней капели, солнечных лучей или снежной бури. Здесь уже не нужны скорости, каждый будет двигаться с той скоростью, которая продиктована логикой действия данного образа. Важно, что учащиеся не изображают снежинки, солнечные лучики или капли, а стараются почувствовать себя таковыми, понять логику действий живых существ и неживых предметов, их частей или даже абстрактных понятий изнутри, при этом, стараясь соответствовать этим образам и по форме. Здесь снимаются оценочные характеристики. Подсознание выходит на первый план.

    Поскольку в данном уроке используются в дальнейшем времена года, как материал для упражнений, то и в этом подготовительном упражнении можно использовать погодные явления и приметы разных времен года. Важно помнить, что независимо от образа учащиеся выполняют и первую задачу – занимать пространство, т.е. все время перемещаться, равномерно распределяясь по всей площадке.

    Это упражнение позволяет не только включить воображение, но и тренировать способность ориентироваться в пространстве, подготовить к работе весь творческий аппарат каждого ребенка.

    Эту работу продолжает упражнение «Блиц – превращения», в котором учащиеся мгновенно по хлопку учителя превращаются в те или иные предметы, механизмы, явления в группах по одному, по два, по три и т.д., и существуют, действуют в логике этих предметов до следующего превращения. Здесь важно варьировать не только образы, и количество человек в группах, но и ритм смены заданий. Все это позволяет раскачать творческую фантазию учащихся, снять стереотипы и подготовить их к дальнейшей работе. Еще в процессе этого упражнения, в логике различных перестроений учащиеся группируются в 4 команды.

    На следующем этапе урока работа проводится в малых группах. Группы примерно по 3-5 человек формируются любым случайным принципом, например, через простой расчёт. Учащимся предлагается проанализировать свою работу в упражнениях актерского тренинга и определить, какие качества, необходимые для профессиональной деятельности актера, они тренируют. Учащиеся в группах обсуждают и фиксируют на бумаге качества личности, необходимые для актера. Затем каждая группа по очереди называет качества, стараясь не повторяться, а педагог фиксирует их на доске.

    Следующий этап урока проводится в тех же группах и связан с определением основных черт, характерных для театров разных эпох. Каждая группа получает краткий текст с иллюстрацией и задание продолжить фразу: «В античном (средневековом, возрожденческом, классицистическом и т.д.) театре обязательно должны быть…» Одна группа рассматривает материалы античного театра, другая средневекового и так далее. Для этого задания используются книги о театре И. О. Генераловой (Генералова И.О. «Театр» 3 класс. Пособие для дополнительного образования. ООО «Баласс», М. 2004г.) .Затем итоги работы каждая группа выписывает на доске или на листе ватмана.

    Следующий этап работы проводится в кругу. Учащимся предлагается проанализировать результаты предыдущего этапа и выявить основные черты, характерные для любого театра, или театрального искусства, продолжив фразу: «В любом театре обязательно должны быть…». Каждый учащийся высказывает свою точку, зрения, оппонирует товарищам, отстаивая ее, подкрепляет аргументацией. Педагог организует дискуссию в кругу, отмечает удачные мысли, реплики, выражения. Надо отметить, что у педагога нет заранее готовых ответов, представление об основных отличительных чертах театрального искусства рождается в процессе общей дискуссии. Но что точно выясняется: театра нет без актёра и зрителя.

    Для того чтобы глубже понять специфику театрального искусства необходимо определить основной язык театра и его отличие от языков других видов искусств. Поэтому предлагаем учащимся еще несколько упражнений актерского тренинга С. В. Клубкова: «Занимаем пространство в образах», «Из взрыва - во взрыв», «Оправдать позу действием». С одной стороны эти упражнения позволят снова разогреть творческий аппарат учащихся и дать почувствовать действие на практике, через тело. С другой стороны они после статичного этапа обсуждения позволят сменить темпоритм урока, придать ему динамику, снимут излишнее напряжение у учащихся.

    Упражнение «Занимаем пространство» описано выше, оно уже знакомо учащимся и поэтому хорошо подходит для перехода к новому этапу.
    Упражнение «Из взрыва – во взрыв»: из максимально расслабленного состояния, учащиеся аккумулируют свою энергию и по хлопку педагога выбрасывают эту энергию, что сопровождается произвольным и резким движением тела с последующей фиксацией получившейся позы. Важно то, что смена позы происходит мгновенно и не осознанно, ребята ее не придумывают, а фиксируют то, что в данном случае получается в результате выброса энергии. В этом упражнении используются все возможности тела и пространства. Затем новый хлопок – и новый «взрыв». Это упражнение становится подготовительным к следующему: «Оправдать позу действием».
    После серии «взрывов» педагог может предложить учащимся оправдать получившуюся позу действием. Для этого учащиеся идут от своего тела, того движения, которое заложено в позе, а затем стараются догадаться, что же это может быть за действие, какая у него цель и постараться продолжить действие до достижения цели. Важно обратить внимание, чтобы это не превратилось в пустое обозначение действия, а было подлинным действием со всеми присущими ему особенностями.

    Задача следующего этапа - определить, с помощью каких языковых средств создаются образы в музыке, изобразительном искусстве, и театре. Учащиеся получают задание по группам создать звуковой образ одного из времен года. Задание выполняется с использованием как заранее заготовленных звучащих предметов, так и просто подручных средств. Это могут быть: баночки и коробочки разного размера и материала (пластиковые, картонные, металлические и т.д.) пустые и с различными наполнителями (вода, крупа, песок, мелкие камушки…), палочки, колокольчики, бумага, газета, пластиковые пакеты, ткани, ключи, застежки молния. Короче все, что может издавать звук. Важно, чтобы дети старались подбирать ритмы и звуки, по ассоциации напоминающие то или иное время года. В идеале, найденные детьми звуки, складываются в звуковую композицию. Каждая из групп представляет свою композицию.

    Затем каждая группа выполняет задание по созданию визуального образа. Оно выполняется с использованием заранее приготовленных материалов: лоскутов и полотнищ ткани разной фактуры и цвета, цветной бумаги, возможно театральных кубов или малых игровых форм, а так же подручного материала: стулья, сумки, шарфы, сами участники урока, даже зрители или педагоги, с учетом цвета их одежды. Визуальные образы создаются в виде статической картинки. Она может быть как сюжетной, так и абстрактной, важно, что здесь используются цвет и композиция, которые создают настроение и ассоциативный образ соответствующего времени года.

    И наконец, каждой группе предлагается создать театральную миниатюру, представляющую одно из времен года. Для театральной миниатюры учащиеся так же используют в качестве реквизита подручные средства. Можно заранее заготовить реквизит, соответствующий временам года: санки, шапки, варежки, солнечные очки, панамы, веера, надувные круги, лопатки, грабли, резиновые сапоги, корзинки… Но в таком случае, мы ограничим самостоятельное творчество детей. Они с удовольствием ухватятся за подсказку. Гораздо лучше, если они сами придумают действия, соответствующие временам года, и создадут маленькие миниатюры, используя прием превращения предметов (это когда один предмет играет роль другого). Например, сумка исполняет роль корзинки, а швабра роль удочки или сачка) или память физических действий (т.е. будут выполнять действия с воображаемым предметом, вести себя так, как если бы в руках у них была корзинка, санки или удочка).

    Завершается этот фрагмент урока обязательной рефлексией, в ходе которой выясняется, что язык музыки – это звук, изобразительного искусства – цвет, форма, фактура, композиция. Можно вспомнить в ходе беседы, что язык литературы – это слово. В итоге, ребята подходят к выводу, что язык театрального искусства – это действие. Важно, чтобы в ходе беседы педагог не навязывал детям своего мнения, не объяснял все сам, а сумел организовать беседу таким образом, чтобы ребята сами пришли к соответствующим выводам.

    Завершается урок невербальной рефлексией: команды рисуют плакат «Для меня театр – это…». Плакаты выкладываются так, чтобы участники каждой команды могли рассмотреть работы других команд.

    Подводя итог урока, педагог должен учитывать, что работа учащихся не может быть оценена в абсолютных величинах. При данных формах работы используются вербальные варианты оценки и самооценки, рефлексии и ассоциативные методы.

    Ниже приведены план урока в форме таблицы, списки материалов, оборудования, и литературы, необходимых для урока.
    План-конспект урока
    Необходимые материалы

    Книжки о театре (Генералова И.О. «Театр» 3 класс. Пособие для дополнительного образования. ООО «Баласс», М. 2004г.), звучащие предметы, цветные ткани – лоскуты, доска, мел, тряпка, магниты или держатели (кнопки или скотч), пастель и ватманские листы 4 комплекта, листы писчей бумаги, ручки или фломастеры.

    Литература

    1. «Театр, где играют дети.» Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б.Никитиной. М. «Владос» 2001г.
    2. Генералова И.О. «Театр» 3 класс. Пособие для дополнительного образования. ООО «Баласс», М. 2004г.
    3. Лекции С.В.Клубкова МГУКИ 1998-2003г.г.

    Рекомендуемые видеоматериалы.

    С.В.Клубков. Школа Театра. Уроки мастерства актера. Психо-физический тренинг. 1,2,3 кассеты.

    Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
    Made on
    Tilda