Чтобы они не повторяли за учителем, как правильно, а делали своё. Современная система среднего образования в целом не очень настроена на раскрытие творческого потенциала. Там важно, чтобы ты запомнил максимальное количество фактов и правильно сделал задания, набрал баллы. А театр как раз позволяет показать каждому, что сколько бы он набрал или не набрал баллов, он ценный и интересный. Такие проекты часто сделаны похожим образом – по принципу рассказывания историй. Но эту историю может рассказать только этот человек – вот что важно. Никакой актер, даже технически оснащенный, не расскажет эту историю лучше, чем расскажет сам её носитель. И вот здесь, мне кажется, важнейшая функция театра- подарить подростку, который так много слышит критики: «не так оделся; не так заправил кровать, опять проспал; опять у тебя болит живот; опять ты плохо учишься; где ты был; ты что, тупой; а чего ты вообще хочешь от жизни, а я в твое время уже зарабатывал» - возможность услышать, что он хорош такой, какой он есть. Это какая-то такая базовая вещь, для которой, мне кажется, нам иногда потом, уже во взрослом состоянии, нужны просто десятилетия. Десятилетия, чтобы понять: я такой, толстый- худой, высокий-низкий, еще какой-то, бедный, образованный-необразованный, с таким вкусом-с другим, - я хорош такой, какой я есть. Я имею право быть таким, какой я есть. С тем, что я не напишу ЕГЭ на 100 или на 30 баллов жизнь не заканчивается. Вообще возможны разные варианты. Театр - эта среда, в которой человек может, не боясь насмешек, рассказать свою историю, быть поддержанным, стать немножко более оснащенным, потому что с ним проведут тренинги, он чуть-чуть в своем теле освоится, чуть-чуть раскрепоститься. Мне кажется, это выполняет большую социальную задачу, потому что общество в целом становится чуть-чуть добрее, менее настороженным. Есть еще практики форум-театра – возможность проиграть проблематичную ситуацию и найти решение, но это отдельная история.
А. Н. Россинская: Вот сейчас государство стремится театр внедрить вообще в каждую школу. Как вам кажется, зачем театр в школе?
Ю. А. Клейман: Ну в принципе театр в школе – это же мировая практика. Вопрос в том, каким он будет и на какие запросы школьников сможет отвечать. «Актовый зал» мы делали, опираясь на опыт проекта «Испытай себя», который был инициирован в театре «Зазеркалье» Гете-институтом. В петербургский Гете-институт на стажировку приехала Франциска Рейманн и сказала: «Знаете, вот в школах Германии такое все время делают. Давайте я вам тоже расскажу, как это делается». И поделилась этими инструментами. Во многом это терапевтическая, психологическая практика, то есть – практика социальная. С другой стороны, мы смотрим американские фильмы, и видим, что там все ставят в школах мюзиклы, а во время учебы в университете у каждого есть возможность немного поучиться актерскому мастерству, независимо от специализации.
Театры в школе могут быть и просто интересным времяпрепровождением, и при хорошем раскладе учитель, который делает это неформально, решает социальные задачи, о которых мы говорили. Ведь театр дает возможность побыть не тем, кто ты есть, попробовать очень разные, невозможные в жизни роли. Ты маленький, закомплексованный, а на сцене ты надел маску, и ты - король, дракон, страшное чудовище. Это же тоже важная функция театра - дать право на другой вариант, на разные варианты себя. Либо наоборот, ты можешь сделать свою историю, и раскрыться, и показать себя таким, какой ты есть на самом деле, и показать ценность именно своей истории. Я думаю, что в подростковом возрасте важнее всего пробовать разные варианты самоосуществления. Ты можешь попробовать быть художником, боксером, музыкантом, танцовщиком. Просто пробуй, пробуй, пробуй. И театр может в ускоренном режиме показать эти разные варианты.
Я сама занималась в театральной студии, я помню это волшебное чувство. У нас еще так было придумано, что одни спектакли были с масками, другие только в живом плане, третьи с куклами. И когда ты в одиннадцать лет можешь в кукольном театре сыграть сразу семь ролей, потому что ты вначале за голову медведицы, а потом за пингвиненка, а потом за моржа, это классно. Какая-то создается особая атмосфера творчества. В театре как ни в одном другом виде искусства всем найдется дело и для всех можно придумать роли.
Но только, конечно, если руководитель театральной студии или школьной студии действительно ставит своей задачей раскрыть потенциал детей и весело провести время. Потому что существует опасность работы на результат. Моя подруга сходила на открытый урок в школьный театр своей дочери и тут же ее оттуда забрала, потому что педагог кричала на них, унижала и давала родителям понять, что героически работает с самым неблагодарным материалом. А это были второклассники. Может, в финале должен получиться какой-то невероятный спектакль (хотя верится с трудом), но если детей в процессе унижают, то не надо такого. Здесь как раз штука в том, чтобы все смогли проявиться так, как они могут, чтобы никто не был подставлен. А это сложная задача. И сила школьного театра как раз в том, что здесь нет отбора, в отличии от театральной студии, а еще в том, что не надо никуда ходить, можно там после уроков остаться – то есть в максимально низком пороге входа. Я надеюсь, что все получится.
А. Н. Россинская: Сейчас много обсуждается, как это все может быть. Я знаю, что у вас на фестивале был педагогический семинар, где обсуждались разные модели взаимодействия школы и театра.
Ю. А. Клейман: Да, у нас была двухдневная конференция «Театр и школа: форматы сотрудничества».