Владимир Бочаров

Лагерь в городе

перформативный театральный проект, осуществлённый в городском лагере с подростками.
Мы в соцсетях
В августе 2017 года я и двое художников, Маруся Павлова и Тихон Скрынников, провели совместно лабораторию для подростков «Лагерь в городе». Москва в тот момент напоминала огромную стройку, где все ревело и громыхало — огромный лабиринт с бело-зелеными полосатыми стенками. Абсолютно не подходящее место для творчества и исследовательской деятельности. Но мы решили рискнуть.

В двух словах, это был опыт исследования городского пространства. Мы старались в этой работе рассматривать город не как набор зданий, улиц, достопримечательностей, но как процесс коммуникации и взаимодействия между людьми. Основной посыл заключался в том, что не здания, не дороги и не инфраструктура, а люди создают город. Противоречивый и сложный, город - коллективное тело, живущее своими законами, прихотями и импульсами.

Инсталяции, перформансы и акции, которые проводили участники, представляли собой их собственный отклик на городскую среду. Каждый из участников писал тексты, делал фото, снимал видео - старался подробно описывать свой опыт. Стандартные тренинги на чувство партнера и контакт мы проводили внутри городского ландшафта. Эту ситуации стоит рассматривать двояко.

С одной стороны, это напрямую связано с развитием индивидуального восприятия, с расширением сенсорики. Вся практика служила настройкой осознанного отношения к пространству. Запахи, цвета, фактуры — ничего нельзя пропустить, все важно. Ведь даже просто меняя скорость своего передвижения, мы переходим в другой режим восприятия. Одна и та же улица будет другой в зависимости от того, как ты по ней проползешь, пройдешь, пробежишь или пролетишь. Не говоря уже о том, что «величина качества» у всех индивидуальная, очень тесно связана с психофизическими особенностями каждого из участников.

С другой стороны, это социальная работа, направленная на установление контакта с людьми. Всё-таки город в нашей работе скорее коммуникативная структура прежде, чем архитектурная, поэтому общение и взаимодействие выступали на первый план. Общение в самом широком смысле. Пройти с закрытыми глазами в пространстве аудитории в окружении своих однокурсников или одноклассников это одно, а существовать так в Парке Горького или на Тверской в час пик, - это совсем по-другому. Это требует от тебя готовности стать объектом внимания многих прохожих, которые могут дать разную оценку твоим действиям, по-разному отреагировать на твое поведение. Делать упражнение «зеркало» в подземном переходе или застыть в неудобной мизансцене в вестибюле метро - все воспринимается иначе, когда перестает быть вписано в привычную ситуации тренинга и становится реальным вызовом. Тем более, когда речь заходит о прямом контакте с горожанами, у которых надо было брать интервью, обмениваться с ними ненужными вещами.

Помимо достаточно плотной программы, состоящей из тренингов, лекций, экскурсий и мастер-классов, проводимых специалистами, каждый день участники вели свои полевые исследования. Они отправлялись в город с целью найти что-то, что мы их просили. Важно было отпустить себя в свободное блуждание и прийти с тем, что ты успел зафиксировать на камеру, диктофон, зарисовать в блокнот и т. д. Каждый из трех кураторов этой лаборатории готовил собственное задание для участников. Мы сами вместе с ними выполняли их. Прежде чем мы все отправлялись в город, один из кураторов анонсировал что-то вроде небольшого доклада. Мы должны были подготовить к своей теме материал, который бы мог инспирировать исследование, дать толчок. Это мог быть рассказ о французских ситуационистах, о стрит арте, паблик арте, фотографии и даже о народном промысле. Когда я формировал для себя план проведения лагеря, я выбрал три темы, которые мне хотелось обсудить с участниками и услышать их позицию. Все их объединяло то, что этого нет в официальном туристическом буклете, что это тебе не расскажет рядовой экскурсовод. Хотелось обратиться к очень субъективному, личному переживанию города.

Так я сформулировал полтора года назад три основных объекта исследования:

* Пустоты, паузы, незаполненности.

Архитектура это диалектика пустого и заполненного пространства, также как музыка диалектика звучания и тишины.

Предлагается исследовать понятие «пустота» или «пауза» в контексте городского ландшафта. Участникам нужно ответить на вопрос: «Что есть пустота, пауза и незаполненность в городе?» Это может быть визуально-пространственный образ (конкретные дворы, снесенные здания, расстояния между горожанами и т.д.), психологический (пустое времяпрепровождение, фланерство), функциональный (не эксплуатируемое помещение).

Паблик арт Аниш Капур, Ричард Серра, Карл Андре, Христо и Жанна-Клод, Гордон Мэтта-Кларк

Фотографии Парижа Эжена Атже

* Изъяны, помехи, шумы.

Предлагается рассмотреть городскую среду не как однородное и монолитное образование, но как что-то меняющееся, подверженное деформации, разрушению. Дефект также рассматривается как часть общего устройства системы города.

Изъяны и трещины подчеркивают органичность ландшафта. Примером может стать искусство Японии. Их предельная сосредоточенность на форме и попытке, через форму транслировать «органику» объекта. Например, керамические изделия могут включать в себя трещинки, пузырьки, неровности. Керамика Раку отвергает гончарный круг и предполагает ручную лепку, что создает особую фактуру, форму и уникальность каждого объекта.

Керамика Раку

* Граффити, анонимные послания.

Предлагается исследовать природу оставленных на стенах надписей, зазубрин, следов. Одним из референсов является серия фотографий Брассая, на которых запечатлены граффити на парижских улицах. Фотоизображение дает возможность иной оптики, приближая их к первобытным рисункам и наскальной живописи.

Стрит арт и акционизм

фотографии Граффити Брассая


Сейчас я вспоминаю этот опыт. «Ищите пустоту в городе и старайтесь ее заполнить...» Это что? Как? Мне казалось, что с этим заданием никто не сможет справиться. Через два часа, когда участники вернулись, мы стали высказываться. Идей и предложений оказалось гораздо больше, чем я предполагал. Вот некоторые из них.

* Пустота в городе - это пустота на лавочке и место напротив за столиком в кафе, где горожане доедают бизнес-ланч в одиночестве.

* Пустота - это перекур, перерыв в рабочем графике.

* Пустота - это то, что складывается в паттерн и в узор, и наоборот узор обрамляет пустоту.

* Пустота - это место между людьми, пауза и интервал в ожидании зеленого света или секунды перед прибытие поезда в метро…

Когда мы работали с граффити и стрит артом, Тихон раздал участникам по рулону малярного скотча и черному маркеру. Их задача состояла в том, чтобы через небольшие интервенции вступить с городом в диалог. Это могли быть надписи, символы, знаки, что угодно. Когда подростки выполняли это задание, стало очевидно, насколько нам всем не хватает диалога с городом. Сколько потенциала скрывает в себе возможность интерактивного взаимодействия между горожанами и теми, кто несет ответственность за организацию городского пространства. Как мы хотим, чтобы нас услышали, и чтобы процесс формирования общей среды обитания был совместным.

По большому счету, наш «городской лагерь» напоминал «Найди то, не знаю что...». Мы искали нечто, что может нарушить общий ритм движения в городе, собирали истории простых горожан, обменивались ненужными случайными предметами и складывали из этого свое впечатление, свой образ города. Нам не нужен был простой и понятный ответ. Наоборот, было важно найти проблемы и парадоксы, столкнуться с пробелом, с пропуском. Агрессивный, комфортный, отталкивающий, пугающий, притягивающий, громкий, интимный - городское пространство откликалось по-разному. Для участников это был в первую очередь опыт внимательного отношения к себе и к окружающей реальности. Мы не стремились к тому, чтобы освоить в деталях то, чем занимаются культурологи, искусствоведы, урбанисты... Задача была в том, чтобы детальнее рассмотреть что-то всегда ускользающее в повседневном и будничном. Обратить внимание на мелочь, на царапину и обозначить это для себя.

В итоге, у нас сложилось небольшой site specific перформанс. Каждый участник в бывшем доходном доме на мал. Дмитровке занял по лестничной клетке. Это была минимальная площадь, выставочное микропространство, где каждый смог стать куратором своего индивидуального проекта, подготовить свое высказывание. Зрители по двое поднимались на шестой этаж, проходя через все квесты, сочиненные подростками, и оставались там. Те, кто был внизу недоумевали... Куда пропадают люди? Почему они не возвращаются? К тому же сверху еще и периодически раздавался грохот и сыпалась штукатурка вдоль неработающей шахты лифта. Когда перформанс подошел к концу, все, кто был внизу, поднялись на самый верх, где уже было не протолкнуться. В тесноте, на одной лестничной клетке, взрослые, дети, подростки - горожане, плотно рассевшись на ковре, выкладывали из цветных строительных блоков лего свой город.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda