Для участия в первой лаборатории через социальные сети театра были приглашены филологи школ города и области. Казалось, что филологи ближе к искусству театра и откликнутся быстрее. (На третьем потоке больше всего откликов было среди учителей начальной школы, но была одна заявка и от физрука!) Опен-колл не вызвал резонанса, было подано всего 12 заявок на 15 возможных мест, и все желающие были приглашены на первую встречу.
Лаборатория состоит из 6 встреч, где 6-ая — это показ на зрителей. Вторая и третья встречи первого потока прошли с постоянно меняющимся составом, и только к четвёртой встрече (а пятая уже — репетиция на малой сцене театра) стали понятны участники показа.
И небольшой отклик в масштабе города, и неустойчивый состав можно объяснить новизной предложения: участники не понимали, что их ожидает в проекте. Участник, присутствующий одну встречу, в личной переписке сформулировал: «я ждал, что данный проект будет чуть другим в моём понимании», - но не уточнил, каким именно. На показ вышли 8 учителей, в гендерном соотношении — 1 мужчина и 7 женщин.
Встречи происходили раз в неделю по понедельникам и длились по два часа. Они носили практический характер, были наполнены упражнениями на знакомство, взаимодействие, социальной хореографией, рассказыванием личных историй. Задача была — провести педагогов от упражнения к художественному высказыванию. Методический разбор упражнений и сбор общего конспекта участники выполняли в качестве домашнего задания. Вот лишь несколько базовых упражнений с первого потока лаборатории.
1. "Разогрев"
Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, устойчивая позиция.
Разогреваем ладони, то есть растираем их.
Разогретыми пальцами простукиваем голову, грудную клетку от плеча от плеча, плечи, живот по часовой стрелке, спину всеми доступными способами, бёдра, ноги.
Стряхиваем руки, ноги.
Упражнение помогает в короткое время включить тело и настроиться на дальнейшую работу.
2. "Переход"
Участники стоят в кругу, все смотрят друг на друга, единственная задача - увидеть каждого и каждую. Далее если контакт глаз длится более 3 секунд, партнёры через центр круга переходят на противоположные места, не прерывая контакт глаз. Совершать переход может одна пара, когда они встали на места друг друга, следующая пара может начать движение.
Упражнение на практике проще, чем описание!) Оно помогает настроиться на последующие коллективные действия.
3. "Кто, как и я"
Участники сидят в кругу на стульях, ведущий стоит в центре круга. Ведущий произносит фразу, которая начинается со слов "Кто, как и я...", важно подобрать такое продолжение, которое касается большего количества людей. Например, "Кто, как и я, утром пил_а кофе", "Кто, как и я, одет_а в брюки", "Кто, как и я, любит отпуск" и т.д.
Участники, если озвученное высказывание соотносится с ними, меняют своё местоположение в кругу, то есть садятся на новый стул. Пересесть на соседний стул нельзя. Нужно искать место на противоположной стороне круга. Задача ведущего - занять себе стул. Кому стул не достался, выходит в центр круга и произносит утверждение.
Когда формат игры участниками усвоен, ведущий может задавать тему: "Театр", "Профессия", "Личные границы" и т.д.
Упражнение помогает выявить общие ценности запросы.
4. "Три минуты про себя"
Участники объединяются в пары и договариваются, кто станет партнёром А и Б. Задача партнёра А - 3 минуты отвечать на вопрос: "Что я обожаю делать?" Задача партнёра Б - внимательно слушать. Далее партнёры меняются задачами. После этого все участники садятся в круг, каждый и каждая за 1 минуту рассказывают о своём партнёре. (На лаборатории были 3 коллеги из одной школы, и во время этого упражнения они сделали открытия друг про друга!)
Это первое небольшое "выступление" в комфортных условиях. Тема вопроса может меняться (например, "Поступок, которым я горжусь", "Моя первая "двойка", "В чём я эксперт" и т.д.)
5. "Это важно"
Участники заполняют пространство зала, важно равномерно перемещаться и распределиться так, чтоб не оставалось пустот. Любой и любая из участников могут начать: для этого нужно остановиться, поднять руку и произнести фразу, которая будет заканчиваться: "...это важно". Например: "Сортировать вторсырьё - это важно", "Делать зарядку по утрам - это важно", "Иметь право голоса - это важно".
После того, как один человек поднял руку, все останавливаются, выслушивают фразу, а далее соотносят высказывание с собственными ценностями. Если я соглашаюсь с озвученным, я подхожу максимально близко к ведущему; если у меня есть противоположное мнение, я отхожу как можно дальше. Когда все участники сделали выбор, ведущий отпускает руку, и все начинают движение.
С этого упражнения можно начинать выявление общих тем, интересов и формировать будущее художественное высказывание.
6. "Мяч по телу"
Участники распределяются по пространству так, чтобы они могли свободно двигать руками и ногами, лучше смотреть в разные стороны.
Свет приглушён, звучит медленная музыка.
Каждый участник помещает на ладонь воображаемый мячик для настольного тенниса. Далее, минуя все законы физики, нужно передвигать мяч по поверхности тела, совершая для этого движения всем телом. Это индивидуальный процесс, важно сосредоточиться на перемещении мяча, не терять его ни на секунду. При этом можно играть с ритмом перемещения мяча, подкидывать его и ловить другой частью тела. Важно использовать не только верхний уровень тела (стоя), но и средний, нижний (то есть можно опускаться на пол некоторыми частями тела или всем телом). Через 3-4 минуты ведущий просит вернуть мяч обратно на ладошку.
Упражнение направлено на снятие мышечных зажимов, телесное раскрепощение.
Наши тела привыкли жить в социуме, в вертикали, поэтому на театральном тренинге очень важно дать возможность телу пережить горизонталь и диагональ.