Катерина Лучникова
УЧИТЕЛЬСКАЯ. ОПЫТ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.
Мы в соцсетях
«УЧИТЕЛЬСКАЯ» — проект Калининградского областного драматического театра, реализованный с ноября 2022 года по апрель 2023 года. Проект состоит из проектной работы с разными группами учителей и педагогов города и области. На сегодняшний день состоялась работа 3 потоков: в ноябре и марте — в театре, в феврале — в школе №59. Всего в проекте приняли участие 25 педагогов города Калининграда и Калининградской области.
Цель проекта — обогатить учителей практиками, методами и упражнениями театральной педагогики через создание авторского художественного высказывания.
ИДЕЯ
В Калининградском драматическом театре прежде не велась стабильная работа по сотрудничеству с преподавателями школ. Для привлечения их внимания, интереса, для создания в будущем педагогического сообщества театра возникла идея проведения мастер-классов, во время которых педагог Катерина Лучникова, принятая на должность «педагог, куратор социальных программ», делилась бы практиками театральной педагогики. Но проводить обучение для одних только педагогов казалось скучно. Отсюда родилась мысль: Обычно учителя приводят учеников в театр для просмотра спектаклей, где играют артисты. А что, если ученики придут в театр на спектакль, в котором играют их учителя? Так и получилось.
ОПЫТ
Для участия в первой лаборатории через социальные сети театра были приглашены филологи школ города и области. Казалось, что филологи ближе к искусству театра и откликнутся быстрее. (На третьем потоке больше всего откликов было среди учителей начальной школы, но была одна заявка и от физрука!) Опен-колл не вызвал резонанса, было подано всего 12 заявок на 15 возможных мест, и все желающие были приглашены на первую встречу.

Лаборатория состоит из 6 встреч, где 6-ая — это показ на зрителей. Вторая и третья встречи первого потока прошли с постоянно меняющимся составом, и только к четвёртой встрече (а пятая уже — репетиция на малой сцене театра) стали понятны участники показа.

И небольшой отклик в масштабе города, и неустойчивый состав можно объяснить новизной предложения: участники не понимали, что их ожидает в проекте. Участник, присутствующий одну встречу, в личной переписке сформулировал: «я ждал, что данный проект будет чуть другим в моём понимании», - но не уточнил, каким именно. На показ вышли 8 учителей, в гендерном соотношении — 1 мужчина и 7 женщин.

Встречи происходили раз в неделю по понедельникам и длились по два часа. Они носили практический характер, были наполнены упражнениями на знакомство, взаимодействие, социальной хореографией, рассказыванием личных историй. Задача была — провести педагогов от упражнения к художественному высказыванию. Методический разбор упражнений и сбор общего конспекта участники выполняли в качестве домашнего задания. Вот лишь несколько базовых упражнений с первого потока лаборатории.

1. "Разогрев"

Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, устойчивая позиция.
Разогреваем ладони, то есть растираем их.
Разогретыми пальцами простукиваем голову, грудную клетку от плеча от плеча, плечи, живот по часовой стрелке, спину всеми доступными способами, бёдра, ноги.
Стряхиваем руки, ноги.
Упражнение помогает в короткое время включить тело и настроиться на дальнейшую работу.

2. "Переход"

Участники стоят в кругу, все смотрят друг на друга, единственная задача - увидеть каждого и каждую. Далее если контакт глаз длится более 3 секунд, партнёры через центр круга переходят на противоположные места, не прерывая контакт глаз. Совершать переход может одна пара, когда они встали на места друг друга, следующая пара может начать движение.
Упражнение на практике проще, чем описание!) Оно помогает настроиться на последующие коллективные действия.

3. "Кто, как и я"

Участники сидят в кругу на стульях, ведущий стоит в центре круга. Ведущий произносит фразу, которая начинается со слов "Кто, как и я...", важно подобрать такое продолжение, которое касается большего количества людей. Например, "Кто, как и я, утром пил_а кофе", "Кто, как и я, одет_а в брюки", "Кто, как и я, любит отпуск" и т.д.
Участники, если озвученное высказывание соотносится с ними, меняют своё местоположение в кругу, то есть садятся на новый стул. Пересесть на соседний стул нельзя. Нужно искать место на противоположной стороне круга. Задача ведущего - занять себе стул. Кому стул не достался, выходит в центр круга и произносит утверждение.
Когда формат игры участниками усвоен, ведущий может задавать тему: "Театр", "Профессия", "Личные границы" и т.д.
Упражнение помогает выявить общие ценности запросы.

4. "Три минуты про себя"

Участники объединяются в пары и договариваются, кто станет партнёром А и Б. Задача партнёра А - 3 минуты отвечать на вопрос: "Что я обожаю делать?" Задача партнёра Б - внимательно слушать. Далее партнёры меняются задачами. После этого все участники садятся в круг, каждый и каждая за 1 минуту рассказывают о своём партнёре. (На лаборатории были 3 коллеги из одной школы, и во время этого упражнения они сделали открытия друг про друга!)
Это первое небольшое "выступление" в комфортных условиях. Тема вопроса может меняться (например, "Поступок, которым я горжусь", "Моя первая "двойка", "В чём я эксперт" и т.д.)

5. "Это важно"

Участники заполняют пространство зала, важно равномерно перемещаться и распределиться так, чтоб не оставалось пустот. Любой и любая из участников могут начать: для этого нужно остановиться, поднять руку и произнести фразу, которая будет заканчиваться: "...это важно". Например: "Сортировать вторсырьё - это важно", "Делать зарядку по утрам - это важно", "Иметь право голоса - это важно".
После того, как один человек поднял руку, все останавливаются, выслушивают фразу, а далее соотносят высказывание с собственными ценностями. Если я соглашаюсь с озвученным, я подхожу максимально близко к ведущему; если у меня есть противоположное мнение, я отхожу как можно дальше. Когда все участники сделали выбор, ведущий отпускает руку, и все начинают движение.
С этого упражнения можно начинать выявление общих тем, интересов и формировать будущее художественное высказывание.

6. "Мяч по телу"

Участники распределяются по пространству так, чтобы они могли свободно двигать руками и ногами, лучше смотреть в разные стороны.
Свет приглушён, звучит медленная музыка.
Каждый участник помещает на ладонь воображаемый мячик для настольного тенниса. Далее, минуя все законы физики, нужно передвигать мяч по поверхности тела, совершая для этого движения всем телом. Это индивидуальный процесс, важно сосредоточиться на перемещении мяча, не терять его ни на секунду. При этом можно играть с ритмом перемещения мяча, подкидывать его и ловить другой частью тела. Важно использовать не только верхний уровень тела (стоя), но и средний, нижний (то есть можно опускаться на пол некоторыми частями тела или всем телом). Через 3-4 минуты ведущий просит вернуть мяч обратно на ладошку.
Упражнение направлено на снятие мышечных зажимов, телесное раскрепощение.
Наши тела привыкли жить в социуме, в вертикали, поэтому на театральном тренинге очень важно дать возможность телу пережить горизонталь и диагональ.

7. "Быстрый вербатим"


Для упражнения необходимы заряженные телефоны и наушники.

Ведущий задаёт тему, на которую участники, индивидуально, в течении 4 минут, говорят на диктофон своего телефона. Тема может быть любая: "Мой отец", "История одного шрама на моём теле", "1-ый раз в 1-ый класс", "Рабочие будни" и т.д. Мы высказывались на темы "Я в школе" и "Мои личные вещи на рабочем столе".

Далее участники объединяются в пары и обмениваются своими записями, не прослушивая их. Каждый участник выходит на сцену, садится, вставляет наушники в уши, включает запись партнёра и произносит вслух то, что слышит. Важно произносить только то, что я слышу в наушники, без собственных "не успела", "что-то ещё", без нажатия на паузу. Таким образом история обретает голос.

Это упражнение легло в основу показа первой лаборатории, обеспечило возможность участникам чувствовать себя безопасно в условиях сцены. Упражнение можно использовать на уроках литературы, истории, иностранного языка, а также при театральных постановках.

Несмотря на все проделанные упражнения, до пятой встречи не понятно было, как будет выглядеть творческий финал. Но внимательно наблюдая и слушая участников, куратор выстроила из личных историй про собственное ученичество часовой показ с эпизодами про школьные «словечки», детские имена учителей и зачитывание списка фамилий учеников из 36 человек. Тему показа можно определить так: «у всех своё ученичество». Важно отметить, что показ — не цель лаборатории, более важно практиковать театральные игры, говорить о подходах в педагогике. А показ – это одновременно манок и побочный продукт. Но он даёт завершённость всему процессу.

В ходе лаборатории участники также посетили спектакль театра "Материнское поле" и приняли участие в обсуждении по методике «Безоценочное интервью» . Разговор после спектакля затянулся на полтора часа, всем хотелось высказаться, было много эмоций. После обсуждения участница организовала посещение театра всей параллелью 8 классов с последующим обсуждением для "своего" класса.

На показ УЧИТЕЛЬСКОЙ пришли ученики, коллеги, родные, друзья участников и представители администрации театра. Со стороны театра не было широкого анонса показа, зрителей приглашали сами участники. Зал на 80 мест был заполнен наполовину. Показ вызвал у зрителей волну самых разных эмоций — и смех, и ностальгию по школьному детству, и сопереживания рассказанным историям. Зрители услышали про пережитый буллинг со стороны одноклассников и учителей, про детство в Грозном со своими правилами, про шалости в учебном классе. После показа состоялось обсуждение, на котором сами участники сформулировали, что «показ — это лишь верхушка айсберга, нам дали столько методического материала, сколько не дают на курсах повышения квалификации за год». Был один отрицательный отзыв от зрительницы, тоже педагога по профессии, которая мотивировала его тем, что ожидала увидеть театрализованное представление и не могла понять, чему именно научились участники за 5 недель проекта. Видимо, в общественном поле не хватило чёткого описания задач и результата программы.

После завершения лаборатории учителя применяли полученные упражнения в работе с коллегами и учениками, о чём рассказывали в чате, общаясь с куратором. Как и ожидалось, на уроках литературы и при подготовке к экзамену по говорению успешно применялось упражнение "Быстрый вербатим"; также упражнения применялись на педагогических советах и в подготовке к постановке школьного театра. Зримых трудностей в самостоятельной работе с упражнениями у педагогов не было, так как все упражнения они опробовали на себе, и сохранился конспект встреч.

Была собрана обратная связь о проекте, делимся ею ниже. В основном уровень удовлетворения от участия в проекте высокий, сформировалась потребность продолжать взаимодействие, есть предложение усилить программу речевыми тренингами.

Положительные отзывы зрителей, посты в социальных сетях, отклик участников и собственный опыт присутствия на показе сформировали у администрации театра интерес к проекту, и было решено продолжить проект весной.
ПРОБЛЕМЫ
Одна из участниц первого потока — заместитель директора школы №59 — предложила провести подобную лабораторию внутри школы. Казалось, что это хорошая идея, так как учителям не нужно будет тратить время на дорогу, лаборатория благоприятно скажется на внутреннем климате педагогического коллектива одной из самых больших школ города. Проект был финансово и организационно поддержан директором школы. На приглашение откликнулись 10 человек, педагоги начальной школы, психологи, организаторы, дефектологи, учителя английского и географии, в гендерном соотношении — 1 мужчина и 9 женщин.

Среди участников первой встречи была заместитель директора (не участница первого потока), что добавило в атмосферу нервозность и фактически отменило доверительный контакт. На вторую встречу пришли 8 человек, на финальный результат вышли 5! Казалось, что те же упражнения, которые у первого потока вызывали эмоциональный отклик, интерес, здесь разбиваются о стену непонимания. В стенах собственной школы учителям оказалось гораздо труднее раскрыться и принимать новое. На ходу в структуру занятий вносились изменения: больше времени уделялось здоровьесбережению, это вызвало благодарность и чуть улучшило климат в группе.

Применялись упражнения из сборника "Гимнастика мозга" доктора Пола Деннисона и Гейл Деннисон. А также упражнения из практического курса "Инклюзивный театр" Натальи Тимофеевны Поповой. Например, "Архитектура рук": участники объединяются в пары, один участник садится на стул, позиция ног и спины устойчивая, руки лежат у основания бёдер. Второй партнёр стоит за стулом, берёт вес рук (сначала по очереди, затем обе) в свои руки, исследует варианты взаимодействия. Управление имеет художественную составляющую, но в рамках лаборатории участницы не шли дальше здоровьесберегающего эффекта, при этом отмечая колоссальное мышечное и эмоциональное расслабление, чувство доверия, партнёрства. Именно после таких упражнений участницы делились обратной связью: "Это время только для меня, я сейчас не мама, не педагог, не жена, просто я".

Очень бережно, никого не заставляя обязательно присутствовать (не было ни одной участницы, не пропустившей хотя бы одной встречи), постоянно акцентируя внимание на том, где можно применять полученные упражнения, куратор довела группу до показа. Показ — то, что позволяет мобилизовать силы, маяк, к которому обычно все стремятся, но здесь и показ стал местом страха и тревожных обсуждений. Так много сопротивления у преподавателей вызвали именно «родные», профессиональные стены, в которых они идентифицируются только как учителя, где их именно так оценивают и только так к ним относятся. Эта мысль стала темой показа: «УЧИТЕЛЬСКАЯ — это просто комната в здании школы? Или место, где учитель может почувствовать себя свободно? Уязвимо?».

Участницы очень боялись приглашать кого-либо из коллег, учеников, хотели, чтоб присутствовали только их родные. Очень вовремя заместитель директора, которая сама прошла лабораторию в театре и организовала лабораторию в этой школе, поддержала участниц, рассказав собственные сомнения перед показом, и как она впоследствии жалела, что не пригласила больше гостей. Показ состоялся пятничным вечером на малой сцене школы. Присутствовали представители администрации школы, родные участниц, коллеги — человек 20. Зрители живо откликались на личные истории участниц, на их выбор в ответе на вопросы «Я всегда хотела быть учительницей» или «Я считаю, что учитель достойно зарабатывает». После показа состоялось обсуждение, где зрители поделились, какими они увидели учителей — живыми, разными, уязвимыми, красивыми, умными, имеющими личные границы. Именно показ в этом потоке стал поворотным и главным событием! Чувствовалось, что участницы гордятся собой. Впоследствии они самостоятельно собрали собственные отклики и мнения зрителей и выпустили о событии пост в сетях школы.

После потока в школе проектом заинтересовалась соседняя школа, но решение о проведении оставлено на осень.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Третий поток «УЧИТЕЛЬСКОЙ» проходил снова в театре и был долгожданным. Социальные сети театра объявили, что попасть могут все желающие, без деления на физиков и лириков, нужно только успеть забронировать место и быть готовыми к теме третьего потока: цирковая педагогика. 8 лет назад Катерина Лучникова прошла обучение в Школе цирковой педагогики Упсала-Цирка. Где-то хранится диплом «настоящего циркового хулигана». Именно этой атмосферы хотелось добавить во встречи с учителями!

За первые 4 дня анонса 15 мест для участия были заполнены! На показ вышли 13 преподавательниц, которые почти полным составом присутствовали на всех встречах! Цирковая педагогика никого не напугала, участницы радостно учились жонглировать пакетиками и мячами, создавали ритмические рисунки при помощи мячиков для настольного тенниса, с благодарностью пробовали на себе практики здоровьесбережения и передавали дальше своим ученикам.

Команда Упсала-цирка щедро делится своими наработками на различных педагогических мастер-классах. Приведу в качестве примера пару упражнений.

1. Работа с мячами для настольного тенниса. Во-первых, в цирке ничего не появляется просто так, круто научиться небольшому фокусу появления мяча (можно прямо из интернета). Дальше мы придумываем, чем может быть этот мяч: шариком мороженого, клоунским носом и т.д. И только затем все участники встают за столы и пробуют, что умеет этот мяч (один мяч у каждого человека). После этого совместно с куратором участники разучивают небольшую ритмическую комбинация (4 удара об стол правой рукой, 4 - левой, 4 - из руки в руку, 4 проката по столу). Далее участники работают в малых группах и придумывают собственный рисунок. Показ этих небольших зарисовок проходит в атмосфере праздника: музыка, выход, сам номер, финальная фишка и аплодисменты!

2. По такой же логике строится работа с пакетом (нужно взять лёгкий, обычный пластиковый пакет, без ручек): придумываем новую жизнь предмету, учимся его ронять, затем учимся ронять 2 пакета, и только после этого появляется 3 пакет, который и нужно удержать в воздухе. Учиться жонглировать на пакетах - гораздо проще, чем на мячах! Результатом становятся небольшие этюды: кто-то жонглирует в одиночку, кто-то делает это вдвоём, кто-то придумывает актерский номер, но самостоятельно подготовленный номер и аплодисменты всегда повышают настроение команды!
Также в этом потоке продолжилась работа над личными историями. На этот раз тема была контрапунктом к царившей на занятиях лёгкости: «Что случилось, когда я хотела уйти из школы?» Участницы делились историями про школьные стулья, про отсутствие поддержки со стороны администрации в конфликтах с учениками и их родителями, про страх ехать на работу по обледенелой трассе, про нежелание выходить с новогодних каникул. Проговаривая эти истории, участницы получали друг от друга поддержку, а слыша истории других, понимали, что они не одиноки. Цирковая педагогика — это не только жонгляж и фокусы, поэтому на лаборатории мы прописывали собственную педагогическую миссию, ценности, видение. Команда Упсала-цирка так сформулировала свою миссию: "Повышение уровня культуры в обществе через раскрытие творческого потенциала и созидательного начала в каждом человеке ". На лаборатории мы часто возвращались к этой формулировке, уточняли собственные манифесты, всё это придавало значимости и объёма, мы понимали, что занимаемся сейчас не только жонглированием, но растём над собственными убеждениями, работаем с профессиональным выгоранием, тренируем мировоззренческий подход.

Это служило хорошей поддержкой. Процесс этого потока строился легко, доверительно, на общем подъёме. Но вот показом куратор осталась недовольна, простые ошибки перекрыли искренность учителей на сцене.

Во-первых, при первом и втором показах учителя оставались собой, звучали их имена, они были в привычной для себя одежде. На третьем показе случилась неживая ситуация «игры в игру», вероятно, от цирковой музыки, которая была взята контрапунктом к историям, от выбранного стиля в одежде: чёрно-красные цвета… О, не допускайте это сочетание, только если вы не ставите «Кармен»… В результате прекрасные и живые учительницы вдруг превратились в актрис плохого любительского театра.

Во-вторых, увлечение процессом встреч и нехватка времени на прогоны сыграли против показа, участницы чувствовали себя не полностью уверенными. И третье - на показе не работали технические специалисты театра. Хотя лаборатория стояла в расписании за полтора месяца, театр — это, прежде всего, завод по выпуску и прокату спектаклей, поэтому в этот вечер все специалисты были на большой сцене. Куратор со своей подругой вникли в азы профессий звуко- и светорежиссёров и сели за соответствующие пульты.

Несмотря ни на что все перечисленные моменты никак не отразились на впечатлении участниц от выступления на малой сцене главного театра города! К ним пришли родные, друзья, коллеги, их поддерживали, им аплодировали и вручали цветы. Из администрации театра на этот раз не было никого. Вероятно, это степень доверия куратору? После показа традиционно состоялось обсуждение, были зрители первого показа «УЧИТЕЛЬСКОЙ», кто-то сравнивал, благодарил, напутствовал продолжать.
Сейчас все участники проекта «УЧИТЕЛЬСКАЯ» — большая поддержка педагога театра. Они приходят со своими учениками на театральные уроки, спектакли, делятся информацией про события театра с коллегами, участвуют в дискуссиях, с радостью соглашаются на новые встречи под любым предлогом! Сейчас неизвестно, получит ли проект продолжение в будущем учебном году, изменится ли его формат, но свою задачу он уже успешно выполнил — у театра есть сообщество школьных учителей, личностно вовлечённых, имеющих собственный опыт участия в театральных событиях. А дальнейшие форматы сотрудничества могут меняться и предлагать уже другие задачи.

P.S. На площадке МОН в городе Казань успешно идёт спектакль «Педсовет», проект по работе с учителями на театральной сцене получил своё продолжение в Петербурге. Команда МОНа живо и очень профессионально работают с горожанами, на их сайте можно найти подробную методичку об этом. Мне лишь хочется отметить, что идея «УЧИТЕЛЬСКОЙ» — не повторить опыт МОНа, а поделиться методами и приёмами театральной педагогики в практике создания художественного высказывания. Надеюсь, эти параллели не затронут авторского права прекрасной команды МОН.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ УЧАСТНИКОВ ПЕРВОГО ПОТОКА ПРОЕКТА «УЧИТЕЛЬСКАЯ»
1. Организация лаборатории (как был организован процесс со стороны театра?)

Виктор: "Всё было организовано прекрасно";
Анфиса: "Удобное время и график встреч";
Анастасия: "Уровень организации - высокий! Чувствовали себя комфортно в театре. Все занятия проходили по расписанию".

2. Наполнение программы (предложенные вам упражнения).

Анфиса: "Разнообразные упражнения, направленные как на подготовку к ходу занятия, так и на реализацию итогового показа";
Анастасия: "Программа очень насыщенная, и главное - полезно насыщенная: всё хочется взять с собой, всё запомнить и применять на практике. При этом на нас не вываливали массу упражнений, а происходило постепенное "погружение": уже отработанные упражнения на следующем занятии усложнялись, появлялись новые. Спасибо огромное за методическую копилку, которую мы вместе собрали!)";
Виктор: "На будущее хотелось бы больше упражнений на дыхание и технику речи, так как это вопрос профессиональных заболеваний";
Екатерина: "Содержание занятий, методики, которые применялись, были на самом высоком уровне, т.к. позволили нам, незнакомым до этого проекта людям, стать командой, говорить о личном и сокровенном, но при этом не испытывая дискомфорт. И подготовить откровенное высказывание для итогового показа тоже не самое лёгкое было, но, благодаря занятиям и тренингам все получилось".

3. Значимость для профвыгорания.

Анфиса: "Помимо знакомства с новыми инструментами работы с учащимися, обогащения личной методической копилки, эти встречи стали знакомством с новыми людьми, коллегами, близкими по духу, со своими проблемами, заботами, личными историями, но от того не опускающими рук, любящих свою работу, свое ремесло, детей, их родителей, начальство и учительство. Это помогает понять, что ты не один, что ты движешься в правильном направлении";
Анастасия: "Я скептично отношусь к понятию "профвыгорание", но однозначно соглашусь с тем, что такой интенсив позволяет "освежить" рабочие будни и заряжает энергией и идеями для новых свершений".

4. Значимость для вашей работы с учащимися, применение в вашей практике?

Виктор: "Большинство упражнений «проиграл» с 7 классом на разных этапах урока. Все вписывается идеально – и как своеобразная разрядка, и как, наоборот, способ сконцентрироваться перед какой-нибудь сложной и ответственной работой. Перед Новым годом попробую поработать в 11 классами на интенсиве по подготовке к ЕГЭ. Затем со своим 9 классом при подготовке к устному собеседованию. Кроме этого по договоренности с администрацией что-то из упражнений будем выполнять при выполнении «проектных задач» и при тренировке команды на компетентностную олимпиаду.
Соответственно, и говорить о результате пока рано. Мы, скорее, в начале пути. Материала мы получили столько, что его еще обдумывать и обдумывать…";
Анфиса: "Практически все упражнения применимы в работе учителя иностранного языка (особенно быстрый вербатим). Так же все можно использовать в работе классного руководителя как с детьми так и с родителями".

5. Результат: ожидания, воплощение, отзывы ваших зрителей?

Анастасия: "Я шла на проект ради интереса и пополнения методической базы - все оправдалось. Приятным бонусом стало знакомство с замечательными людьми и принятие себя, своего тела. Мои дети (10,11кл.) были в восторге после представления, просили звать их на все подобные проекты";
Анфиса: "Ожидание сильно отличается от воплощения. Но воплощение превзошло мои ожидания. Отзывы едины в одном: искренне и трогательно";
Екатерина: "И, конечно же, результат работы превзошёл мои ожидания, это просто кладезь полезной информации. А еще, я была приятно впечатлена реакцией зрителей после показа, те, кто не смог присутствовать на показе, посмотрев видео, тоже высказывались только положительно, эмоции испытывали те же, что и зрители в зале (и улыбки, и слезы). После показа и всей работы лаборатории остались только приятные впечатления, как-будто снова выросли крылья и хочется работать и вдохновлять других".

6. Перспективы сотрудничества вас и театра (в чём конкретно вы его видите?)

Анфиса: "Хочется водить детей в театр осознанно, с особенной работой до и после спектакля. Так же хочется выступить в роли медиатора между другими классными коллективами и театром";
Анастасия: "Мы готовы сотрудничать с театром в любых форматах. С удовольствием бы посещали театр и обсуждали бы спектакли. Ещё, думаю, дети с удовольствием бы включились в подобный проект ".
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda