ЛЮБОВЬ К ТЕАТРУ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Интервью с театральными педагогами из Турции
Мы в соцсетях
Выпускница магистратуры «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» Наргиза Джакшыбаева взяла интервью у двух театральных педагогов из Турции - Озана Арифа Демирташа и Фатиха Санжаклы.
Наргиза Джакшыбаева: Представьтесь, пожалуйста! Как Вас зовут, кто Вы по основной специальности, почему Вы стали преподавать в театральной студии для молодёжи? Есть ли у Вас ещё другие занятия? Работаете ли Вы где-то ещё? Если да, то где и кем?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ
: Меня зовут Озан Ариф ДЕМИРТАШ (Ozan Arif DEMİRTAŞ). Преподователь философии. С театром познакомился в начальных классах. Когда учился в лицее участовал в разных театральных курсах и сертификационных программах. (Лицей-примерно после 6 класса). Когда учился в университете свою театральную деятельность продолжил как педагог практического (прменяемого) театра в Народном центре обучения для разных возрастных групп. Причина, по которой я отдаю предпочтение особенно детским и молодежным группам, заключается в том, что хочу, чтобы наши дети полюбили театр в юном возрасте и привнесли любовь и понимание театра в свою жизнь.

Озан Ариф ДЕМИРТАШ

Фатих САНЖАКЛЫ
Фатих САНЖАКЛЫ: Меня зовут Фатих САНЖАКЛЫ (Fatıh Sancaklı) профессия – театральный драмапедагог. Почему я работаю с детьми и со взрослыми? По правде, я у них многому учусь. То есть больше всего учусь их силе мечты. И поэтому начал с ними использовать драмаобучение. Работаю еще в другом месте - в одном колледже являюсь директором по институциональным коммуникациям. И там также в подходящее время со взрослыми, подростками и преподавателями провожу театральные занятия. Кроме того мы делаем разные проекты для правильного восприятия учебного заведения - это где я работаю вне театра.
Н. Д.: Как устроено театральное студийное движение в Вашей стране? Где обычно открываются любительские театральные студии? Кто их участники и, кто ими руководит?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Лидерами театра в нашей стране в первую очередь являются очень ценные театральные мастера, подготовленные государственными консерваториями. Помимо государственных театров, есть также много частных театров. В нашей стране существует множество программ театральных курсов, созданных и управляемых театральными артистами. Они, как правило, работают больше в крупных городах нашей страны.

Н. Д.: Есть ли студии в школах? (Младшей, средней, старшей) Кто оплачивает эти занятия?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Курсы драмы в наших школах не предусмотрены, но школьные учителя могут открыть театральные курсы, которые отражаются как дополнительный доход к зарплате учителей.

Фатих САНЖАКЛЫ: Обычно в стране театральное течение немного меняется вместе с действующей политикой и формируется вокруг неё. Как организовывается? Обычно исходя из того, где больше материальной и не материальный силы, это печально, так как театр должен быть более уникальным и доступным. Но к сожалению, в нашей стране крутиться вокруг одного источника. Надеюсь, через какое-то время это поменяется. Частные театральные курсы обычно кроме потребностей, еще и открываются исходя из желаний людей, которые любят это дело и понимают это дело. Обычно, они сами управляют этим, берут на себя функции и администраторов, и менеджеров, и педагогов. В школах могут быть театральные курсы и уроки. Особенно в частных школах и чаще – в больших школах. Расходы в частных оплачивают школьное управление. В государственных школах это не совсем распространено, к сожалению. Есть дополнительные (необязательные) уроки по выбору с минимальным количеством часов, и это оплачивает государство.
Из занятий Демитраша с детьми
Н. Д.: Есть ли студии для детей разного возраста вне школы? Где? Кто оплачивает эти занятия?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Такие курсы существуют вне школы для всех возрастных групп. Курсы вне школы могут открываться бесплатно государственными учреждениями, такими как Центры народного образования, а также есть частные театральные курсы, которые оплачиваются участниками самостоятельно.

Фатих САНЖАКЛЫ: Вне школы есть курсы для детей, и дети там сами оплачивают, вернее - родители.

Н. Д.: Есть ли студии для инвалидов? Как они живут? Кто оплачивает эти занятия?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: В нашей стране существует множество частных театральных коллективов, созданных людьми с особыми потребностями, которые поддерживаются государством, частным сектором, а также гражданами.

Фатих САНЖАКЛЫ: Для людей с ограниченным возможностями есть частные инициативы, а со стороны государства это не так распространено. Но в некоторых городах их оплачивают муниципалитеты.

Н. Д.: Есть ли у Вас детские фестивали театрального творчества? Если да, то что в них самое главное и интересное?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: В нашей стране проводится много детских театральных фестивалей, особенно в летний сезон. Спонсируют их различные учреждения и организации, особенно органы местного самоуправления.

Н. Д.: С какой целью они организованы?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Фестивали организуются с целью привить детям любовь к театру, а также дать детям возможность повеселиться и пообщаться.

Н. Д.: Команды знакомы друг с другом? Они смотрят на представления друг-друга
?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Команды, участвующие в фестивалях, имеют возможность знакомиться и общаться друг с другом во время фестиваля. И следят за выступлениями друг друга.

Н. Д.: Какие зрители посещают фестивали?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Представители всех слоев общества, но больше - дети.

Н. Д.: Проводятся ли обсуждения спектаклей, и если да, то как это устроено? Обсуждают эксперты? Или зрители?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Команды анализируют пьесы и спектакли между собой после показов, эти комментарии и анализ также могут быть открыты для публики. Жюри фестиваля и зрители также могут комментировать и анализировать спектакль.

Н. Д.: Что еще происходит на детских театральных фестивалях?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Помимо театра, на детских фестивалях проводятся любимые детьми уличные спектакли, интервью, реклама книг, сказки и другие автивности…

Фатих САНЖАКЛЫ: В Турции детские тетральные фестивали органзовываются не так часто. Как уже говорилось, в основном муниципалитеты и местное управление делают разные фестивали. К сожалению, главная цель больше не социальная, это делается для рекламы местного управления. Это грустно. Кроме этого театральные команды не так хорошо знают друг друга, и не особо смотрят на представления друг друга. Обычно приходят, исполняют свою часть программы и уходят. Фестивали обычно посещают семьи с детьми. Мастер-классы в таких фестивалях не проводятся. Только небольшие мастерские: такие как кукольная, игра с тенями...

В таких фестивалях не так много анализа и обсуждения. Обычно зрители самого большого представления обсуждают, что-то вроде «что понравилось, что не понравилось, веселились не веселились». Что там еще бывает? Бывает замечательная среда и атмосфера. Для детей, которые ранее не бывали в театре, это очень хорошая возможность и это ценно. Но я не считаю, что там все делают в правильных целях.
Занятия Демитраша со студентами
Н. Д.: Организуются ли театральные фестивали с участием людей с особыми потребностями?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: К сожалению, подобные фестивали в нашей стране практически не организуются. Но есть исключения: муниципалитет Анталии Кепез (Antalya Kepez belediyesi 2012) впервые организовал такой фестиваль в 2012 году.

Фатих САНЖАКЛЫ: Еще не встречал театральные фестивали, где участвуют только дети и подростки с инвалидностью. Это хорошая идея. Бывало иногда в других городах, играя в народные игры или на сцене, встречались с такими детьми. Но чтоб только люди с ограниченными возможностями участвовали - такого еще не встречал.

Н. Д.: Какие цели у Вас в стране принято считать самыми главными, когда театральные педагоги работают с детьми и молодёжью? Развитие общества, развитие личности? Или подготовка к поступлению в творческий университет? Или подготовка развитого театрального зрителя? Или что-то другое? Что? Приведите, пожалуйста, примеры конкретных проектов и программ, направленных на решение важнейших задач.

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Приобщение детей к искусству с самого раннего возраста является нашей первоочередной задачей. В этом контексте привитие и популяризация театральной культуры является одним из наших приоритетов. Ребенок, который знакомится с театром, делает большой шаг к обретению уверенности. Сохранение интереса к театру имеет долю в увеличении числа качественных театральных зрителей в будущем.

Фатих САНЖАКЛЫ: Самая главная цель для меня - это перенести детей в хорошее пространство (среду), открыть их потенциал. Моя цель - сделать так, чтобы каждый ребенок знакомился с театральной культурой, знал и любил ее. С одной стороны, цель родителей, их желание заключается в том, чтобы дети были в хорошем окружении, имели возможность личностного развития, становились более уверенными в себе и учились выражать себя. Получается многие хотят какого-то личностного развития. Но с другой стороны, моя цель - также увеличивать количество качественных театральных зрителей и предложить им хорошее будущее.

Н. Д.: Есть ли у Вас объединения театральных педагогов? Если есть, то что там происходит? Обмен опытом? Учёба? Конференции? Что-то иное?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Не так много ассоциаций, работающих по этой теме, но обмен опытом, отслеживание текущих проблем и обмен информацией чаще происходят в социальных сетях.

Н. Д.: Есть ли у Вас СМИ (журналы, блоги и т.д.), посвящённые театральной педагогике? Если есть, как они называются, что за материалы там публикуются?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Имеются журналы, блоги и форумы, работающие в основном в цифровой среде. (Театральный журнал, Новый театральный журнал, журнал Mimesis и т. д.) В дополнение к ним существует множество блогов и форумов в социальных сетях.

Фатих САНЖАКЛЫ: У нашего театра есть ютуб-канал, социальные сети, свой журнал.

Н. Д.: Общаетесь ли вы с зарубежными коллегами? Если да, то каким образом происходит это общение?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: С зарубежными коллегами, которые участвуют в международных театральных фестивалях, проводимых в нашей стране, мы общаемся в дальнейшем через социальные сети.

Фатих САНЖАКЛЫ: Раньше в Косове и в Европе с коллегами обсуждали, что можем сделать вместе и куда идем… Но сейчас уже такого нет.

Н. Д.: Знаете ли вы о системе театральной педагогики в других странах? Какие сходства и осведомленность, по вашему мнению, есть между вами?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: К сожалению, я не знаю об этом.

Н. Д.: Существует ли дружба между профессиональным и любительским театром?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Крупные профессиональные театры могут предоставить обучение и финансовую поддержку любительским театрам для развития и популяризации театра.
Н. Д.: Есть ли в ваших школах учителя, использующие приемы и методы театральной педагогики на общих уроках?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Конечно есть, но, к сожалению, количество учителей, использующих эти приемы и методы, довольно мало.

Н. Д.: Если да, то на каких уроках чаще всего? И что именно происходит?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Работа педагога, в которой используются такие приемы, как ролевая игра, анимация и импровизация, обычно встречаются в курсах социальных наук.

Н. Д.: Помогают ли учителям профессиональные актеры и режиссеры?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Некоторые частные школы позволяют своим учителям проходить обучение у актеров и режиссеров в качестве поддержки личного развития, но такая поддержка недоступна в массовых школах.

Н. Д.: Есть ли у Вас практика решения острых подростковых проблем и конфликтов методами театральной педагогики? Может ли в Вашей стране театральный педагог работать «скорой помощью» в сложных социальных ситуациях? Например, для адаптации детей из семей беженцев?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Поскольку среди групп, с которыми я работаю, есть группы старшеклассников, у меня есть практика решения проблем и конфликтов личности в подростковом возрасте. Во время работы со своими командами я могу столкнуться с разными проблемами. В учреждении проводятся различные мероприятия и программы адаптации и мы, как театральные педагоги, можем принять участие в этих мероприятиях.

Н. Д.: Есть ли у Вас в стране профессиональные театры, которые работают специально для детей и юношества? Что это за театры? Как и где они работают? Как строится их репертуар? Какие пьесы? Какие жанры? Что делают для детей эти театры кроме спектаклей? Есть ли там какие-то занятия для детей, учителей, родителей?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Государственные театры в нашей стране также готовят спектакли для детей и юношества в каждый сезон. Помимо государственных театров, существует много частных профессиональных театров, особенно в крупных городах нашей страны. Опять же, городские театры при местных самоуправлениях также ставят спектакли для детей и юношества, театры периодически объявляют установленный ими календарь спектаклей.

Н. Д.: Как создается детский репертуар? В какие игры играют?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Помимо написания пьес, театры могут включать в свой репертуар пьесы драматургов, выплачивая гонорары. Детские пьесы обычно ставятся с целью пропаганды личностного развития детей, общепринятых правил этикета и морали, осознания ответственности и т.д.

Н. Д.: Есть ли у Вас специальные курсы, где обучают педагогов именно для театральной работы с детьми? Если да, то как они работают? Кто туда поступает? Кто это оплачивает? И какие именно занятия там проводятся?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Государственные, городские и частные театры проводят различные курсы и сертификационные программы для театральных педагогов. Учащиеся платят за курсы в частных театрах. А государственные и городские театры проводят эти курсы бесплатно.

Фатих САНЖАКЛЫ: Такие курсы есть частные, оплачивают их чаще всего те, кто приходят и получают образование.

Н. Д.: Есть ли у Вас специальные курсы, где обучают обычных школьных учителей работать в классе методами театральной педагогики? Если да, то как они работают? Кто туда поступает? Кто это оплачивает? И какие именно занятия там проводятся?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Курсов, непосредственно обучающих театральной педагогике школьных учителей, не существует, однако метод «Творческой драмы», в котором используются различные методы и приемы театра, стал популярен в нашей стране и используется как метод обучения в последнее время. Базирующаяся в Анкаре Ассоциация современной драмы является ведущим учреждением этого процесса в нашей стране. Она проводит платные курсы по использованию творческой драмы в образовании для представителей провинций. Учителя, которые посещают эти курсы, могут использовать то, что они изучают здесь, в своих классах.

Н. Д.: Как именно Вы работаете со своими студийцами? Что для Вас интереснее всего? Что больше всего любят Ваши студийцы? Как организованы Ваши занятия? В каких случаях Вы бываете довольны тем, что у Вас получается? Расскажите о самых любимых Ваших проектах.

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Я работаю со своими учениками по методу «Творческая драма», который позволяет им быть вовлеченными в процесс, а не преподаю в классическом повествовательном стиле.
Наверное, самое интересное, что особенно в последние годы участников-девушек намного больше, чем участников-юношей.
Студенты в основном любят учится через игры и события.
Мы организуем наши уроки в рамках планов, которые мы подготовили в начале учебного года в соответствии с установленным учебным планом.
Я испытываю огромную радость и счастье, когда слышу аплодисменты зала после того, как мы закончим всю работу и сыграем нашу пьесу на сцене. Каждый раз думаю, что хорошо, что я делаю эту работу

Н. Д.: Кто из Ваших коллег Вам интереснее всего? Расскажите про их работу.

Фатих САНЖАКЛЫ: Это, наверное, мои ученики, те кто учился со мной и когда они сами начинают обучать, это меня волнует и восхищяет.

Н. Д.: Как Вы думаете, что самое главное дают молодёжи и детям занятия театром?

Озан Ариф ДЕМИРТАШ: Театр – это важный вклад в повышение их уверенности в себе, обучение через наблюдение, преодоление своих страхов, критическое мышление, а также возможность быть здоровыми и полезными для общества людьми. Узнавая искусство, дети развивают свой интеллект, обучаясь критическому мышлению, сопереживанию и разным жизненным навыкам. В театре ребенок имеет возможность познакомиться со своим обществом или чужими обществами по содержанию пьесы. Развивается и эстетическое восприятие ребенка, который обретает способность смотреть на события с разных сторон.

Фатих САНЖАКЛЫ: Театральные курсы дают счатье, уверенность, групповую работу, концентрацию, умение быть здесь и сейчас, знать театральную культуру и понмать исскуство, понимать себя. Подростки лучше оценивают свое время, более ответстенны, умеют заводить новых друзей, осваивают умение делиться. Дети которые приходят на тетральные курсы, становятся более успешными и увереными в себе, и они овладевают умением выражать себя.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им в соцсетях, нажав на кнопки внизу
Made on
Tilda