А. Н. Россинская: А кто еще помогает состояться фестивалю? Есть какие-то люди, которые непосредственно не принимают решений в команде, но без которых фестиваль трудно представить?
Ю. А. Клейман: Успешным фестиваль может сделать только сильная команда, и, конечно, «Территория» – это большой коллективный труд. Продюсирование, фандрайзинг, СММ, маркетинг, координация, дизайн – за всем этим на хорошем фестивале стоят очень четкие люди. На поверхности фестиваля - программа, но это вершина айсберга, а внутри это всегда большая командная работа, где каждый человек незаменим.
А. Н. Россинская: Расскажите, пожалуйста, подробнее про прошедший фестиваль.
Ю. А. Клейман: Например, в моей команде координаторами были Ангелина Куликова и Федор Ерошкин. Тогда они были студентами, только этим летом защитили дипломы, но меня поразил их профессионализм. Не принято рассказывать о людях, которые находятся на должности координаторов, но по опыту разных фестивалей я точно знаю, что без вот таких активных, преданных своему делу, увлеченных, дисциплинированных, профессиональных молодых людей, ничего не будет. Они подхватывают миллион нитей, они всех со всеми связывают. И мне их работа тоже кажется творческой, потому что они творчески относятся к своим задачам. Они все время придумывают, как эти задачи оптимизировать, как сделать, чтобы все были на своих местах, в хорошем настроении, вовремя. У них тоже есть идеи, кого позвать, они тоже кого-то интересного знают. Фестивали готовятся год, есть менее активные фазы и более активные фазы. И каждый год директор принимает решение: кто останется с прошлого года, и кто придет новый. И тогда постепенно фестиваль формируется, складывается костяк людей, которые приходят и работают из года в год. Когда такой костяк есть, ты, действительно, можешь сосредоточиться на творческих задачах и не беспокоиться, что что-то где-то сорвется, потому что ты этим людям доверяешь. Я как куратор знаю, что, если мне приходится все время спрашивать: «А сделал ты это? А это? А вот это ты не забыл?», и тебе говорят: «Ой, я забыл», то твоя работа начинает просто размываться. Ты нервничаешь и забываешь какие-то важные вещи в своем блоке. И здесь, конечно, важно, чтобы реально каждый на своем месте был творческой единицей. Я считаю, что для того, чтобы все люди в команде, независимо от своего статуса, работали успешно, отвечали за свою работу, мы должны им доверять. Мне очень нравится такая модель руководства, когда директор понимает, что коллегу несмотря на то, что он студент, не надо контролировать 24 часа в сутки. Ты отдаешь ему это дело, ведь если ты его выбрал, ты ему доверяешь. Несколько раз бывают совещания, на которых все рассказывают, как идут дела. Если дела сделаны, значит, человек на своем месте. И это, знаете, как с подростком в его комнате. Если ты каждые 5 минут туда заходишь и даешь понять, что это не его комната - она принадлежит родителям, а он здесь временно - если контролируешь его, то нет ничего удивительного, что он относится к этому жилью как к временному, не убирает его, и ко всему остальному тоже так относится. А если ты даешь понять, что это твое и ты за это отвечаешь, то человек будет стараться присвоить себе это пространство, и это дело, и будет относиться к нему, как к делу творческому. Конечно, если коллега роняет задачи, если он их не присвоил, и ему в них скучно, то, значит, это просто не его дело. Но обычно чтобы дело стало творчеством, нужно доверить какой-то внятный сегмент работы. Посмотрите – иногда в госорганизациях огромные штаты и все буксует, в то время как в независимых компаниях, где просто нет возможности нанимать отдельного человека для каждой микрозадачи, и каждый делает много сложных дел, все работает прекрасно. Меня в последние годы по-хорошему удивляет то, насколько продюсеры оказываются важны для проекта, насколько сложные задачи каждый из них способен выполнять. При правильном подходе это люди невероятного труда и внутренней дисциплины, которую они всем транслируют. Мне кажется, это недооцененные люди, как будто какие-то гномики в шапках-невидимках при медийных кураторах и директорах. Но этот невидимый труд невероятно важен. В этом году с нами работают координаторы Анна Майорова и Юлия Дмитриева – тоже суперпрофи.
А. Н. Россинская: А эти студенты, которые вам помогают, они именно продюсерских специальностей?
Ю. А. Клейман: Да, они заканчивают продюсерский факультет в Школе-студии МХАТ.
А. Н. Россинская: Есть ли сегодня какой-то главный адресат фестиваля? Можно его выделить?
Ю. А. Клейман: Здесь 2 сегмента. С одной стороны - профессионалы, которые с работают детьми. А с другой стороны - дети. Дети с родителями. И в этом году мы тоже будем придумывать кроме спектаклей программу мастер-классов, каких-то интересных активностей для детей. Они придуманы в междисциплинарной программе, но и на театральной территории тоже будем делать.
А. Н. Россинская: А кого Вы относите к профессионалам для работы с детьми?
Ю. А. Клейман: Педагогов, которые занимаются в студиях с детьми и подростками, и тех, кто делает театр для детской и подростковой аудиторий. Мы отбираем участников по опен-коллу (он продлится до 15 сентября). Это абсолютно бесценные люди. Ты видишь людей, которые хотят что-то сразу же забрать в свою педагогическую копилку, присвоить. Они тут же придумывают, как они это смогут применить. Помню, руководитель студии из Барнаула сказал на первой встрече: «Я хочу придумать спектакль, но что-то немножко застрял, никак не придумывается, не могу материал найти». И ты видишь, как в процессе что-то начинает придумываться. Так бывает: мы застреваем и нам нужна подпитка извне, какая-то еще энергия, какие-то вдохновляющие лекции, что-то, что вдруг нас натолкнет на идею, которая уснула.