Спектакль, на мой взгляд, и по ощущениям участников, оказался удачным. Несмотря на то, что участники прогоняли на репетициях свои истории 3 раза, во время спектакля они рассказывали их как в первый. Они чувствовали поддержку и реакцию зала, появилось ощущение новизны и азарт рассказать свою историю зрителям. В кружке нам важно было сохранить непосредственность и обаяние участников, дать им возможность высказаться и помочь им на сцене (подобрать мизансцену, свет, музыку и т.д.). Конечно, сложность такого спектакля состоит в том, что его невозможно играть как репертуарный. Это связано и с трудностью собрать всех участников снова (ведь театр не является их основным занятием), и с тем, что со временем пропадает «новизна» воспроизведения историй. Но однажды оказаться на сцене в ситуации успеха, выйти на поклон, получить аплодисменты, цветы, комплименты от незнакомых зрителей и своих друзей — все это важная часть процесса.
После показа мы собрались на финальный круг рефлексии и услышали, какой положительный терапевтический эффект кружок имел для участников, как им важно было высказаться в безопасном пространстве, почувствовать солидарность, поддержку, дружелюбную атмосферу, по-новому повзаимодействовать с людьми через внимательное отношение к друг другу и к себе, поиграть, посмеяться, поплакать и не стесняться своих эмоций.
Этот опыт, конечно, ни в коем случае не является универсальным рецептом для создания/проведения «Театра горожан». Это первый пример моего личного практического опыта в этом формате. Никогда не получится повторить ту же самую программу с другими людьми или с другой командой. У «Театра горожан» вообще нет рецепта. Выбор методов, тренингов, упражнений во многом зависит от вашего личного бэкграунда, ценностей, личных качеств и, конечно, в первую очередь зависит от группы и темы, с которой вы работаете. «Театр горожан» в этом плане условное обозначение очень широкого поля «театра с непрофессионалами» (под непрофессионалами я понимаю людей, у которых нет актерских навыков, важно, что они — носители определенного опыта). В недавнем личном разговоре с театральной педагогиней и кураторкой Кирой Шмыревой (Кира училась театральной педагогике в Германии) я пыталась запросить у нее литературные источники возникновения театра горожан в Германии. На что она мне ответила, что «Театр горожан» не закрепленное понятие для такого рода проектов, а это лишь одна из форм работы
театрального педагога. Кира сказала мне, что в Германии проекты с разными группами населения делают именно театральные педагоги. Ты сам выбираешь, как называть свою практику, и обозначаешь свою роль для проекта (куратор, театральный педагог). И тут меня осенило: я считала, что я работаю интуитивно, что только учусь и почти на ощупь выбираю инструменты и методы, но оказывается все, что мне помогало в работе с горожанами — это театральная педагогика.
Я себя всегда ощущала самозванкой, без компетенций драматурга и режиссера. Я вроде использовала театральную педагогику в работе с горожанами, но не называла себя театральным педагогом, но и режиссером себя назвать не могла. Кто я? Могу ли я делать театр? Откуда была эта неуверенность?
Театр в России еще не до конца осознал свою ответственность перед обществом и остается довольно закрытой институцией, не предоставляя свои ресурсы «непрофессионалам». «Театр горожан» как будто маргинализирован в театральном сообществе. Ведь его делают
нержиссеры и участвуют в нем
неактеры.
Я размышляю: возможно, это влияние мифа «театрального института». Когда за плечами нет обучения режиссерскому ремеслу у именитого мастера в Москве, кажется (а зачастую так и бывает), что профессиональное сообщество не воспринимает нас всерьез. У меня есть ощущение, что в России существует представление, будто театром могут заниматься только люди с соответствующим дипломом. У многих существует пиетет перед великим драматическим «профессиональным театром», мол, там искусство делают, а мы так, в игрушки играем.
Театральный_ая педагог_иня [1] , в целом, неизвестная птица для многих российских театров, а если и есть некое представление об этой профессии, так оно заканчивается на работе с детьми и подростками. А на самом деле театральный_ая педагог_иня — это тот самый человек, оснащенный всем необходимым, чтобы делать театр с непрофессионалами, особенно если он_а достаточно любознателен_ьна, учится и берет техники разного театра и умеет адаптировать их под свои задачи (форум-театр, плэйбек, актерские тренинги разных школ и т. д.).
Еще есть другая загвоздка: вопрос работы с «непрофессионалами». Часто такой театр считается «низовым», «маргинальным», «социальным» и «любительским» в плохом смысле слова, не способным встать в один ряд со спектаклями с профессиональными актерами. Такой театр если и попадает в поле зрения театрального сообщества, то в номинацию «
Эксперимент» «Золотой Маски».
«Театр горожан» может не иметь огромных бюджетов и красивых декораций, и «большие имена» в России еще пока не занимаются «театром горожан». Но это не делает проекты с непрофессионалами «ненастоящим» театром. Театр горожан мобильнее отвечает на социальные изменения. Это способ приблизить театр к жителю города, услышать его, узнать про опыт других горожан. Люди являются носителями уникального опыта, и нигде в другом месте ты не сможешь услышать эти истории. Театр горожан говорит о том, что театр может быть доступен не только «служителям храма искусства» и узкому кругу посвященных, но и более широким слоям населения. Театр горожан — это место образования новых горизонтальных связей, возможность снять стереотипы о группе людей и расширить горизонт собственного представления о мире. Работа с горожанами не означает профессионализацию людей для работы театре. «Театр горожан» посредством театральной педагогики формирует другой способ общения и коммуникации между людьми и дает им возможность самореализации посредством искусства. Театральный педагог — культурный посредник — как никто другой подходит для реализации такого типа театра и работы с разными группами людей.
«Театр горожан», как и театральная педагогика, не имеет и не может по сути своей иметь единственного метода. Тут важно видеть и слышать участников, которые к тебе пришли или к кому ты пришел сам. Важно не навязывать свое видение группе: люди сами способны рассказать о том, какие они. Задача театрального педагога (или куратора) театра с непрофессионалами —
организовать пространство и время для безопасного высказывания.
Этой статьей я хотела дать разрешение себе и другим театральным педагогам не бояться делать театр, не принижать результаты своей работы, не извиняться за них, а заниматься своим делом честно и со вниманием к людям. Сегодня я вижу большой ресурс в «Театре горожан», именно там возможен диалог и надежда на лучшее будущее.
[1] Я использую
гендергэп, для того чтобы не исключать педагогов-женщин, так как они в большей степени занимаются театральной педагогикой.