Владимир: Полина, привет!
У меня несколько вопросов.
Барабан в Туле за несколько лет стал местом притяжения многих талантливых и молодых людей, увлеченных современным театром, кино, музыкой, совриском. За достаточно небольшой срок вы успели сплотить вокруг себя целую бригаду энтузиастов, с которыми «и в огонь, и в воду...» Это очень и очень круто. Но помимо актуального искусства, перформансов, артхауса, у вас есть направление Барабан. Детям. Скажи, когда и как пришла идея создавать детский театр? Что побудило? Кто был инициатором?
Полина: В твоем вопросе есть небольшое противопоставление актуального искусства, перформанса, артхауса и театра для детей. А мне кажется принципиально важно не разделять современное театральное искусство со всеми его составляющими, формами, поисками и детский театр. Это одна и та же территория, с той лишь разницей, что аудитория другая.
В тот момент, когда мы задумали БАРАБАН и стали разрабатывать концепцию всего проекта, появилась идея сделать детский модуль. Причин было несколько. Во-первых, мы хорошо знали какие проблемы с детским театром в Туле. И не смотря на то, что в нашей команде тогда не было специалистов, и никто не собирался посвятить свою творческую жизнь данному направлению, мы понимали, что без театральных проектов для семейной аудитории миссия БАРАБАНа не будет реализована в полной мере. Нашей задачей тогда и сейчас было создать альтернативное пространство в городе, где отчетливо ощущается дефицит современного искусства и эксперимента, и мы просто не имели права игнорировать детскую аудиторию. Во-вторых, мы уже знали о том, как в России развивается детский театр, слышали об интересных независимых командах и проектах, о том, что есть спектакли бэби-формата, фестивали, лаборатории и т.д. Естественно, хотелось все это показать зрителям Тулы, вдохновить молодых местных специалистов, дать возможность учиться у лучших представителей этого направления и учиться самим делать репертуарные проекты в БАРАБАНе. Это действительно очень важно, чтобы в городе было место, где регулярно идут качественные современные спектакли для детей.
И кстати, самое первое событие БАРАБАНа было именно детским, 3 января 2016 года мы сыграли наш первый детский спектакль «Рождество в Муми-доме», с тех пор мы выпустили 6 своих спектаклей и организовали более 15 приглашенных показов различных независимых команд.
Владимир: Я, если честно, очень смутно представляю себе ситуацию с детским театром в России. Я смотрю на то, что делаете вы. Мне кажется, это здорово. Но сам я несколько раз был в ситуацию, когда кроме отрицательного опыта ничего не получал. Странные актеры, пыльные декорации, шаблонная драматургия… Такой советский наивняк, который больше по душе родителям, чем скучающим детям. Очень редкие постановки, про которые можно было бы сказать «Да, я хочу в это играть, быть там». Откуда вы черпаете вдохновение? Что для вас является стимулом?
Полина: Главным вдохновением и стимулом для меня стала лекция Роберто Фрабетти. Именно от него я узнала о том, каким может быть детский театр. Какие темы и проблемы в нем можно затрагивать, на каком языке говорить. Это было около трех лет назад, на лекции были показаны небольшие отрывки из разных спектаклей, я до сих пор помню сильное впечатление от увиденного и услышанного.
До этой лекции я смотрела на детский театр примерно как и ты, к тому же я участвовала в нескольких постановках в театре и ощущала бессмысленность происходящего как во время репетиций так и после выпуска.
Позже, когда мы стали формировать программу детских проектов, знакомиться с теми, кто сегодня делает современный детский театр в России и приглашать их в Тулу, представление об этом направлении еще больше изменилось. Есть команды, которые серьезно исследуют эту территорию, ищут и изобретают что-то новое. У них мы многому учимся.
Из последнего увиденного мной и впечатлившего - спектакль Екатерины Кочневой «Все подряд» по мотивам сказок Тоона Теллегена. Необычная работа, сделанная с глубоким пониманием, чувством и вкусом. Очень советую. Это действительно вдохновляет.
Владимир: Еще я бы хотел спросить про специфику работы с детьми. Я работал с подростками и детьми только как педагог и модератор. Это были скорее мастер-классы или лаборатории, более свободный формат. Вы занимаетесь конкретно театром для детей. Ты актриса Тульского драматического театра и в основном твой зритель — взрослый. Банальный вопрос, но задать нужно. В чем разница? Как зритель-ребенок влияет на актерское существование? Зритель-взрослый и зритель-ребенок отличаются? Чем?
Полина: Тут принято отвечать, что ребенка невозможно обмануть и именно в работе над детскими спектаклями нужно быть предельно честным и искренним. Сколько раз я это слышала. Но я не знаю в чем разница. Тоже самое напряжение, страх потерять внимание, сделать плохо, не найти общий язык, как и в работе с любым зрителем. Безусловно, есть тонкости, нюансы, связанные с возрастом, но разве их нет, когда речь идет, например, о других возрастных аудиториях? Есть инструменты, приемы, фильтры в работе над детскими спектаклями, но и они очень условны, и скорее речь идет о внешних составляющих, о лексике. Я не большой специалист в этом вопросе, и возможно нам повезло со зрителем, но я не помню, чтобы приходилось как-то очевидно «перестраиваться». И на чужих примерах я видела не раз, как нарушают условные табу, проверенные законы, но дети погружаются в процесс.
Владимир: Аналогичный вопрос про режиссуру. Какие проблемы, как ты считаешь, в первую очередь решает режиссер в детском театре?
Полина: Опять же не вижу особой разницы. Проблема вечная – без препятствий осуществить задуманное. Это безотносительно возраста зрителя.
Среди авторов спектаклей, с которыми мне удалось познакомиться за последнее время, много специалистов, которые могут подолгу рассказывать о своих открытиях, о том, что можно и что нельзя делать, работая с детской аудиторией. Они делают действительно хорошие спектакли, при этом нередко нарушая свои же собственные теории. А проблема у всех одна – возможность сделать спектакль. Это материальная проблема. Со зрителями у них проблем нет, они прекрасно знают, что делают, даже когда не знают и ошибаются.
Владимир: Очень важная часть твоей работы в Барабане состоит в организации читок, где вы со зрителями открываете новые тексты, обсуждаете актуальный драматический материал. А в области детской и подростковой драматургии можешь кого-то выделить для себя? Что тебя увлекло, показалось тебе интересным и проблемным?
Полина:Когда мы работаем над спектаклями, как правило, выбираем современную прозу. Но сделать детский спектакль в соавторстве с драматургом мне было бы очень интересно. Идеальным вариантом, мне кажется, лаборатория, в которой можно было бы поработать не с готовыми текстами, а скорее с важными темами и вопросами которые станут поводом для написания. А если говорить о драматургии для подростков, я бы назвала, например, "Хлебазавод" Алексея Олейникова.
Но здесь я субъективна. На читки современной драматургии в БАРАБАН ходит много подростков. Они с большим интересом слушают и обсуждают пьесы, которые не считаются подростковыми.