Работа над инсценировкой ничем не отличается от работы над оригинальной пьесой. Все те же законы построения действия, те же принципы развития сюжета, выбор героя и антагониста, забота о ярких характерах, выбор основных поступков, речи, определение завязки-кульминации-развязки, поиск темы по формуле «история про…, который…». Всё те же кирпичи, из которых мы уже попробовали что-то построить. Есть одно большое и существенное «но» – историю и героев нам придумывать почти не приходится, это уже кем-то придумано. И хорошо придумано, если мы зацепились и решили ставить.
Итак, надо решить, что будем инсценировать? Что интересно педагогу? Что интересно детям? А, может быть, выбор материала произойдёт по воле случая. Не худший вариант. К примеру, в процессе драматургических занятий с одиннадцатиклассниками в ГОУ СОШ № 123 г. Москвы произошёл интересный эпизод. На одном из занятий, посвящённых диалогу и речевым характеристикам персонажей, в качестве примера был упомянут Муми-тролль. Реакция подростков была поразительной – «Это который поёт?!?» Оказалось, что никто в классе знать не знает или начисто забыл кто такие муми-тролли... Этот случай и решил судьбу дальнейших занятий. Львиная часть работы была посвящена сказкам Туве Янссон.
Кстати говоря, вот и ещё одна важная задача, реализуемая при работе над инсценировкой в детском театральном коллективе, – познакомить детей с неизвестным им литературным материалом. Или вернуть безнадёжно забытый, что равнозначно.
Итак, материал мы выбрали. Ан нет, не совсем... Историй про муми-троллей множество, они разные, там участвуют разные персонажи. Попытаемся немного сузить чрезмерный круг нашего внимания и, при этом, дать детям возможность попробовать то, что им больше интересно – многофигурные эпизоды или, наоборот, минимум действующих лиц; может быть, обнаружатся какие-то конкретные герои, которые придутся по душе... Берём отдельные главы из сборника «Волшебная зима». Каждая глава – отдельная история. И в таком разрозненном виде – у каждого своя история, как бы и не связанная с другими – даём детям. Познакомится с целым произведением при этом, разумеется, не запрещено.
Необходимо сразу заметить, чтобы не возвращаться к этому вопросу. Конечно, наша задача в первую очередь – побудить творческую активность самих ребят. Но педагог должен управлять этим процессом. Стихийная энергия фантазии может превратиться во что угодно, и далеко не всегда это будет что-то конструктивное. Педагогу необходимо или знать основы драматургического искусства заранее или не бояться учиться вместе с детьми. Можно прямо на занятиях самому писать упражнения, пытаться создать характеры и конфликтные ситуации, придумать интересных героев. Не говоря о том, что детям важна ваша совместная работа с ними, и они обязательно оценят ваше мужество и азарт – это просто прекрасная тренировка своей собственной творческой гибкости, способности придумывать, инициировать фантазию по собственной воле. Для любого вида творчества характерны два ключевых действия: побуждение способности творить и управление открывшимся потоком (пока он никого не затопил...). Так вот, управление творческой энергией удобнее начинать с конкретной области приложения, тем более что школьная жизнь предоставляет нам этих областей огромное количество. У наших одиннадцатиклассников была простая задача – что напишем, то и будем играть на Новый год перед начальными классами. Согласитесь – не самая редкая для школы история? Но впрочем, у каждого из нас свои условия – про ваши вы решите сами.
Итак, мы принесли в класс разрозненные главы «Волшебной зимы» про одних и тех же персонажей и дали детям выбирать. Пока они выбирают, смотрите, мы безболезненно решили важную проблему. Если просить их принести самим, что понравится, – сомнительно, что следующее занятие состоится. Принесут двое-трое самых прилежных... И всё. Что делать с остальными? Если Вы твёрдо уверены, что больше половины вашего коллектива точно найдут и принесут тексты – вам можно только позавидовать! Но ведь вот какая штука, если вы каждому всучите определённый текст, мол – не принёс – будь добр – соглашайся на то, что есть – бунт поднимут! А тут и выбор есть, и ограничение.
После выбора материала для инсценировки начинается интереснейший процесс – обсуждение. Нам надо выяснить – про что каждый собрался писать? Что его (или её) зацепило в конкретной истории? Кто будет центром происходящего – героем? Чего он хочет? Кто или что ему мешает? А что, если эту же историю рассмотреть с точки зрения другого участника тех же событий? Как правило, дети сперва, заявившие: «А мне тут ничего не нравится», слушая сверстников, вернутся к материалу, выберут «своё», и будут работать. Во время обсуждений моментально становится интересно всем – как только выясняется, что всё не так просто, что вот, оказывается, почему Снусмумрик такой нелюдимый, а Муми-тролль такой жизнерадостный, а Фрекен Снорк такая взбалмошная и непоседливая... Казалось бы – что за дело без пяти минут выпускникам до детских сказочек? Есть дело. И есть интерес. Ибо в хороших сказочках всегда отыщется двойное дно. Но только педагог способен намекнуть на это и пробудить воображение, направить творческий поиск точными вопросами, зная интересы и увлечения своих детей.
Настя Незамутдинова – не самая сговорчивая девочка в классе. Но в работе над инсценировками муми-троллей нам с ней повезло. Она почти сразу выбрала главу «Таинственные существа», где речь идёт о том, как разводили большой зимний костёр. Но в историю этой главы она невольно втянула весь объем повести. И это правильно – четвёртая глава «Волшебной зимы» по сути является кульминацией повести, и рассматривать её изолированно не так интересно. Альбина Маркова выбрала фрагмент второй главы «Заколдованная купальня» - про замерзающего бельчонка. Другие ребята – ещё какие-то фрагменты иных глав. Теперь начинаются индивидуальные консультации, когда педагог подходит к каждому и шепчется.
Подхожу к Насте:
-Кто герой этой истории?
Ученица отвечает:
- Мумми-троль.
- Почему? – спрашиваю я, - А сколько там вообще героев?
- Ещё есть Туу-Тики, Мю, мышки-невидимки, Тот, кто живёт под столом, Предок и Морра.
Это слишком много для первой в жизни инсценировки. Поэтому нам приходится выяснить, кто принимает непосредственное участие в истории с костром. Выясняется, что кроме Муми-тролля Туу-тики и Морра.
- Почему не они герои? – спрашиваю я.
- Муми мне больше нравится, - заявляет Настя.
Вот он момент зацепки – «он мне нравится, и я хочу про него писать». Это правильно, если герои не зацепил, писать про него не интересно.
- Отлично. А чего он хочет?
- Всё очень просто – он хочет согреться и поесть.
- Тогда давай уточним, его он хочет больше – поесть или согреться?
Мы довольно быстро приходим к выводу, что больше он хочет согреться, потому что он ещё не вполне проснулся, и аппетит не проснулся тоже.
- А кто ему мешает? – продолжаю я, - У нас на выбор есть два персонажа: Туу-тики и Мора.
Ученица задумывается. И тут мы начинаем задавать наводящие вопросы:
- Что тут делает Туу-тики? Чего она хочет?
- Если в истории своими руками она разводит костёр, значит, она тоже хочет согреться и помочь Муми-троллю, - размышляет Настя.
- Следовательно кто Туу-тики в нашей классификации героев?
- Ответ прост - соратник.
- Так кто же мешает герою? Морра?
Казалось бы – да. Ученица рассуждает так же:
- Мора тушит костёр, значит, она антагонист, противник.
Но здесь возникает закономерный вопрос: зачем Морра это делает? Перечитываем историю и понимаем, что в авторской логике Морра из повести в повесть тушит огни не потому, что у неё есть цель, оправданная человеческой психологией, а потому, что такова её природа. Она – не существо, а сущность, она - мгла… Это очень часто бывает с персонажами мифологии и необработанных народных сказок. И когда мы встречаемся с подобным, то должны решить, если не КТО, то ЧТО мешает нашему герою. В данном случае мешают обстоятельства – ЗИМА. Но может ли герой бороться с обстоятельствами? Может. И Морра здесь является частью обстоятельств, одним из препятствий, которое необходимо преодолеть. Но тогда нужен ли нам этот герой – Морра? Пока это представляется сомнительным. Герой, не имеющий собственной цели, в драматической истории не жизнеспособен. И когда мы будем разбирать сюжетную цепочку, нам либо придётся придумать Морре цель, либо исключить её из хода этой истории.
Вы, наверное, уже начинаете догадываться, что на чтение и выбор материала много времени не требуется. А вот обсуждение может занять не одно занятие. И не стоит форсировать. Зачастую и взрослому, зрелому человеку сложно сформулировать свои мысли, что уж говорить о детях. Обсудим все истории, это даст нам возможность зафиксировать надёжные отправные точки будущих инсценировок. Кто-то быстро решит поставленные задачи, кому-то надо подумать, взять текст домой, перечитать, переварить и потом вернуться с готовой идеей. Кстати, зная об особенных растеряхах в нашем коллективе, запасём дубликаты каждого текста...
Следующий этап анализа, не менее обширный и важный. Что происходит в нашей истории? С чего она начинается (завязка), где поворотная точка, после которой всем персонажам придётся изменить направление своих действий (кульминация), и чем всё кончится (развязка)? А что перед всем этим, где наши правила игры этого странного муми-тролльского мира (экспозиция)? И что между ключевыми точками истории (промежуточные события)? Как у нас с моралью (эпилог) или уж с ней-то точно возиться не будем? Речевые и внеречевые характеристики персонажей уже заданы нам автором. Анализ помогает нам, как пропись первокласснику.
- С чего начинается наша история про Мумми-тролля, который хочет согреться?
- Он просыпается от холода. Так в первой главе – отвечают все участники работы.
- И что же он делает?
Первый и обычный ответ начинающего драматурга: «Переживает!» Но давайте разберёмся: «переживает» - это активное действие или, скорее, эмоциональное состояние? Вопрос, который необходимо задать ученику в этой ситуации звучит примерно так:
- Как мы увидим, что он переживает?
И тут дети начинают сочинять конструктивные действия героя. Желательно перебрать их все. Например: он ищет тёплую одежду, собирает одеяла по всей норе, пробует зажечь отсыревшие спички… Короче, он делает всё, чтобы добиться своей цели прямо сейчас, когда она возникла. И здесь мы начинаем понимать существенную разницу: «переживает» – состояние, а «ищет», «собирает», «чиркает» - активные действия. И, очевидно, что у нашего героя эти действия кончаются провалом. Иначе зачем бы он помчался искать помощи на стороне? Итак, завязка нашей истории, точка, где мы знакомимся с главным героем и видим возникшую на наших глазах цель, его цель: Муми-тролль проснулся от холода, попытался согреться – не вышло. Что дальше? Здесь формируется цель, которая будет вести героя до кульминации – найти помощника, который знает, как согреться. Муми-тролль находит Туу-тики, и вместе они совершают какие-то действия, чтобы согреться. Что они могут сделать? Здесь тоже желательно перебрать все варианты, потому что именно они лягут в основу препятствий на пути героя к цели. И всё будет выстраиваться по принципу: сделали – не вышло, попробовали другой вариант – тоже не вышло. Пока, наконец, наш герой не дойдёт до точки, где дальнейшие попытки действовать в избранном направлении закончатся. В нашей конкретной истории это попытка растопить лёд разведением огромного костра.
В авторской истории только здесь появляется Морра. И сейчас важно решить принципиально, нужен ли нам этот дополнительный герой, чтобы огонь погас. Очевидно, что нет: костёр любого размера зимой потухнет сам. Кругом слишком много воды: льда и снега. Значит, к этому образу мы больше не возвращаемся, никакой Морры в драматургическом варианте истории нет, поскольку мы можем реализовать все события без её участия. Эмоциональным акцентом, «обломом», как говорят мои ученики, станут не козни Морры, а ссора героев, которым не удалось осуществить задуманное дело. Ведь у детей часто именно так всё и происходит.
И так, все возможности исчерпаны и выяснилось, что на уровне механических действий наши герои ничего со стужей сделать не могут. Вот она кульминация. Цель недостижима и героям остаётся отказаться от неё или найти принципиально иной ресурс для её достижения. И вот этого в четвёртой главе нет. Теперь мы развиваем историю самостоятельно, исходя из характеров героев и их взаимоотношений, уже достаточно серьёзно нами продуманных. Необходимо помнить, что возможность достижения развязки и обнаружения иного ресурса должна быть заложена в начале нашей истории. В противном случае выход будет напоминать «рояль в кустах» или «бога из машины». То есть он будет случайным, нарочитым, фальшивым и не имеющим отношения к нашей истории.
Каковы же наши ресурсы? Туу-тики и Муми-тролль друзья – это главное. Им необходимо найти способ помириться, потому что только вместе можно будет что-то придумывать дальше. Но «помириться» - действие другого плана, чем «разжечь костер». На языке режиссуры это действие в большей степени психологическое, чем физическое, хотя оно имеет конкретные физические проявления. Тут мы впервые обнаруживаем, что важен и пол и возраст героев. Муми-тролль маленький мальчик, основная зона его деятельности – игра в сфере мыслей и фантазий. А Туу-тики девочка, и она постарше. И поэтому её игры носят действенный и более конкретный характер. Потому-то пока Муми сидит в холодной норе и думает, как бы помириться, Туу-тики уже нашла способ утешить друга – пусть физическое тепло не наступило, но она знает, что он любит сладости. А мы помним, что Муми голоден. Подарив ему вкусненькое, Туу-тики находит способ согреть его иначе. И герои мирятся. Кстати, в повести «Волшебная зима» действительно есть такой момент, когда Туу-тики утешает Мумии-тролля при помощи горячего рыбного супа и бутербродов. И пусть это совсем в другой главе – не важно. Суть мы угадали верно.
Солнце, которое появляется из-за туч в финале нашей драматургической этой истории – скорее символ, эмоциональный образ. Ясно, что на уровне формальной логики, появление Солнца не оправдано, тоже своего рода «рояль в кустах», но на уровне художественной логики Солнце появляется закономерно, потому что в этой сказке сердечное солнышко Туу-тики на самом деле помогло Муми –троллю согреться.
Однако теперь, когда контур истории стал нам ясен, вернёмся к началу: как мы задаём условия игры? как строим экспозицию, которая поможет зрителю поверить в наш финал? Экспозиция здесь почти неотделима от завязки. И так чаще всего бывает в маленьких и очень маленьких пьесах. Те несколько секунд, которые проходят до пробуждения Мумми-Тролля, когда мы видим его на сцене, дают нам необходимый минимум информации о герое. Мы можем судить о нём по некоторым деталям обстановки в норе. Что находится в его жилище? И как находятся? Вещи разложены по местам, или разбросаны где попало? На чём он спит? На уютной кровати с кучей одеял или на чём-то другом? И вот, подбираясь к финалу, мы с ученицей решаем, что спит он на куче фантиков. Таким образом, мы готовим развязку. Ясно, что Муми-тролль любит сладкое, что он к тому же коллекционер: фантики тащит под подушку, это его сладкие воспоминания. Чтобы покончить с конструкцией следует решить вопрос: нужен ли нам эпилог? И мы с Настей решаем, что при ясной эмоциональной точке: «Солнце взошло!», - эпилога, собственно, не требуется. Мы можем оставить его на усмотрение режиссёра.
Закончив работу над конструкцией, мы приступаем к самому вкусному и долгожданному – пишем пьесы. То есть, это дети пишут (мы – если успеваем). Основная наша задача сейчас – быть предельно осторожными и внимательными. На нашем пути возможна встреча с целыми архипелагами подводных камней. Давайте рассмотрим наиболее посещаемые.
Первый архипелаг называется Рассказчик (Сказочник, лицо «от автора» и т.п.). Логика: ну, мы же не можем показать вьюгу, (землетрясение, путешествие, превращение, и проч.)! У нас же нет лазерного света (звука, дыммашины, сценографа и т.д.)! Но Вы сами знаете, театр – искусство условное. Даже на голой сцене можно придумать некий ход (пластический, к примеру). Вьюги нет, но все мы гнёмся под ветром. И она есть! Театр – визуальный вид искусства, зрелище, в первую очередь. Всегда интереснее увидеть, чем услышать. Попробуйте показать детям кусок любого хорошо известного фильма, а в середине выключите видео и начните рассказывать, что там дальше происходит. Интересно? Ни капли. Вот и зрителю будет неинтересно. Чаще всего персонаж-рассказчик используется вместо экспозиции – вышел и быстренько рассказал, кто сейчас придёт, какой он, зачем всё это. В результате зритель засыпает ещё до завязки всего действа. Конечно, иногда нужен такой персонаж, который сможет по ходу истории общаться и с героями, и со зрителями. Но это должен быть полноправный участник пьесы, со своими целями и действиями, и его общение со зрителями ни в коем случае не должно касаться того, что мы можем увидеть в действиях на сцене или услышать в диалогах.
Другой опасный для посещения архипелаг – Описательный. То есть - использование описательного текста в качестве реплик героев. Описание действия подменяет собой само действие, что крайне коряво укладывается в речь и при чтении, равно как при просмотре, режет слух. Вот пример из фрагмента над которым работает Аля Маркова. Прозаический текст: «Бельчонок почувствовал, что матрасик в его дупле стал совсем жёсткий, и выскочил из поискать новый. Он никогда подолгу ни о чем не задумывался. Время от времени, боясь забыть, что он ищет, бельчонок бормотал про себя: "Матрасик..."»
Первый перевод в реплику, сделанный Алей с условием, чтобы всё, что можно сыграть, убрать из реплики в ремарку: «На сцену выскакивает Бельчонок. Бельчонок: Какой у меня стал жёсткий матрасик! Где бы взять новый? Матрасик... Ой, я такой забывчивый!»
Другой вариант перевода, сделанный после обсуждения и переработки: «Из кустов выпрыгивает Бельчонок. Бельчонок: «Матрасик! (Собирает листья в кучу, плюхается на них, замечает на земле орех, хватает, грызёт. Вскакивает, обшаривает куст в поисках орехов, вдруг спохватывается.) Ой! Матрасик же!»
Речевые характеристики – это отдельная проблема в работе над инсценировкой. Конечно, они заданы автором. Но нам важно соблюсти их на протяжении всей истории. Начинающим драматургам это не всегда даётся легко. Насте, например, не удалось в истории о костре до конца выдержать эпический темпо-ритм разговоров-размышлений Мумии-тролля и энергичную, тяготеющую к ритмам считалочек речь Туу-тики. Но впереди у нас целая жизнь, чтобы добиваться совершенства.
Вообще, как легко заметить, написание инсценировки – это всё равно создание собственной авторской пьесы. Нам приходится многое выуживать из оригинального текста, достраивать и додумывать, для того, чтобы историю, предназначенную для чтения, сделать интересной для постановки. Необходимо всегда помнить, что, тщательно сохраняя букву автора, мы, в большинстве случаев, убиваем его дух. Перечисленные типичные ошибки это наглядно иллюстрируют. Не надо бездумно ломать произведение – оно же чем-то вам понравилось, верно? Но и слепо идти на поводу текста тоже очень опасно.
В качестве примера плодов работы – сказка, которая вышла у одной из выпускниц ГОУ СОШ № 123.