Светлана Евгеньевна Бунакова
О фестивале «Сибирский кот»
Мы в соцсетях
Рождение фестиваля
Осенью 2006 года Томский ТЮЗ (в котором я служила в те годы) принял участие в фестивале «Сибирский транзит». Любой хорошо организованный фестиваль предусматривает помимо конкурсной программы неформальное общение, что и произошло в г. Улан-Удэ. В разговорах с коллегами вдруг красной нитью стала звучать мысль о проблемах постановок спектаклей для детей и подростков. Именно с этого начинается формирование зрительской аудитории для любого театра, следовательно, в дальнейшем и репертуар для взрослой аудитории. Все отмечали сложность поиска достойного материала для постановок, адресованных детям, и остаточный принцип, непрестижность работы для детей в сознании авторов и постановщиков. Именно театры должны играть колоссальную роль в проблеме духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Для решения этих проблем необходимо было объединиться. Поэтому в 2007 году в г. Томске была создана некоммерческая организация НП «Ассоциация театров Сибири, осуществляющих деятельность для детей и юношества» в тесном сотрудничестве с МА «Сибирское соглашение». Ассоциация объединила театры различных видов (драматические, ТЮЗы, театры кукол, музыкальные театры и др.) из городов Томск, Кемерово, Барнаул, Братск, Иркутск, Тара, Якутск, Озерск, Прокопьевск и даже образовательное учреждение - Кемеровский институт культуры. Меня избрали Председателем Правления и первое дело, которое поручили члены Ассоциации – организация и проведение фестиваля для детей и подростков.
Сказано – сделано! Изначально наш фестиваль был задуман как Межрегиональный. Было разработано Положение фестиваля с четкой постановкой целей и задач. Определён порядок работы фестиваля. Проведен конкурс на логотип среди театральных художников Сибирского федерального округа, и принят логотип, разработанный в Новосибирске. В г. Северске талантливыми композитором Ю. Морозовой и драматургом И. Яблоковой был написан гимн фестиваля. Название фестиваля «Сибирский кот» было предложено художественным руководителем театра кукол из г. Озерска Н. Шимкевич. Решение о дате открытия и начале фестиваля – 1 июня в День защиты детей членами Ассоциации было принято единогласно. Итог - в 2008 г. родился наш «Сибирский кот».

Н.Шимкевич - автор названия фестиваля
Всё мы придумали, разработали. Главный штаб фестиваля и мозговой штурм проходил на базе Томского ТЮЗа. Но вот беда… оказалось, наш фестиваль не нужен Томской области. Что делать? Узнав, что в 2008 г. Кемерово будет отмечать свой юбилей, решила предложить Администрации Кемеровской области включить наш фестиваль в план праздничных мероприятий. И отправилась в Кемерово. Колоссальную поддержку и помощь мне оказал Председатель Управления по культуре исполкома Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение» Игорь Решетников. Тогда, в далеком 2008 г. – мне, одухотворенной и целеустремленной, уверенной в важности проведения такого фестиваля и в голову не приходило, на какой риск пошла Администрация Кемеровской области во главе с губернатором Аманом Тулеевым! Сейчас я пою оду всем кемеровчанам поддержавшим неизвестного директора театра из Томска с «сумасшедшей» идеей проведения нового фестиваля в другом Сибирском регионе. Какую же ответственность они возложили на свои плечи! Никто не знал, что у нас получится. Но осознанный риск – дело благородное.
Итак, первый Межрегиональный фестиваль «Сибирский кот»
Всё мы придумали, разработали. Главный штаб фестиваля и мозговой штурм проходил на базе Томского ТЮЗа. Но вот беда… оказалось, наш фестиваль не нужен Томской области. Что делать? Узнав, что в 2008 г. Кемерово будет отмечать свой юбилей, решила предложить Администрации Кемеровской области включить наш фестиваль в план праздничных мероприятий. И отправилась в Кемерово. Колоссальную поддержку и помощь мне оказал Председатель Управления по культуре исполкома Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение» Игорь Решетников. Тогда, в далеком 2008 г. – мне, одухотворенной и целеустремленной, уверенной в важности проведения такого фестиваля и в голову не приходило, на какой риск пошла Администрация Кемеровской области во главе с губернатором Аманом Тулеевым!

С.Е.Бунакова - президент фестиваля
Сейчас я пою оду всем кемеровчанам поддержавшим неизвестного директора театра из Томска с «сумасшедшей» идеей проведения нового фестиваля в другом Сибирском регионе. Какую же ответственность они возложили на свои плечи! Никто не знал, что у нас получится. Но осознанный риск – дело благородное.
Итак, первый Межрегиональный фестиваль «Сибирский кот»
Программа фестиваля включала:

  1. Работу Экспертного совета и Жюри.
  2. Торжественное открытие и церемонию закрытия фестиваля.
  3. Просмотр спектаклей и ежедневное их обсуждение.
  4. Презентация социокультурных проектов.
  5. Обучающая программа: мастер-классы, семинары, лаборатории для участников фестиваля.
  6. Ежедневный выпуск фестивальной газеты.
  7. Ежедневные капустники
На каждом последующем фестивале помимо основной программы появлялись и реализовывались новые идеи, задумки-выдумки.

В различные театры Сибирского федерального округа, Урала и Дальнего Востока были разосланы Положение фестиваля и формы заявок. Все, кто откликнулся – прислали заполненные заявки и видеозаписи спектаклей. Главные требования к спектаклям – это высокий художественный уровень и соответствие возрастному цензу до 14 лет (потом планка была снижена до 12 лет, но об этом чуть позже).

В нашем фестивале помимо конкурса спектаклей предусмотрена программа презентации социокультурных проектов для детей и подростков, на участие в которой также заполнялась отдельная анкета.

По Положению фестиваля формирование Экспертного Совета и Жюри являются полномочиями Президента фестиваля. Экспертный Совет в составе трех театральных критиков из разных городов СФО на очной встрече в Томске отсмотрели все видео спектаклей и выбрали 12 лучших. Все заявленные социокультурные проекты в полном составе приняли участие в фестивале.
На фестивале работает Жюри, состав которого не пересекается с членством в Экспертном Совете. В состав Жюри вошли не просто критики-теоретики, но и практики, люди, хорошо знающие столичный и провинциальный российский театр, преподающие в ВУЗах. Имена приглашенных хорошо известны и уважаемы в театральном мире, а местные члены жюри вовсе не были присовокуплены для галочки. На должность председателя Жюри пригласила известного театрального критика, члена жюри «Золотой маски», заслуженного работника культуры - Т. Н. Тихоновец.
Татьяна Николаевна не только компетентный театральный критик, но и человек, обладающий удивительными качествами Дипломата. Именно она создавала в коллективе Жюри атмосферу добра, понимания, уважения и корректного профессионального обсуждения спектаклей.

Т.Н. Тихоновец - председатель жюри
Я с благодарностью принимала все её предложения по формированию состава жюри. Так, бессменным членом жюри стала театральный критик, кандидат искусствоведения Н. А. Таршис (г. Санкт-Петербург). А также в состав жюри вошли театральный критик, главный редактор журнала «Страстной бульвар, 10» А. И. Лаврова (г. Москва), руководитель Всероссийской лаборатории режиссеров театров кукол СТД РФ В.Л. Шрайман (г. Магнитогорск), кандидат искусствоведения, доцент КемГУКИ Н. Л. Прокопова (г. Кемерово) генеральный директор Ассоциации предприятий по театральным технологиям «Сцена Сибири» С. Медный (г. Кемерово). Команда сложилась дружная, разные направления деятельности ее участников позволили рассмотреть спектакли всесторонне, отметив не только режиссуру, сценографию и актерские работы, но и использование света, качества сценической речи и прочее.
Работа жюри на I фестивале в г. Кемерово. 2008 г.
К особенностям первого фестиваля отнесла бы несколько событий:

  • И. Н. Решетников поднял значимость фестиваля для руководителей культуры СФО на высокий уровень. 1 июня в г. Кемерово он организовал проведение заседания координационного Совета по культуре МА «Сибирское соглашение» на тему «Дети. Образование. Театр». Таким образом, министры культуры и начальники департаментов культуры из всех регионов Сибирского Федерального округа присутствовали на церемонии открытия фестиваля.
  • Администрации Кемеровской области и г. Кемерово организовали грандиозный праздник открытия фестиваля, грамотно и талантливо совместив, церемонию открытия и празднования Дня защиты детей. На сцене филармонии Аман Тулеев лично вручал медали «За веру и добро», памятные подарки, денежные призы организаторам фестиваля, многодетным семьям, лучшим педагогам, тренерам, руководителям детских коллективов. А затем кемеровчане подарили праздничный концерт.
  • Поскольку я могла быть в г. Кемерово наездами, а плотная подготовка к фестивалю идет не менее полугода, было принято решение создать исполнительную дирекцию фестиваля на базе Кемеровского театра для детей и молодежи во главе с Г. Л. Забавиным Исполнительная дирекция решала все оперативные вопросы на месте и на высочайшем уровне провела это масштабное мероприятие.
Основная аудитория фестиваля – дети, родители. Участники фестиваля с восторгом принимали представленные спектакли. Прошел последний. Закрылся занавес. Вручены заслуженные награды (Фото 10,11). Стихли аплодисменты. Пришло время подводить итоги. Всего в первом фестивале приняли участие 22 театра из 14 городов России, показано 20 спектаклей, представлено 4 социокультурных проекта, проведена лаборатория по драматургии. Основная конкурсная программа оказалась чрезмерно перегруженной: 4-5 спектаклей в день. Оргкомитет фестиваля согласился и принял естественное желание Кемеровской администрации включить в программу как можно больше спектаклей своей области (Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск) дополнительно к спектаклям, рекомендованным Экспертным Советом. С точки зрения эстетической значимости, многие постановки не выдерживали конкуренции. Однако сложилась максимально полная картина детского и подросткового репертуара регионов СФО.

По итогам проведения фестиваля пришла к выводу, что верхнюю возрастную планку надо снизить до +12. Диапазон от 0 до 14 лет вызывает непреодолимое желание, в том числе и у меня, как директора театра, представить на фестиваль вечерний спектакль, с которым практически невозможно соревноваться детским «Колобкам» и «Теремкам». Это в дальнейшем и осуществила. Время показало, что решение было абсолютно верным.

Наш фестиваль возник закономерно – на волне государственного и общественного интереса к детским и молодежным театрам. Не удивительно, что он сразу был включен в Программу государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента РФ. Конечно, такой фестиваль был нужен, и он удался. «Сибирский кот» показал спектакли, которыми мог гордиться самый престижный международный форум. Его спектакли-фавориты «Пер Гюнт» (Кемеровский театр кукол), «Кот в сапогах» (Хабаровский ТЮЗ), «Легенда о Священной горе» (Томский ТЮЗ), «Пегий пес, бегущий краем моря» (Кемеровский театр для детей и молодежи) и др. идеально подходят для семейного просмотра и в этом их огромная социальная значимость. Применительно к ним можно говорить не только о труде, продуманности, вкусе, мастерстве, но о командной увлеченности единомышленников, единственно рождающей живой театр.
Что дальше?
Как складывалась дальнейшая судьба нашего «Кота»? Он по-прежнему был «бездомным». По положению фестиваля – периодичность его проведения 1 раз в два года. Подходил 2010 год, а «дома» как не было, так и нет. И опять помог случай. Получив информацию о праздновании 300-летнего вступления Бурятии в состав России, я отправилась на Восток…в г.Улан-Удэ. И свершилось очередное чудо. Президент Бурятии В. В. Наговицын и министр культуры Бурятии Т. Г.Цыбиков заинтересовались нашим «Котом». Пригласили в Улан-Удэ и оказали административную и финансовую поддержку. Говорят, вообще-то так не бывает. Но это было! И не во сне. Второй фестиваль прошел в столице российского буддизма и с национальный колоритом. Директора двух театров – роскошного нового Русского драматического театра имени Н.А.Бестужева и маленького уютного театра кукол «Ульгэр», знаменитого своими победами на фестивалях «Золотая маска» - П. Г.Степанов и Н. Шагдырова сделали все, чтобы на их сценах театрам–участникам было удобно и комфортно. Директор Бурятской драмы Д. Сультимов держал руку на пульсе и, кажется, был вездесущ. Открылся фестиваль красочным шоу на площади Советов.
Торжественное открытие II фестиваля в г. Улан-Удэ. 2010 г.
Каждый вечер в «Ульгэре» проходили актерские капустники, угощения «по бурятскому обычаю» и братания. Каждый день коллективы театров ездили на экскурсии – в Улан-Удэ есть что посмотреть. Каждое утро проходили обсуждения спектаклей. Всего приняли участие 10 театров из 8-ми городов. В конкурсной программе было показано 10 спектаклей на трех сценических площадках города и 4 социокультурных проекта. Не все театры нашли деньги на приезд, жаль – были потеряны спектакли театров из Прокопьевска и Мариинска. Детей на спектаклях было огромное количество: кажется, родители приносили в зал почти грудничков. Приходили большими семьями, от мала до велика, приходили классами и группами. На нашем фестивале становится понятно великое предназначение театра. В общем, все были очень рады, что «Сибирского кота» приняла Бурятия.

С 2012 года у «Кота» наконец-то появился свой дом! В 2011 году я «поменяла» место прописки и стала директором Музыкального театра в ЗАТО Северск. И неожиданно! В нашем маленьком закрытом городе мэр Г. А. Шамин и заместитель главы администрации по социальной политике Л. А. Лоскутова проявили к фестивалю живой интерес и активно его поддержали. Генеральным спонсором выступил мощный Сибирский химический комбинат. Надо сказать, что наш фестиваль всегда поддерживал и кабинет театров для детей СТД РФ. Все постоянные участники фестиваля и члены жюри отметили, что возможность проведения фестиваля на своей домашней площадке открыло «Коту» новые перспективы развития. Некоторые идеи не удавалось осуществить на первых двух фестивалях. Наконец-то:

1. Реализовала идею праздничного уличного шествия детей и участников фестиваля по центральной улице города – Коммунистическому проспекту. За специально изготовленной мастерами СМТ Кото-машиной шагали дети, размахивая шариками, флажками под гимн фестиваля. Среди них были малыши в колясках, которых везли молодые мамы и даже дети с ограниченными возможностями. Участники демонстрации в костюмах котов или хотя бы с ушками на головах и с нарисованными усами несли плакаты с изображением всевозможных кошачьих морд и радостно кричали остроумные театральные кричалки. На импровизированной сцене прошел замечательный концерт детских коллективов и прозвучали приветственные речи руководителей города и организаторов фестиваля. Тут же, на театральной площади развернул свои палатки Город мастеров с выставкой–продажей игрушек, преимущественно котов, изготовленных и детьми, и взрослыми мастерами. Малышей катали на лошадях, юные художники участвовали в конкурсе рисунков на асфальте. В музыкальном театре работала выставка кошек, и все желающие участвовали в фотовыставке «Мое полосатое чудо!». Открытие фестиваля стало праздником города!
2. Наконец-то в конкурсной программе автономно работали два Жюри – профессиональное и детское. Руководителем детского жюри была приглашена музыковед, педагог Т. А. Плеханова. Именно она подобрала в состав детского жюри пять детей в возрасте от 5 до 12 лет, занимающихся художественным творчеством: музыкой, театром, хореографией. Ребята отсмотрели все спектакли и выдвинули свои номинации и призы. Надо отметить, что не всегда точка зрения детского жюри совпадала с мнением профессионального.

3. Впервые на фестивале решалась сложная проблема въезда в закрытый город участников и жюри фестиваля, провоза декорации. Четко спланированная работа Оргкомитета обеспечила строгое выполнение графика проведения фестиваля.

4. В первый раз в рамках фестиваля принял участие спектакль театра-студии «Индиго» (г.Томск), вышедший за рамки обычного, традиционного театра, в котором играют глухие и слабослышащие актеры.

В итоге, в третьем фестивале приняло участие 12 театров из 8 городов, показано 11 спектаклей на трех сценических площадках, представлено 3 социокультурных проекта, состоялись 2 семинара.

Можно смело утверждать по итогам прошедших трех фестивалей, что «Сибирский кот» стал стартовой площадкой для многих региональных театров по продвижению их на ведущие российские фестивали. Проведение четвертого фестиваля в 2014 году было под угрозой до самых последних дней. Денег было столько, что в пору было от него отказаться, но решили все-таки провести. Пришлось экономить на всем, отказаться от обычных театральных трат. Значимую роль в проведение фестиваля сыграла спонсорская поддержка по обеспечению проживания, транспортных услуг, питания. Но, несмотря на объективные сложности, наш «Кот» рос и взрослел. Из Межрегионального он перешел в статус Всероссийского. К нашей радости на фестиваль пришли заявки на участие из европейской части России, из числа которых Экспертный совет отобрал спектакли Пермского ТЮЗа и Московского музыкального театра под руководством Г. Чихачева. Помимо просмотра спектаклей и их содержательного обсуждения по-прежнему проходила программа социокультурных проектов.
Социокультурный проект «Диалог театра и школы».. Пермский театр юного зрителя. г. Северск. 2014 г.
Презентация социокультурного проекта ''Центр театральной педагогики''. Томский театр юного зрителя. 2014 г.
Презентация социокультурного проекта ''Волшебный мир музыкального театра''. Северский муз.ыкальный театр. 2014 г.
Презентация этого направления деятельности театров на предыдущих трех фестивалях ясно доказала, что возрождается интерес к педагогической работе в театрах, причем не только детских. К сожалению, в структуре театров перестали существовать педагогические части, и теперь каждому театру самостоятельно приходится решать сложнейшую задачу воспитания нового театрального зрителя. Поэтому, по рекомендации Т. Н. Тихоновец я с удовольствием пригласил театроведа, кандидата искусствоведения, педагога А. Б. Никитину (г. Москва) для проведения мастер-классов по театральной педагогике. Вот что по этому поводу вспоминает руководитель детского жюри Т. А. Плеханова: «Театр и дети – проблема, с одной стороны, легко разрешаемая, если показывать детям, то, что доступно их воображению и понятийному аппарату, развлекая их сказками и мюзиклами, с другой стороны, весьма сложная и неоднозначная, если помогать им «расти» с теми театральными представлениями, которые им иногда непонятны. Эту проблему решают не все театры, чаще всего шагая по проторенному развлекательному пути. Но те, кто решается на педагогический эксперимент, получают не только умных, мыслящих зрителей, но и прокладывают перспективное будущее своему театру, так как выращивают «своих» зрителей, способных на глубокие переживания, размышления и позволяющих расширять репертуарный театральный кругозор. Показателем такой уникальной работы с детьми, как мыслящими зрителями, были мастер-классы в рамках IV фестиваля «Сибирский кот» под руководством мастера театральной педагогики Александры Борисовны Никитиной. Те разговоры, рассуждения и размышления самих ребят о содержании спектаклей, имеющих глубокую философскую понятийность, были просто бесценны. Дети при помощи различных психолого-педагогических приемов ведущего, с использованием элементов кукольного импровизационного театра, рисунков и собственных умозаключений находили глубину и смысл пережитых чувств во время спектакля, становясь практически настоящими исследователями человеческих страстей и действий».

Эти занятия с детьми были познавательны и для школьных педагогов, руководителей театров и детских коллективов, членов жюри. Полагаю, что такие мастер-классы были бы полезны при проведении каждого театрального фестиваля для детей. А если смотреть глубже, то возрождение профессии театрального педагога необходимо как для детей, так и для театров, ставящих детские спектакли, что в итоге привело бы к повышению художественного уровня творчества для детей в стране.
Всего в IV фестивале приняло участие 12 театров из 9 городов России (общее количество представителей – более 300 человек), представлены 3 социокультурные программы, проведены 3 занятия по театральной педагогике и 2 тренинга по актерскому мастерству. Были задействованы шесть сценических площадок г. Северска и г. Томска.
После кульминации: итоги и выводы
Трудная судьба у нашего «Кота». Далее случилось 5 лет безвременья. Но в 2019 году – в год Театра решилась на проведение V фестиваля «Сибирский кот». Главная проблема любого крупномасштабного проекта – финансовая составляющая. В этот раз нас поддержали Министерство культуры РФ, СТД РФ, ГК «Росатом», Ассоциация музыкальных театров России, спонсоры. Вопреки всему фестиваль состоялся. Правда, сроки вынужденно были перенесены с июня на ноябрь. Но несмотря ни на что, наш «Кот» развивался. В 2019 году Экспертный Совет отсмотрел более 60 видео спектаклей, впервые прислали заявки театры из стран ближнего и дальнего зарубежья. Так, «Сибирский кот» приобрел статус Международного. Такого театрального форума Томская область еще не знала! Мероприятия фестиваля прошли на 8 сценических площадках г. Северска и г. Томска. В преддверии фестиваля в культурных учреждениях г. Северска широко развернулись различные мероприятия, вовлекающие, так или иначе, жителей города в «рыжий» фестивальный водоворот. Помимо традиционных выставок и конкурсов в музее г. Северска была открыта выставка «Муз@мяу», посвященная фестивалю «Сибирский кот» и Году театра. Экспозиция в музее была подготовлена мастерами художественно-поделочных цехов СМТ. Огромное пространство музея было превращено в сказочный лабиринт из декораций с реквизитом и костюмами к спектаклям, который плавно переходил к экспозиции, посвященной «Сибирскому коту». Центральная городская библиотека г. Северска «подключилась» к фестивалю со своими мероприятиями: мастер-класс «Полосатый праздник», игра «кото-лото», викторина «жил-был кот» и др. В церемонии открытия приняли участие воспитанники Северской школы искусств.
Прибывающих на фестиваль гостей встречали артисты Северского музыкального театра в костюмах котов с театрализованной программой, будь то аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал, гостиница или театр, вызывая удивление и радостные возгласы не только у приезжающих делегаций, но и у невольных свидетелей. Из-за закрытости города Северска, зарубежные гости из Индии, Кипра и Эстонии не могли проехать в Северск, поэтому специально для них была предусмотрена дополнительная культурная программа в Томске: проведены экскурсии с переводчиком по историческим местам г. Томска и по вечернему городу, организованы посещения спектаклей и концертов в Томском ТЮЗе и Большом концертном зале

Встреча делегации из Кипра в аэропорту г. Томска. 2019 г.
Учитывая интересы наших зарубежных гостей, церемонию закрытия провели в г. Томске на площадке Театра юного зрителя. За 5 фестивальных дней – 15 театров из 4 стран показали 16 спектаклей и 3 социокультурных проекта. Прошло 6 мастер-классов. Мероприятия фестиваля всего посетило более 10 тысяч человек. Повествуя о нашем фестивале, было бы несправедливо не остановить внимание на великолепных специалистах - руководителях мастер-классов, лабораторий, семинаров для различных специалистов театра. О занятиях А. Б. Никитиной по театральной педагогике немного уже рассказала. На первом фестивале лабораторию для заведующих литературно-драматургической части, режиссеров, директоров провела драматург, поэт, журналист И. М. Яблокова. На третьем фестивале директор-распорядитель Российской Национальной премии фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» М. Е. Корнакова познакомила руководителей театров с правилами оформления заявки и условиями проведения фестиваля «Арлекин». Заместитель коммерческого директора ЗАО «Система» А.Ф. Марченков поделился информацией по новому сценическому оборудованию с заведующими художественно-постановочной части и руководителями театров; композитор, музыковед, педагог по вокалу Ю. В. Морозова провела вокальные уроки для артистов театров. Артисты – участники фестиваля с благодарностью вспоминают мастер-классы по актерскому мастерству, проведённые преподавателем СПбГАТИ, арт-директором школы творческого развития «Ключ» Кузиной Е.Е.
Также, безусловно, был интересен мастер-класс по сценической речи доцента кафедры сценической речи Театрального института им. Б. Щукина и педагога по речи театра им. Вахтангова, заслуженного работника культуры Москвы Е. В. Ласкавой. Преподаватель РАТИ ГИТИС, театрального института им. Б. Щукина, театральной школы О. Табакова Р. К. Иксанов занимался с артистами сценическим движением.

Делая обзор нашей фестивальной жизни, не могу не остановиться на спектаклях-участниках «Кота». Спектакли были представлены различных жанров, малых и больших форм, имеющие неровный художественный уровень. Обычно выделяются спектакли, где постановщики применяют нестандартные, необычные приемы, оригинальные решения, подходят к творческому процессу с особой выдумкой и фантазией. Особенно мне запомнились:
  1. Спектакль Хабаровского ТЮЗа «Про кота в сапогах» (режиссер-постановщикК. Кучикин). Театр не просто рассказывал сюжет Шарля Перро и не просто разыгрывал пьесу А. Чернышева про то, как странствующие кукольники, во время дождя, нашедшие приют в трактире, расплатились сыгранной сказкой, и самих хозяев сделав актерами. Сказка творилась героями на глазах у зрителя из подручных материалов жизни. На мой взгляд, спектакль был виртуозно создан и исполнен. Режиссер К. Кучикин был признан жюри лучшим режиссером первого фестиваля «Сибирский кот».
2. Спектакль «Что случилось с крокодилом» (режиссер-постановщик И. Латынникова) Кемеровского театра для детей и юношества. Четыре актера, работавшие с кусочками бумаги, с фигурками оригами, с рулоном пленки, рукавом свитера, ко всеобщему восторгу детей и взрослых превращали их в верблюдов, жирафов, птиц, змей, льва, слона и даже пальмы. Взаимодействие актеров друг с другом, со сказочным миром, который они создавали, со зрителями – уникальный случай рождения настоящего подлинного спектакля для детей. Спектакль – победитель на IV фестивале «Сибирский кот» в номинации «Лучший спектакль малой формы».

Бумажная сказка «Что случилось с крокодилом» Кемеровсокго театра для детей и юношества. г. Томск. 2019 г.

Cоветская сказка о счестье ''Чук и Гек''. Новосибирский молдежный театр ''Глобус''. г. Северск. 2014 г.
3. Спектакль «Чук и Гек» (режиссер-постановщик П. Стружкова) в исполнении Новосибирского академического молодежного театра «Глобус». Очень интересная и неожиданно придуманная работа. Перед зрителем звукостудия, где пишется спектакль. Радиоспектакли – счастье и чудо советского детства! Здесь, в студии, отстраивается аппаратура и пишутся шумы. Зрители мгновенно включались в игру, разгадывая придумки актеров. Этот спектакль победил на IV фестивале в номинации «За актуализацию детской классики».


4.Спектакль «Пуп Земли, или Люди с Другой Стороны» (режиссер-постановщик П. Зубарев) театра «Желтое окошко» (г. Мариинск). Над этой «случайно выдуманной историей» маленькая команда театра работала три года. В спектакле, который рождался буквально на глазах у зрителей, речь шла о мире, который, как и театр, нуждается в согласии, в том, чтобы нити, которые его пронизывают, не обрывались. По единогласному решению жюри на V фестивале спектакль победил в номинации «Лучший спектакль малой формы».

Спектакль ''Пуп Земли, или Люди с Другой Стороны''. Театр ''Желтое окошко''. Северск. 2019 г.

Спектакль ''Омлет с сахаром'' АНО ''Культурный город''. г. Северск. 2019 г.


5. Спектакль «Омлет с сахаром» в исполнении артистов АНО «Культурный город» (г.Новосибирск). Этот необычный спектакль с элементами «Стомп-театра»: музыкальная и ритмическая партитура творится с помощью подручных неспецифических средств. Не удивительно, что именно этот спектакль на V фестивале победил в номинации «Лучший спектакль большой формы».
Конечно, хотелось бы рассказать и о спектакле «Пер Гюнт» Кемеровского областного театра кукол им. А. Гайдара, о «Путешествии Нильса с дикими гусями», и о «Волшебном кольце» Кемеровского театра для детей и молодежи, о спектакле «Золоченые лбы» Пермского театра юного зрителя, и «Песнь охотника» НТ Театра (Манипур, Индия), а так же «Лететь» Томского театра юного зрителя и «Майя&К» детского театра «Вера» из г. Нижний Новгород, об опере «Колыбельная ангелу» Северского музыкального театра и многих других.

Вопрос: нужны ли такие фестивали? Убеждена – необходимы! Театральную ситуацию в стране, за редким исключением трудно назвать благополучной. Фестивали стягивают творческие силы из разных регионов, постепенно влияя и формируя вкусы публики, особенно детской. На таких фестивалях становится понятно великое предназначение театра. Но становится видным и непонимание театром своих серьезных и высоких задач, когда спектакли сделаны небрежно или неумело. Наш фестиваль так же показал острую необходимость в специалистах, связанных с психологией восприятия искусства детьми.

С какими трудностями сталкивалась в организации фестиваля? Все проблемы решаемы, если руководство города, региона заинтересованы в проведении фестиваля, оказывают поддержку финансовую и административную (как это было в г. Кемерово).

Советы давать – дело неблагодарное. Единого рецепта не существует. Придумали бы мы другой фестиваль с другим местом жительства, возможно, многое бы воплотилось по-иному. Но…попробую:
  1. При желании создания и проведения фестиваля необходимо заручиться поддержкой Администрации города, области, края, что является условием успешного проведения фестиваля.
  2. Финансирование должно быть, как говорил мой учитель Г. Г. Дадамян «из разных корзин»: Министерство культуры РФ, СТД РФ, местный бюджет, гранты, фонды, собственные средства, спонсоры и т.д. Чем больше – тем лучше.
  3. Формирование жюри из компетентных театральных критиков и специалистов, в идеале – по каждому направлению театральной деятельности должен быть узкопрофильный специалист. Если в афише фестиваля, как у нас, представлены спектакли разных жанров: драматические, кукольные музыкальные – значит и столько критиков. Желательно, чтобы в составе жюри были специалисты по сценографии, костюмам, художественному свету. Если фестиваль задуман не как разовое мероприятие, а проводится постоянно с периодической последовательностью, порекомендовала бы в состав жюри приглашать 2-3 человека на постоянной основе, обеспечивая поступательную динамику развития фестиваля, без неожиданной смены критериев оценки. А остальных членов жюри можно приглашать в зависимости от новых потребностей и задач. «Свежая кровь», «новый взгляд» всегда будут полезны. Ну и конечно, бесценна, роль председателя жюри. Фактически этот человек – ваш коллега и соратник.
  4. Каким бы профессиональным менеджером вы ни были, но ! «один в поле – не воин», без команды единомышленников лучше не браться за дело.
  5. Как правило, автором фестиваля является руководитель театра. Желательно проводить фестиваль в месте его рождения, как это и происходит с известными театральными фестивалями, такими как «Чир Чиян» в Абакане, «Радуга» и «Арлекин» в Санкт-Петербурге, «Я-мал, привет!» в Новом Уренгое, «Золотая репка» в Самаре. В свое время А. Кулябин задумал фестиваль «Сибирский транзит» по системе «колеса», катившегося по разным сибирским городам – Омск, Иркутск, Томск, Улан-Удэ, Барнаул, в результате чего фестиваль постепенно отклонялся от авторского замысла. После этого фестиваль был переименован в «Новосибирский транзит» и получил место постоянной прописки в г. Новосибирске. На мой взгляд, абсолютно верное решение.
  6. Для решения любых проблем, создания дружественной атмосферы для каждого театра-участника, комфортной работы жюри фестиваля и педагогов мастер-классов, должен быть назначен свой куратор, который постоянно работает с подопечными весь срок их пребывания на фестивале.
  7. Желательно определить срок пребывания театра-участника на фестивале приблизительно 3 дня, что дает возможность не только себя показать, но и других посмотреть, поучаствовать в плановых мероприятиях фестиваля, установить дружеские и деловые контакты с коллегами. Один день участия и отъезд – сродни элементарному выездному спектаклю, лишен неповторимой фестивальной атмосферы.
  8. Для того чтобы фестиваль стал запоминающимся и выделяющимся среди других, у него должна быть своя «фишка» - особенность. Так, на нашем «Сибирском коте» - это презентация социокультурных проектов. Участники фестиваля отмечали особую ценность приобретенного опыта по проведению социальной работы с детьми.

Фестивали – это настолько яркая и насыщенная жизнь! Так много всего было пройдено за эти 5 фестивалей, что весь опыт, знания и эмоции трудно уместить на нескольких страницах. Я попробовала отразить основные моменты организации, проведения нашего родного и близкого, мохнатого и усатого, уже немного зрелого и учёного «Сибирского Кота».

Удачи! Пусть задуманное свершится!
Участники V фестиваля ''Сибирский кот''. 2019 г.
Если Вам понравился материал, Вы можете поделиться им, нажав на кнопку внизу
Made on
Tilda