Конечно, хотелось бы рассказать и о спектакле «Пер Гюнт» Кемеровского областного театра кукол им. А. Гайдара, о «Путешествии Нильса с дикими гусями», и о «Волшебном кольце» Кемеровского театра для детей и молодежи, о спектакле «Золоченые лбы» Пермского театра юного зрителя, и «Песнь охотника» НТ Театра (Манипур, Индия), а так же «Лететь» Томского театра юного зрителя и «Майя&К» детского театра «Вера» из г. Нижний Новгород, об опере «Колыбельная ангелу» Северского музыкального театра и многих других.
Вопрос: нужны ли такие фестивали? Убеждена – необходимы! Театральную ситуацию в стране, за редким исключением трудно назвать благополучной. Фестивали стягивают творческие силы из разных регионов, постепенно влияя и формируя вкусы публики, особенно детской. На таких фестивалях становится понятно великое предназначение театра. Но становится видным и непонимание театром своих серьезных и высоких задач, когда спектакли сделаны небрежно или неумело. Наш фестиваль так же показал острую необходимость в специалистах, связанных с психологией восприятия искусства детьми.
С какими трудностями сталкивалась в организации фестиваля? Все проблемы решаемы, если руководство города, региона заинтересованы в проведении фестиваля, оказывают поддержку финансовую и административную (как это было в г. Кемерово).
Советы давать – дело неблагодарное. Единого рецепта не существует. Придумали бы мы другой фестиваль с другим местом жительства, возможно, многое бы воплотилось по-иному. Но…попробую:
- При желании создания и проведения фестиваля необходимо заручиться поддержкой Администрации города, области, края, что является условием успешного проведения фестиваля.
- Финансирование должно быть, как говорил мой учитель Г. Г. Дадамян «из разных корзин»: Министерство культуры РФ, СТД РФ, местный бюджет, гранты, фонды, собственные средства, спонсоры и т.д. Чем больше – тем лучше.
- Формирование жюри из компетентных театральных критиков и специалистов, в идеале – по каждому направлению театральной деятельности должен быть узкопрофильный специалист. Если в афише фестиваля, как у нас, представлены спектакли разных жанров: драматические, кукольные музыкальные – значит и столько критиков. Желательно, чтобы в составе жюри были специалисты по сценографии, костюмам, художественному свету. Если фестиваль задуман не как разовое мероприятие, а проводится постоянно с периодической последовательностью, порекомендовала бы в состав жюри приглашать 2-3 человека на постоянной основе, обеспечивая поступательную динамику развития фестиваля, без неожиданной смены критериев оценки. А остальных членов жюри можно приглашать в зависимости от новых потребностей и задач. «Свежая кровь», «новый взгляд» всегда будут полезны. Ну и конечно, бесценна, роль председателя жюри. Фактически этот человек – ваш коллега и соратник.
- Каким бы профессиональным менеджером вы ни были, но ! «один в поле – не воин», без команды единомышленников лучше не браться за дело.
- Как правило, автором фестиваля является руководитель театра. Желательно проводить фестиваль в месте его рождения, как это и происходит с известными театральными фестивалями, такими как «Чир Чиян» в Абакане, «Радуга» и «Арлекин» в Санкт-Петербурге, «Я-мал, привет!» в Новом Уренгое, «Золотая репка» в Самаре. В свое время А. Кулябин задумал фестиваль «Сибирский транзит» по системе «колеса», катившегося по разным сибирским городам – Омск, Иркутск, Томск, Улан-Удэ, Барнаул, в результате чего фестиваль постепенно отклонялся от авторского замысла. После этого фестиваль был переименован в «Новосибирский транзит» и получил место постоянной прописки в г. Новосибирске. На мой взгляд, абсолютно верное решение.
- Для решения любых проблем, создания дружественной атмосферы для каждого театра-участника, комфортной работы жюри фестиваля и педагогов мастер-классов, должен быть назначен свой куратор, который постоянно работает с подопечными весь срок их пребывания на фестивале.
- Желательно определить срок пребывания театра-участника на фестивале приблизительно 3 дня, что дает возможность не только себя показать, но и других посмотреть, поучаствовать в плановых мероприятиях фестиваля, установить дружеские и деловые контакты с коллегами. Один день участия и отъезд – сродни элементарному выездному спектаклю, лишен неповторимой фестивальной атмосферы.
- Для того чтобы фестиваль стал запоминающимся и выделяющимся среди других, у него должна быть своя «фишка» - особенность. Так, на нашем «Сибирском коте» - это презентация социокультурных проектов. Участники фестиваля отмечали особую ценность приобретенного опыта по проведению социальной работы с детьми.
Фестивали – это настолько яркая и насыщенная жизнь! Так много всего было пройдено за эти 5 фестивалей, что весь опыт, знания и эмоции трудно уместить на нескольких страницах. Я попробовала отразить основные моменты организации, проведения нашего родного и близкого, мохнатого и усатого, уже немного зрелого и учёного «Сибирского Кота».
Удачи! Пусть задуманное свершится!