Я много лет читаю конкурс «Ремарка», в котором есть номинация для детей и подростков — «Маленькая Ремарка». Когда читаешь пьесы, которые приходят на конкурс, то невольно сравниваешь их с прозой для детей и подростков. Это направление в России активно развивается с 2010-х годов, во многом благодаря деятельности издательств. В первую очередь, это, конечно, «Самокат» –- издательство, специализирующееся на детской и подростковой литературе. А также издательства «Розовый жираф», «Белая ворона», «МиФ. Детство», «Поляндрия», «Бумкнига» и другие. Поток новой детской и подростковой литературы, хлынувший на книжный рынок в последние 10 лет, спровоцировал поиск нового способа разговора с аудиторией 18- и в других видах искусства, в том числе в театре. На сценах ТЮЗов и театров кукол стали появляться спектакли по современной детской и подростковой прозе, что потребовало и от драматургии некоторой перестройки. Взамен патерналисткой позиции пришел диалог «равный-равному». Для детей стали и писать, и ставить с учетом их потребностей и интересов, с уважением к кругу их проблем. Главная цель новой литературы и нового театра для детей – не учить детей, а помочь им найти опору в непростом взрослом мире, пройти возрастные кризисы и сложные жизненные периоды с минимальными потерями. Это привело к тому, что многие темы, долгое время табуированные, теперь стали предметом честного и открытого диалога с ребенком. Проблемы в семье, потери и проживание утраты, инаковость, школа и буллинг, историческая память
– круг тем современной литературы для детей и подростков.
Пожалуй, последним на проблемы детей и подростков откликнулся кинематограф. В последние годы стали выходить фильмы и сериалы, которые также честно говорят с подростком. Это и известные зарубежные хиты, например, «13 причин почему», «В поисках Аляски», «Я никогда не…». И картины российского производства: «Черная весна», «Контакт», «Мир! Дружба! Жвачка!» и «Пингвины моей мамы». Сценарий последнего, на мой взгляд, один из лучших текстов не в формате большой прозы, написанных на русском языке для подростков.
Сегодня, как мне кажется, мы видим большой разрыв между тем, что предлагают ребенку современный театр и литература, и тем, что предлагает ему школа. Современные тексты, как прозаические, так и драматургические, редко попадают даже в списки для дополнительного чтения. Любовь к литературе и театру возникают тогда, когда они перестают быть орудием педагогической попытки. Мне сложно сформулировать, что должен получить в театре ребенок, если он идет на спектакль по школьной классике, поставленный как иллюстрация к произведению. А вот режиссерская оптика, смещение акцентов на проблемы людей сегодняшних, наверное, могут пробудить живой интерес к классике и к чтению вообще. Успехов на этом поприще добились Красноярский ТЮЗ, где регулярно проходит театральная лаборатория «Вешалка»; Няганский ТЮЗ, Прокопьевский театр драмы, РАМТ, недавно открывшийся Театральный проект 27, работающий сразу и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Это театры, которые программно занимаются построением разностороннего репертуара для детей и подростков, а также работают и со своими маленькими зрителями. Они проводят проекты, в которых дети пишут пьесы, рассказывают со сцены о своих проблемах, участвуют в обсуждении спектаклей.