На следующий день, после установочной встречи, проведенной В. С. Злотниковым, с нами начала работать команда Московской театральной школы Олега Табакова. Нам рассказали о методике раннего актерского образования, разработанной в этой школе. Затем прошла серия мастер-классов. Одновременно с разными парами бригад работали Лаптева А. В. («Актерские техники в работе школьного театра»), Беляков Н. Е. («Развитие базовых двигательных навыков»), Лаврентьева Е. А. («Психологические основы организации деятельности школьного театра»), Капустян Ю. В. («Азы сценической речи. Методы и подходы»). Что-то из показанного мы уже опробовали в своей работе, но было и много нового и безусловно полезного. И сами мастера произвели впечатление сочетанием несомненного профессионализма с искренним желанием помочь нам в нашей работе.
После обеда участники выездной сессии работали по секциям, которые выбирались ими накануне. Мне посчастливилось поучаствовать в беседе на тему «Режиссерский анализ текста». Это занятие проводил Александр Муриев. Материалом для анализа послужили первые две страницы чеховской «Чайки». Удивительно было обнаружить в энергичном и харизматичном бригадире одной из команд столь чуткого и тонкого ценителя классической драматургии.
И затем, до самого начала театрального фестиваля (показа поставленных всеми бригадами спектаклей) – репетиции, нервы, репетиции, отчаяние, репетиции, прорывы, репетиции…
И, наконец… Все произошло…
Вадим Семенович Злотников после того, как отгремели, отплясали, отыграли все «коллективы» спросил, обратившись к залу: «А что же вы с детьми-то так не делаете?».
Банкет с награждением состоялся этим же вечером. Замечательно, что никакой соревновательности так и не возникло до самого конца.
И последнее, о чем мне осталось рассказать – это состоявшаяся на следующий день форсайт-сессия под девизом «Школьный театр: будущее уже наступило». Честно говоря, я не ждала от этой сессии многого. И была приятно удивлена тому, как плодотворно она прошла. Хотя удивляться вообще-то было нечему. Строгое следование правилам подобных мозговых штурмов, профессионально разработанная методика их проведения – все это не могло не сработать. За круглыми столами с подготовленными бланками для ответов на каждом этапе обсуждения собрали представителей разных бригад. Каждый оказался поначалу сам по себе, без поддержки своей, пусть даже временной, команды. И все как будто бы началось сначала. Те же вопросы, которые обсуждались, прямо или косвенно, в предыдущие два дня, снова встали в полный рост и потребовали не просто ответа, а ответа, сформулированного так, чтобы, после всех дискуссий, его принял бы весь стол. Обсуждалось неравновесное положение дополнительного образования по отношению к так называемому основному (место в учебном плане, условия работы педагогов, неразумные должностные обязанности, несовершенство рейтинговых оценок). Высказывались опасения по поводу относительности судейских критериев на конкурсах. Перспективы, которые проговаривались: необходимость поддержки государства; ожидание подготовки новых кадров по новой специальности в Вузах; упование на введение отдельных театральных дисциплин в учебные планы; появление новых кадров в школе (не просто режиссер, а и сценограф, и специалисты по сценречи и сцендвижению) - то есть возможность создания в каждой школе театральной мастерской.
Было мучительно жалко терять какие-то частности. Но, вместе с тем, приходило осознание того, что общее есть. Что оно живое, неокостенелое. И что у него есть будущее. Наступило ли оно уже сегодня? Не знаю. Но надежда, что наступит – есть.