Как уже описано выше, основная проблема в нашем случае — это время. При этом у нас в каждом блоке несколько спектаклей, и мне показалось, что блок спектаклей можно попробовать рассмотреть, как единое событие. Тем более такая практика уже описана Юлией Рыбаковой в статье о фестивале «Маленький спектакль» (
читать). Поэтому выстраивать обсуждение возможно, учитывая общее время, которое отведено на разговор. Если между спектаклями есть 10 минут, а спектаклей в блоке 4-5, в этом случае на разговор у меня есть 40-50 минут, но не подряд, а с перерывами на каждый показанный спектакль. И вот тогда становится возможным, чтобы зрители прошли через фазы восприятия: осознание эмоций и чувств, осознание личностной идентификации, осознание образно-метафорического ряда. Отсюда возникает и логика выстраивания диалога со зрителем.
В начале, после первого спектакля нам нужно активизировать зал и втянуть в нашу игру. Для этого хорошо подходит методика Блиц опроса и вопросы на внимательность, например:
● Какой персонаж первым вышел на сцену?
● Как звали маму главной героини?
● Во что превращались кубы во время спектакля?
● Что было нарисовано на майке главного героя?
● Почему летучие мыши стали помогать кошке?
Но также здесь подходят и вопросы про ощущения и чувства: когда было, весело, грустно, неприятно, страшно и т.п. Это зависит от того могли ли возникнут подобные чувства во время действия на сцене. Нужно прислушиваться к себе и к залу во время просмотра.
Если вопросы интересные и подобраны верно, при первом разговоре зрители понимают правила, азартно включаются в обсуждение, и следующий спектакль смотрят внимательнее, с учетом тех вопросов, которые могут задать.
После второго спектакля, можно продолжать работу с чувствами или переходить ко второму этапу, к личностной идентификации. Если мы работаем с чувственным восприятием, нам может помочь методика «Безоценочного интервью». Как правило, всегда хорошо работает просьба закрыть глаза, и попытаться увидеть первую картинку, которая возникает в воображении, когда мы вспоминаем просмотренный спектакль. Почти всегда в зале есть зрители, которые активно включаются в такую игру, и смело делятся тем, что у них возникло. Благодаря двум-трём первым ответам, остальной зал подключаются к разговору. Благодаря этому начинает формироваться «общий орган восприятия», и фокус переходит к чувственной сфере. Дальше необходимо задать вопросы помогающие осознать негативные и позитивные чувства, возникшие во время спектакля.
● Попробуйте вспомнить, в какой момент вам стало страшно, захотелось отвернуться или вы разозлились?
● А скажите, когда вы засмеялись первый раз? Кто из персонажей был вам особенно приятен?
Если времени для обсуждения совсем мало, тогда можно воспользоваться методикой M.Быкова, и предложить зрителям выбрать из ряда прилагательные, определяющие, каким для них стал этот спектакль.
Далее идет подключение личного жизненного опыта, на мой взгляд этот момент обсуждения вызывает наиболее частый горячий отклик во время проведения обсуждений.
Итак, вторая фаза обсуждения – «означивание» в системе создания личностного значимого события и «идентификация» в структуре «Безоценочного интервью». Здесь мы выясняем, как мы идентифицируем, называем в своей жизни то, что увидели в спектакле. Вопросы, вызывающие в памяти идентификацию со своими личными историями, наиболее часто делают разговор интересным, в который подключаются наибольшее количество зрителей. И в дополнение к этому является еще одним способом помочь зрителям обозначить свои переживания по поводу увиденной истории. Помимо вопросов о том, с кем из героев вы бы хотели поговорить, и что бы вы ему сказали, можно опереться на общую тему или какую-то важную сцену спектакля. Например, в спектакле "Приключение Эмиля из Лённеберги", у главного героя застряла голова в супнице. На обсуждении был задан вопрос - "Поднимите руку те, кто когда-нибудь застревал". "Кто готов поделиться своими историями?" В этот раз зал реагировал наиболее живо. Нам, к сожалению, пришлось прервать разговор, т.к. на сцене уже стояли декорации другого спектакля, и нужно было продолжать фестиваль.
И, наконец, третий этап обсуждения – «открытие личностных смыслов» в структуре создания личностно значимого события и осмысление художественного образа в структуре «Безоценочного обсуждения». Во время третьего этапа обсуждения в блоке спектаклей, важно пробовать строить разговор о художественных образах, выразительных средствах или главном пафосе произведения. В зависимости от того какой спектакль будет предъявлен аудитории. Эта часть обсуждения дается наиболее сложно. Во-первых, не всегда есть время на это, и участники не всегда готовы к сложной рефлексии, а во-вторых, для большинства ведущих пока непонятно, каким образом лучше определять доминанту для разговора.
Думаю, здесь нам смогут помочь техники, которые восходят к методикам развивающего обучения, положенные в основу разработок педагогики искусства НИИ Художественного образования конца XX века. Эти техники регулярно описываются в журнале «Искусство в школе». И примером такого методического материала может служить статья А. А. Мелик-Пашаева и З. Н. Новлянской, которые в настоящий момент являются сотрудниками Психологического института РАО, «Чувство и слово, слово и чувство» (
читать). Эти подходы техники и практики нам ещё предстоит освоить.
В конце обсуждения, важно помочь участникам подытожить, соединить всё пережитое и понятое ранее.
И наконец, последний для меня вопрос пока остается открытым. Если мы хотим передать через обсуждения детям и родителям способ разговора о художественных событиях, тогда есть смысл подумать, чтобы в конце обсуждений проводить короткую "распаковку" методик, которые мы используем. И этого пока мы не делали. В студии уже назначена дата первой встречи по организации фестиваля, который будет проводиться в следующем году. Поэтому у нас будет год на то, чтобы привести наши пробы и гипотезы к большей логичности и стройности.