Российские театральные педагоги этого времени опирались на труды по философии, педагогике и психологии классиков и современников: теорию игры Ф. Шиллера, книгу Х. Финлей Джонсона "Драматизация как метод преподавания", отечественные труды: А.Ф. Гартвиг «О применении метода драматизации на уроках», П.Ф. Лесгафт «Об играх и физическое воспитание в школах», В.Н. Всеволодский-Гернгросс
«История театрального образования в России». В непериодическом журнале «Игра» Н.Н. Бахтин писал:
«Здесь говорится о применении метода драматизации на уроках истории, географии, русского языка и даже математики. А.Ф. Гартвиг, считает драматизацию неизбежной принадлежностью так называемого "лабораторного" метода преподавания истории. Если это так, то драматизация должна стать обычным методом преподавания всякой школы, основанной на трудовом начале, т.е. на развитии в детях активности и самодеятельности». Также российские театральные педагоги этого времени увлекались «теорией рекапитуляции» Стенли Холла и Эрнеста Геккеля. «
Сущность биогенетического закона, - писал Н.Н. Бахтин, -
заключается в том, что физические и психические организмы проходят в своем развитии в сокращенном виде те же стадии, которые были пройдены их предшественниками; поэтому и в области театра наиболее естественный путь ведет от кукольного и теневого театра, хороводов, танцев, пантомимы и импровизационной комедии к мелодраме, романтической и психологической драме». «
Преподавание должно вестись по генетическому (эволюционному) методу, – соглашался искусствовед В.Н. Всеволодский-Генгросс, –
почему преподаванию отдельных искусств должны предшествовать совместные игры, являющиеся не столько средством физического воспитания, сколько, одною из форм синкретического искусства. Картина дифференцированных искусств, как развивавшихся ячеек единого синкретического искусства, должна синтезироваться перед глазами аудитории, т. е. за их счет должен организовываться школьный театр, которому школы должны широко открывать двери, узаконив его, как неотъемлемую часть общей программы».
В этот период даже руководители молодого государства ратовали за методы театральной педагогики. Так, например, жена главы государства В.И. Ленина, заместитель наркома просвещения Н.К. Крупская писала
: «Для того, чтобы понять другого, надо самому пережить много. Человек, который сам не пережил сильных эмоций, сам не думал, – не поймет и другого. (…) А опыт других лучше всего усваивается в процессе коллективного творчества, наиболее органичным из которых является театр».
В эти годы сложились основные идеи российской театральной педагогики, а также её формы и направления:
- арттерапия и социальная реабилитация средствами театра для детей, попавших в трудные жизненные ситуации (сирот, беспризорников, жертв вооружённых конфликтов и т.д.);
- арттерапия и реабилитация средствами театра для детей-инвалидов;
- «драматизация» как «лабораторный» метод при изучении предметов общеобразовательной школы;
- приобщение к чтению через театральную игру в школах, детских клубах и площадках эстетического воспитания;
- воспитание внутренней культуры и этики, развитие способности к сотрудничеству в коллективе через театральные игры и постановки;
- развитие творческих способностей учащихся в театральных кружках и студиях под руководством профессиональных актёров и режиссёров или школьных педагогов;
- приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры через театральные игры-погружения в летних лагерях отдыха;
- развитие зрительской культуры в рамках работы педагогических частей профессиональных театров для детей и юношества;
- развитие комплекса творческих способностей в сюжетно-ролевых играх, организованные актёрами и режиссёрами профессиональных театров для детей и юношества.
Именно в эти годы зародилась та традиция русской театральной педагогики, которая подразумевает непременный диалог ребёнка с большим миром культуры, соотнесение собственного опыта с опытом минувших поколений, проблем дня сегодняшнего со страницами мировой истории. С этого времени театральная педагогика в России ставит во главу угла расширение внутреннего мира и опыта ребёнка, укрепление и развитие его потребности в восхождении к идеальному образу. А его потребность в самовыражении, самоутверждении и повышении самооценки рассматриваются в этом контексте как важный, но сопутствующий результат этой работы.
Активное развитие театральной педагогики, как и всей гуманистической педагогики в России, происходило примерно до 1926 года. В 1924 году страну возглавил Сталин, и с этого момента все прогрессивные поиски в области педагогики стали сворачиваться. А к 1926 году были закрыты многие экспериментальные площадки эстетического воспитания, уволены с работы передовые педагоги, в театре началась борьба со сказочным репертуаром и с эстетическими инновациями. Но, тем не менее, театрально-педагогические идеи и практики, наработанные в начале века, не пропали. В журнале «Игра» и некоторых других изданиях было опубликовано много полезных материалов. Опыт, накопленный в педагогических частях детских театров и детских студиях, передавался из рук в руки. Деятели профессионального театра, в том числе ученики Л.А. Сулержицкого, Е.Б. Вахтангова, В.Э. Мейерхольда, по разным причинам не оставшиеся в новых социально-политических условиях работниками взрослых профессиональных театров, уходили в педагогику, открывали новые детские студии. Так уже в самом суровом для культуры и искусства России 1936 году в Московском городском Доме пионеров открылась Студия художественного слова под руководством
Анны Гавриловны Бовшек, которая в недавнем прошлом была студийкой Сулержицкого, затем актрисой МХТ и потом Камерного театра под руководством А.Я. Таирова. Анна Гавриловна очень любила поэзию и прозу А.С. Пушкина, и была уверена, что путь к понимаю русской культуры и русского искусства лежит именно через его произведения. И она много читала с детьми Пушкина. Но для неё было также важно беседовать с ребятами о прочитанном, будить их чувства и мысли. Её занятия никогда не были просто заучиванием текстом для чтения со сцены. Это были путешествия в мир искусства, культуры, истории. Она любила приглашать на свои занятия известных писателей, поэтов, актеров - Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Агнию Барто, Дмитрия Журавлева, Василия Аксенова, Михаила Жарова. Благодаря этому дети оказывались в центре современной им культурной жизни. А ещё она любила вспоминать своих учителей, и когда возникали проблемные ситуации, говорила своим воспитанникам: «
А вот мои учителя: Сулержицкий и Вахтангов, учителя, как видите, самые высокие, думали об этом так-то и так-то». Из коллектива Анны Гавриловны вышло множество известных людей: артистов, историков, искусствоведов, выдающихся педагогов.