Очень часто современный педагог сталкивается с тем, что важно не только дать культурологический материал, но и понимать, как эта тема отзовется в участнике, ученике, как она будет взаимодействовать с его внутренними устремлениями, его бэкграундом. Формат занятия в русле событийной педагогики мы хотим предложить для учителей литературы, музыки, рисования, МХК, а также классным руководителям для совместного погружения и исследования с учениками, студентами свойств человеческой природы, склонной к осмыслению себя.
В подростковом возрасте ребенок часто ощущает себя песчинкой, которая противостоит огромному миру. В такой момент внутри его рождается бунт и смятение. А как с этим быть, жить, что с этим делать? Как разобраться во всем этом? Кто может ответить на вопросы ребенка? Мы не можем гарантировать, что занятие по данной теме сможет разрешить все проблемы протестного периода, но обращение человека к искусству часто помогает понять себя, провести параллели и найти культурные образцы, а точнее формы выражения сходного мироощущения. Поэтому мы решили предложить попробовать поискать совместно с участниками ответы на вопросы, которые скорее всего появится в процессе работы и отзовутся в молодых людях, испытывавших похожие эмоции в разных жизненных ситуациях.
Чтобы занятие удалось, важно, чтобы от педагога шёл уважительный и доброжелательный настрой к любым гипотезам, к любым вариантам высказываний подростков. Занятие поможет выстроить внутренний диалог с собой и в различных формах искусства найти отклик собственных эмоций.
Перед началом работы очень важно проговорить правила взаимодействия. Например,
- если у педагога поднята рука, все замолкают (вместо поднятой руки это может быть звонок колокольчика и т.д.)
- когда один говорит, все его слушают и т.д.
- каждое задание игры озвучивается только один раз
Количество человек в учебной группе: 15-30 Возраст 12+ Время: 1 час-1 час 20 Встречу можно проводить в зале или классе, из которого предварительно надо вынести лишние парты или раздвинуть их, чтобы было много свободного пространства и можно было рассадить участников то на пол, то в круг на стулья, то вокруг столов (4 группы), в зависимости от этапа встречи и конкретных задач. Итак, потребуются стулья по количеству участников и 4 стола. Если преподаватель работает один можно сразу выбрать несколько помощников, которые раздадут кисти, гуашь, листы для рисования.
Необходимо также подготовить заранее: - доступ к большому экрану для работы с картинами;
- ноутбук;
- колонки, для работы с музыкальными отрывками;
- стулья поставить в полукруг, освободив центр;
- 4 стола поставить в стороне, разложив на них все предметы, которые могут понадобиться для заданий;
- гуашь 12-16 цветов: 1 набор на группу из 3-х человек;
- кисточки (подойдут наборы кистей для гуаши разных размеров, можно с синтетической и натуральной щетиной, круглые и плоские, из расчета 5-6 кистей на группу из 3-х человек);
- вода+ емкость(стаканчик) для воды (у каждого).
- доступ к воде надо продумать, т.к. после работы необходимо будет вылить воду и помыть кисточки
- потребуются также влажные салфетки, тряпочки или полотенца, т.к. при работе с красками бывают всякие неожиданности, надо предусмотреть все, что поможет быстро убрать разлитую воду, вымыть испачкавшегося ребенка и т.д.
- если нет близкого доступа к воде, можно подготовить ведра, чтобы вылить воду, большие емкости с водой, чтобы разлить в индивидуальную посуду.
- 3-4 листа ватмана (для промежуточного задания), строительный скотч;
- листы для рисования А4 (можно любые: чертежные, для акварели, печатные и т.д.), двусторонний скотч, ножницы (полоску двустороннего скотча надо приклеить заранее на каждый лист, который будет выдан участникам);
- п\э скатерти, чтобы не испачкать пол (1 на 3-х человек);
- конверты с заданиями для 4-х групп. В конвертах - распечатанные заранее карточки с заданиями для работы с картинами (Приложение 1), и сами картины (Приложение 2) (если есть возможность их распечатать; если нет, то файлы можно бросить в группу класса или рабочей группы), отрывки из литературных произведений для работы в группах (Приложение 6)
Чтобы была возможность быстро переходить от этапа к этапу, для 1 задания участников лучше разместить на полу
по кругу. Чтобы не испачкать пол, его можно застелить п\э скатертью из расчета 1 на 3 человек. Ватманы надо приклеить строительным скотчем в центре
круга, на них позже мы расположим рисунки ребят.
Бывает так, что на начальном этапе ребята сначала слушают задание не очень внимательно. Очень важно не нарушать свои же правила и не повторять много раз. Если ребенок или группа в затруднении на определенном этапе, можно предложить им попросить помощи у другой группы.
Такой урок удобнее проводить вдвоем: один проводит мониторинг, второй следит за временем. Хотя в реальных условиях это не всегда возможно. Еще можно выводить таймер на экран электронной доски, если таковая имеется.