Подход к отбору фестивальных спектаклей всегда был для нас очень сложным и ответственным делом. На первых фестивалях в нём участвовали только выпускники двухгодичной программы переподготовки. Фестиваль был их выпускным экзаменом. Потом к участию стали допускать режиссеров – выпускников С. В. Клубкова, обучавшихся у него в иных программах, в том числе на отделении Режиссуры любительского театра во МГУКИ. Потом фестиваль открылся для всех, для любых участников, исповедавших близкие нам художественные и педагогические принципы. Но всегда, даже в самые первые годы, непременным условием участия спектакля в фестивале была его художественно-педагогическая цельность и значимость, подлинность творческого поиска, и, следовательно, его живая ценность для зрителя.
Фестиваль, развиваясь во времени, постепенно отказался от конкурсной системы. Здесь нет 1-3 места, нет традиционных номинаций «За лучшую мужскую роль» или «За лучшую роль второго плана». В какой-то момент стало понятно, что яркое исполнение роли, особенно когда человек относится к младшей возрастной группе, может вообще не являться его личной заслугой. Иногда срабатывает удачное распределение, иногда мамина поддержка, иногда точно созданная режиссёром-педагогом игра, атмосфера, стиль общения или что-то ещё. Награждения на нашем фестивале происходят по авторским номинациям. То есть члены экспертного совета и жюри формулируют содержание награждений для каждого конкретного случая отдельно. Но «Положение о фестивале» даёт ориентир для этих формулировок:
«Основной принцип награждения фестиваля – формирование номинаций в соответствии с творческими особенностями представленных работ. Авторская группа фестиваля рассматривает все представленные работы по единым критериям, без деления на жанры и возрастные страты. Авторская группа исходит из убеждения, что художественная и педагогическая ценность работы зависит от адекватности замысла и воплощения, а не от возраста исполнителей и выбранного жанра. Основные критерии: - содержательность творческого поиска режиссёра-педагога и актёров;
- художественная ценность драматургического материала;
- адекватность режиссерского решения авторскому замыслу;
- адекватность режиссерского замысла возможностям и особенностям исполнителей;
- соответствие исполнительской манеры жанру спектакля;
- единство художественного решения спектакля и целостность художественного образа;
- исполнительская культура.
Основанием для создания особых номинаций могут рассматриваться: зрительская культура и активное участие в различных фестивальных мероприятиях. Эксперты имеют право присуждения наград от Экспертной группы с собственными призами. Участники фестиваля, содействующие организации и спонсоры могут учредить свои призы и номинации по итогам работы фестиваля. Призы и награды номинантам вручаются на закрытии фестиваля». Таким образом, в индивидуальных дипломах детей могли появиться такие формулировки: «за глубину проживания и лёгкость исполнения», «за актёрский кураж и заразительность существования», «за трепетность и актёрскую искренность» и т.д. В дипломе режиссёра-педагога могло быть написано: «за подробную и тонкую работу с актёрами и текстом», «за острое чувство современности и смелость», «за точность, лаконичность и образность режиссёрского языка»… А коллективы могли получить дипломы в специально сформулированных для текущего фестиваля номинациях, например «Прорыв», «Сохранение культурной традиции», «Драматургический эксперимент» или что-то иное. Кроме того авторская группа, жюри, гости и дарители фестиваля могли учредить номинации за внесценическое существование коллектива или отдельного человека. Так появлялись награждения «самого отзывчивого товарища», «трепетного коллективного зрителя», «безотказного фотокорреспондента», «внимательного критика» и т.д.
Но прежде, чем коллективы попадали в фестивальную программу, с их руководителями подписывались специальные соглашения, в которых было обозначено условие: спектакль допускается к показу, обсуждается зрителями и экспертами и награждается от жюри фестиваля ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, если участники коллектива принимают участие во всех образовательных событиях, адресованных их возрасту. Фестиваль «Пролог-Весна» не допускает возможности показа ради самодемонстрации. Его участниками могли стать только те, кому были интересны другие. И бывали случаи, когда спектакль, обозначенный в афише на третий или четвёртый день фестиваля, снимался с показа, потому что коллектив два дня игнорировал фестивальные события. А бывало, что коллектив, показав свой спектакль, и затем, исчезнув с фестиваля, исключался из списка награждений. И эти коллективы уже никогда больше не имели шансов попасть в его афишу, хотя и присылали заявки вновь.
Формируя афишу каждого конкретного фестиваля, мы просматривали все присланные работы, и начинали думать о концепции, которая выстраивается для всего фестиваля и для каждого отдельного дня. Иногда дни объединялись по возрастам, иногда по авторам или проблематике, иногда по стилистическим приёмам или жанровым признакам. И когда уже становились понятны очертания дня, его особенность, направленность, интересы поиска его участников, мы начинали думать об образовательной программе, наиболее органично вписывающейся в его концепцию. И если мы понимали, что спектакли этого дня интересны работой с пространством и визуальным образом, мы старались именно на этот день запланировать работу с театральными художниками, а если спектакли были любопытны обращением к новейшей литературе, то именно в этот день организовать встречу с издательствами и т.д.
Спектакли фестиваля были бесконечно разнообразными как по выбору репертуара, так и по стилевым, художественным решениям. Нередко в афише появлялись спектакли, созданные по авторским пьесам режиссёров – выпускников образовательной программы «Пролога». Эти пьесы были написаны во время обучения в семинаре под руководством Дамира Салимзянова. Некоторые из них опубликованы в альманахе «Звонок» издательства «Я вхожу в мир искусства» Всероссийского Центра Художественного Творчества. Это трогательная пьеса о первой школьной любви Людмилы Соколовой «Здравствуй, Дедушка Мороз!», пронзительная лирическая драма Екатерины Орловой «Всё лучшее детям!» и искромётная семейная комедия Натальи Конышевой «Фрикадельки в фантиках».