Тема: Знакомство. Портрет как зеркало эмоций.
Важно, начиная новый курс или новую тему, настроиться на язык, на котором мы будем говорить во время нашего взаимодействия, чтобы он стал общим и понятным всем участникам группы. На первом занятии цикла мы должны дать участникам представление о том, что они с эмоциями в повседневной жизни встречаются, разбираются и запутываются, актуализировать для них эту тему, протянуть ниточку между тем, что происходит на занятии, и тем, что происходит в жизни.
Материал: Живописные портреты на электронном носителе, скомпонованные в виде презентации: на первых четырёх слайдах показан каждый портрет отдельно, на пятом размещены все четыре портрета.
Техническое обеспечение:
- ноутбук/компьютер;
- проектор и экран;
- стулья по количеству участников
Цель: актуализировать для участников значимость эмоций для жизни и возможность увидеть в зеркале живописного портрета собственные эмоции.
Начинаем занятие с мизансцены, в которой все участники и педагог стоят в общем кругу. Это важно, потому что в таком положении все всех видят хорошо, все находятся на равных, никто не выделяется – это задаёт тон занятию в целом – равное ко всем отношение, важен посильный вклад каждого. Первые упражнения мы будем делать в кругу по очереди, и так, или иначе каждому нужно будет его выполнить.
Настройка на занятие. Вы просите всех участников встать в круг. Важно попросить всех встать действительно в круг, а не в овал, или нечто похожее на круглую форму. Это поможет нам настроиться на ощущение себя и других в пространстве, собрать внимание, иначе мы не будем всех хорошо видеть и слышать, что обязательно приведёт к отвлечению. Также вы просите без слов занять всех такое положение в кругу, чтобы расстояние между участниками по окружности было одинаковым, тем самым мы фиксируем наше внимание на пространстве и нашем расположении в нём, что поможет сосредоточится и настроиться на своё тело и на невербальное взаимодействие. Вы представляетесь группе, показываете мягкий мячик(важно, чтобы мячик был мягкими его можно было мять в руках - это поможет снять напряжение тому, кто говорит) и объясняете, что этот мячик на нашем занятии будет микрофоном, и тот, у кого он в руках – говорит, а все остальные его слушают.Если появляется желание что-то сказать, участник поднимает руку и далеемячик передают ему.
Вы задаёте вопрос: знают ли участники чему будет посвящено сегодняшнеезанятие? Кидаете мячик первому поднявшему руку, а далее он сам кидает мячик по запросу из группы. Здесь вам достаточно трёх-четырёх ответов, чтобы снять ожидание и настрой группы, но если желающих высказаться больше – важно дать возможность сказать всем.
В любом случае вы их благодарите, не оценивая и не комментируя ответы. Это важно для создание партнёрских отношений. Для этого участникам изначально важно транслировать, что учитель не является носителем истины – мнение каждого важно и имеет право быть, всем важно проявиться в этом пространстве, и каждый шаг к открытию себя, каждая мысль любого участника является важным для всей группы.
Далее вы говорите, что на самом деле наше первое занятие – это занятие-загадка, и просите участников в течение занятия понаблюдать: о чём же именно сегодня случится наше занятие, а по завершению занятия мы обязательно поделимся нашими наблюдениями в общем кругу. Этот приём описывают в своей книге Ершова А. П. и Букатов В. М., делая акцент на том, что тайна – это основная движущая сила познавательного интереса[Ершова А.П., Букатов В.М., Режиссура урока, общения и поведения учителя. 5-е, доп. изд. – СПб.: Образовательные проекты, 2021, с.211].