Я использовала ассоциативные метафорические карты «Цвета и чувства» (автор Наталья Жигамонт, издательство Речь, 2016 г, серия Мастер сказок). Но в интернете можно найти и множество других видов и вариантов. Ассоциативные карты, с которыми я работала – это приятные на ощупь кусочки картона прямоугольной формы размером с ладонь, на каждом из которых яркий или тёмный, нежный или контрастный фрагмент живописи, где-то она размыта в акварельной технике, где-то прочерчены контрастные узоры, какие-то линии, пятна, где-то видны мазки. Все картинки очень насыщены по цвету, они фактурны, сюжета на них нет, невозможно разглядеть форму. Они создают скорее эмоциональное впечатление, и не предполагают угадайку в стиле «на что похожа картинка». Можно сделать такие карты и самостоятельно. Это будет очень живой, тёплый, авторский путь для учителя. Главное, чтобы в картах не попадалась сюжетная живопись, автор не слишком «выпирал» и не уводил участников процесса от самих себя, от своих впечатлений и воспоминаний. Тогда ассоциации будут чистыми, личностными и глубокими. Если я когда-нибудь соберусь создать свою серию, использую увеличенные фрагменты картин импрессионистов, русских художников-конструктивистов, абстрактную живопись.
Игры и задания с картами предполагают активную художественно-творческую деятельность. Они помогают развить креативность, выразить свои эмоции и мысли, узнать о себе много нового (возможно, неожиданного), восстановить баланс между рациональным и творческим потенциалом.
В небольшой методичке к «Цветам и чувствам» предложены разные пути работы с картами. Но учителю творческих дисциплин гораздо интереснее выдумывать свои собственные упражнения с использованием этих карт. Один из таких путей работы с ассоциативными картами я подсмотрела на мастер-классе театрального педагога и психолога Ольги Шевниной в учительском клубе РАМТа. Ольга предложила участникам посмотреть на разложенные карты, вспомнить какое-то свое яркое впечатление во время просмотра спектакля и выбрать карту, созвучную с этим событием. А потом мы, учителя, делились друг с другом своими впечатлениями. Это был удивительный опыт! Карты как бы сами нас выбрали и позвали залезть в какие-то спрятанные глубины подсознания. Практически все в группе вдруг вспомнили самые неожиданные, совершенно забытые свои театральные впечатления и переживания. Например, кто-то вспомнил, как заснул на спектакле. А я вспомнила одну полу-студенческую постановку из моей юности, которая тогда эмоционально меня потрясла и я плакала навзрыд до самого финала, а потом она совершенно стёрлась из моей памяти.
Для начала обсуждения спектакля «Спасти Британию!» я выбрала ассоциативные карты не случайно. Дело в том, что у этой постановки очень скудный визуальный ряд, черный кабинет, несколько стульев, примитивный свет, скупые мизансцены. В основном актрисы сидят и разговаривают. Никаких рыцарей, волшебников, священных чаш и прекрасных дам! Мне очень хотелось понять, что же увидели ребята, что их так потрясло? Меня сам спектакль не очень впечатлил, признаюсь честно. А впечатления семиклассников от спектакля были очень сильны, я видела это по лицам ребят, когда те выходили из зала. Но прошла неделя, они могли всё забыть. Для этого и понадобились яркие, эмоционально насыщенные картинки!
Мы занимались в небольшом зале-лектории, в камерной обстановке (обычно наши занятия проходят на сцене). Карты я разложила на нижних станках, ребята могли подойти к картам, а могли и подползти, свесившись снизу. Карты можно было потрогать, повертеть, подержать в руках. Каждый выбрал созвучную своим ощущениям от спектакля карту. Для некоторых выбор был не простым, а кто-то выбрал карту сразу. Или это карты их выбрали?
Затем ребята расселись или разлеглись на станках и со своих мест объясняли, почему именно эта карта ассоциируется у них со спектаклем или с какой-то из его сцен.
Звучали темы:
- Морская ассоциация – Ланселот и его непризнанный сын полгода провели в море и разговаривали о чем-то, а о чём неизвестно.
- Желтый, тёплый свет – потому что это связано со стариной, со светом через высокие окна в темном замке или храме, и вообще спектакль не давил, а был каким-то уютным.
- Просветы голубого в темном – как Святой Грааль, скрытое знание в тёмные времена.
- Абстракция и ломанные линии – это моё лицо во время спектакля, ничего не понял!
- Светлый, тёплый – Британия времён Артура – это стабильный, незыблемый мир, спокойствие, неспешное течение жизни, несмотря на войны, битвы и гибель рыцарей.
- Много ярких мазков, заполняющих мою карту – это разные рыцари, они яркие, но в чём-то все одинаковые, сидят за одним столом, делают одно и тоже.
- Экспрессивная картинка – все убийства Ланселота, из-за него очень много всего произошло.
- Моя картинка похожа на таинственное озеро, где была дева – мелочь, из-за которой пала Британия.
- Моя карта спокойная и светлая – странно, что столько крови, а ощущение покоя после спектакля, настроение приподнятое, светлое и спокойное.
- Длинные полосы – путь рыцарей по равнинам, всё время куда-то едут за горизонт.
- Тёмная карта – она похожа на подвал, в котором находится театр.
Потом ребята формулировали вопросы и темы для обсуждения спектакля и записывали их. Они опускали сложенные бумажки со своими вопросами и мнениями в массивную вазу синего стекла – импровизированную чашу Святого Грааля. Затем ребята по жребию тянули бумажки, по очереди зачитывали то, что написано, и вместе обсуждали, спорили, уточняли.
В Чашу Святого Грааля попали три круга вопросов:
1. Я точно знаю, что…А заметили ли это вы?
2. Я и вправду не понял, почему… А вы?
3. Мне кажется, что… А вам?
I. Я точно знаю, что…Как точно называется театр, в котором мы побывали?… Театр зовётся «площадка».
Звучала ли в спектакле музыка?… В спектакле вообще не звучала музыка.
Сколько стульев было на сцене?… На сцене стояло 11 стульев полукругом и актрисы сидели на них через равные промежутки.
Сколько было стаканов и когда актрисы пили из них воду?… Стаканов было десять, больше, чем историй про рыцарей. Воду из последнего стакана никто не выпил.
Какие фразы повторяли актеры? … Актеры повторяли фразы из буклета или в буклете были использованы реплики актеров.
Сколько мизансцен было в спектакле?… Никто не встал с места, только передавали стаканы. Бедный видеоряд сделан специально … В этом спектакле необходима фантазия зрителей… Поразил спектакль-рассказ … Все актрисы кроме одной рассказали по две истории.
Кто захватил Англию?… Мордред захватил Англию.
Кто достиг Святого Грааля? …Только единицы достигли Святого Грааля … Два из трёх рыцарей, достигших Святого Грааля, умерли – Борс и Галлахад.
II. Я и вправду не понял, почему…… у актеров не было костюмов, общего стиля в одежде или хотя бы единого цвета. Моё ощущение от них как от обычных людей с улицы.
… на сцене были только женщины. Режиссер (женщина!) нам объяснила причину, а как быть остальным зрителям?
… что всё это было? Уж точно не спектакль.
… зачем последняя женщина стукала стаканом о дощечку?
… мне одновременно было скучно и понравилось.
… в чём смысл десятого, пустого стакана.
… на сцене были только актрисы, хотя речь шла о рыцарях. Раньше женщин вообще не ставили всерьёз.
… зачем рыцари упорно отправлялись к Святому Граалю и что они там находили?
… что же это такое – Святой Грааль?
… в чём заключалась идея расположения рассказчиков на сцене?
… почему в спектакле не рассказали про Персиваля?
III. Мне кажется, что…… никто абсолютно не запомнил, кто кого убил и кому кем приходится.
… если бы актерами были мужчины, воздействие на зрителей было бы сильнее.
… режиссер перед началом спектакля рассказывала о Британии и рыцарях круглого стола гораздо более увлеченно и эмоционально, чем актеры потом.
… Персиваль тоже заслуживает отдельной большой истории. Почему о нём, таком славном рыцаре, упоминалось лишь вскользь? Вставьте, пожалуйста, Персиваля!
… я точно не понял сюжет, его не было.
… это лучшая форма для рассказа о легендарных рыцарских временах!
… в таком подвальном театре чувствуется свободное искусство.
… есть в этом жанре и более динамичные представления.
… на корабле Ланселот расспрашивал своего сына о детстве без него.
… прекрасные дамы не особенно нужны были рыцарям, просто так было положено.
В конце урока семиклассники написали свои мысли и пожелания о спектакле.
***
Формат этого спектакля очень необычный. Мне кажется, что storytelling очень подходит под эту тему. Атмосферно и загадочно. Спасибо за этот спектакль! Мне понравилось, что в этом спектакле были какие-то ритуальные действия. Они были очень символичны. Благодаря вашему спектаклю я еще больше заинтересовалась темой легенд о Британии.
***
Мне понравился спектакль. В редких моментах было нудно, но были очень интересные истории и захватывающие сюжеты. Я почувствовал всю силу соцгум
***
Очень интересный спектакль с классной концепцией переплетающегося сюжета. Артемий
***
Спасти Британию! был моим первым спектаклем в жанре сторителлинг. Я понял, что это не мой жанр, но Спасти Британию! готов пересматривать бесконечно. Меня трудно впечатлить, но вам это удалось. Спасибо искренне. Ждем вас в гости. Егор <3
***
Очень эмоциональный спектакль. Это было просто потрясающе! Именно из мелочей складывалась атмосфера (таких как передача стакана, взгляды, повторы важных фраз) Запомнились разные идеи с голосами (перебивание, говорение одновременно) Приезжайте к нам в Школу Летово! Катя
***
Интересно, необычно, концептуально, но ярких эмоций не было. Взята интересная основа, но всё довольно затянуто. Некоторые актеры понравились, а некоторые не очень. В целом было классно. Евгений.
***
Этот спектакль вызвал у меня бурю в голове, бурю эмоций, но не таких поверхностных как непонимание или ненависть, а затронуло что-то более живое, подсознательное, какую-то тёмную реакцию на холодные времена. Этот жанр просто НЕРЕАЛЬНО будоражит меня. Приезжайте к нам, мы все придём! Инесса
***
Это было очень необычно и действительно странно, но именно это сделало спектакль таким запоминающимся и глубоким. Софья
***
Здравствуйте, Ксения! Спасибо вам огромное за спектакль! Меня всегда интересовали легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Мне очень понравился спектакль, было в нём особое волшебство: в повторах, в перестановке стаканов, в манере речи и в самом помещении. Классно, что оно было подземным, простым. В таких театрах фантазировать получается лучше всего. Так что передайте привет Денодану, Ланселоту и всем остальным рыцарям.
***
Мне очень запомнились рефрены. Когда актрисы говорили: это история о том.., была большая война и все воевали со всеми, когда пили из стаканов. Это придало рассказам форму, в бесконечных историях с кучей имен проявилась структура.
***
К сожалению, я не была на спектакле. Но, судя по обсуждению на уроке, это было удивительно. До этого я читала про короля Артура и по словам ребят информация была правдивой. Очень многие обратили внимание на детали – и это здорово.
Когда нам нужно было выбрать картинку, ассоциирующуюся со спектаклем, я выбрала яркие мазки в тёплых тонах. По рассказам спектакль был в чёрных тонах. Но если есть что-то тёмное, то точно есть что-то светлое. И мне показалось, что рассказы одноклассников и были этим светлым.