На уроках мы с ребятами играли – говорили – сочиняли. Сочиняли спектакли, которые в конце учебного года представляли публике на школьном театральном фестивале «Воробьишко». Спектакли, в которых играли
все дети! Спектакли по мотивам любимых книг, которые выбирали
сами дети! Спектакли, в которых драматургическая основа сочинялась
самими детьми! Спектакли
без готовых текстов, которые надо заучивать! Спектакли, в которых роли распределялись
самими детьми!.. И ещё много чего
сами!
Конечно, рядом постоянно – учитель! Но – рядом, а не во главе! Несколько лет назад 20-летняя наша выпускница случайно оказалась на одном из уроков и – вдруг! – с удивлением поняла, как приходится «выворачиваться наизнанку» учителю, чтоб дети до многого дошли сами. Конечно, так работать гораздо труднее, но зато гораздо интереснее! И главное – пользы для детей несравненно больше!
Как же это было?
Один раз в неделю на урок театра (40 минут) ко мне приходила половина класса (12 –15 человек). Каждая такая компания (из второго, третьего или четвёртого класса) готовила свой спектакль на 20 – 40 минут. В марте-апреле все эти работы становились достоянием публики (одноклассников из другой группы, друзей и родителей всего класса). Этого количества зрителей нам вполне хватало: во-первых, наш зал не вмещал более 50 человек, во-вторых, энергии маленьких актёров на большее и не хватило бы.
Перед показами на уроках ИЗО дети делали афишу и программки к своему спектаклю. А после фестиваля я вывешивала при входе в школу «фотоотчёт» на восьми ватманских листах. Какие живые, яркие лица были на этих фотографиях!
Пока я вела урок театра одна, «в свет» ежегодно выходило 26 -28 спектаклей. Когда появились коллеги, количество работ осталось прежним, но стало полегче: на каждого учителя
всего 13 -15!
Я несколько раз задавала себе вопрос: не получаются ли наши спектакли непрофессиональными, примитивными? И всякий раз честно отвечала: да, порой период работы над спектаклем оказывался «продуктивней» показа, не всегда зрители видели в результате «красивую картинку». Но не надо этого бояться! Не картинка была нашей целью, а
сосуществование, движущее нас по дороге жизни! Хотя, положа руку на сердце, очень трезво глядя на спектакли как бы со стороны, я видела, что более половины работ выходили на
очень высокий (с профессиональной точки зрения) уровень! Как же проходил процесс работы над спектаклями?
После того, как в начале учебного года мы с ребятами, в ходе театральных упражнений-игр-бесед, с радостью начинали чувствовать себя командой, начиналась непосредственная подготовка.
- Дети получают задание: задуматься, в героев какой любимой книги им хотелось бы поиграть?
- На следующей встрече, сидя в кругу, рассказываем о своём выборе. Если история знакома нам, мы киваем головой в знак согласия. Если нет – поднимаем руки, как бы прося рассказать поподробнее или сюжет, или самый интересный фрагмент, или просто перечислить персонажей книги. В конце урока – новое задание: те, кто хочет, чтобы в спектакль превратилась именно его история, должны за неделю постараться заинтересовать в этом других (с помощью рассматривания иллюстраций, пересказов отрывков, озвучивания каких-то режиссёрских придумок…) Решаем, что действовать будем честно, не сговариваясь «за» или «против» кого-то из учеников. Победить должна именно книга! И ни в коем случае не принимать решение до нашей встречи!
- Следующий этап. Объединившись по названию книги в небольшие (обычно – 3-5 человек) группы, в стороне от других, придумать и попробовать показать маленький отрывок из этой самой книги. Можно, чтоб не все в показе отрывка потом участвовали. Можно, наоборот, одному человеку сыграть несколько ролей. Можно не показывать, а рассказать, как видите эту сцену. Любым способом – заинтересовать в своей истории как можно больше ребят из других компаний! В процессе работы на этом этапе разрешено переходить из одной компании в другую – потому что изменил мнение или, отыграв в своём отрывке, помочь друзьям из другой компании. Показываем. Но! решение пока не принимаем! На это уходит обычно 2 занятия – увидеть всех! На переменах, после уроков – обсуждения часто продолжаются, порой очень горячо.
- Следующая встреча. Круг. По очереди называем книгу, которая кажется наиболее подходящей для «превращения нами в наш спектакль». Если человек поменял своё первоначальное мнение - это нормально, захочет – объяснит, почему. Считаем голоса. Принимаем решение. Если кто-то расстроен тем, что не его книга «победила», напоминаю, что далеко не всегда жизнь идёт по нашему плану, но настоящий актёр «может влюбить себя в любую роль». Получаем очередное домашнее задание: читать выбранную группой книгу. Разрешено слушать аудиокнигу. Нельзя смотреть экранизацию этой книги, вспоминаем, что это, скорей всего, ограничит нашу фантазию.
- Конечно, не все прочитали. Но говорим о том, что в этом случае они сами у себя отнимают возможность стать авторами спектакля, придётся быть лишь исполнителями чужих идей. На многих действует – бегут в библиотеку, читают. Начинаем работать над драматургической основой будущего спектакля. Часто ребята «рвутся в бой»: давайте роли распределять! Тогда резонно объясняю, что пока мы не знаем, кто нам вообще в спектакле понадобится.Конечно, опять круг. Я зарисовываю схему и записываю общие мысли. Определяем, чьими глазами будем смотреть на события, кому будем сопереживать больше других – это главный герой. Какую цель он поставит перед собой в начале? Дойдёт до неё? Вот вам и завязка с развязкой. А сейчас как будто микроскоп возьмите и постарайтесь разглядеть свою картинку: что происходит в момент завязки на нашей сцене? Выслушиваем все варианты. С жаром подхватываем наиболее «крутой».Дальше – события-препятствия на пути героя к цели. Без чего не обойтись, а что можно пропустить? Их порядок потом может поменяться, главное – обозначить их. А что произойдёт на сцене, когда герой поймёт, что теперь до цели дойдёт? Что изменит ход событий? Ага, это кульминация. Какие шаги придётся ещё сделать до цели? Какой картинкой завершим историю? Ну, может, у нас ещё будут экспозиция и эпилог? – всё в наших руках, если надо. Есть схема! Теперь, исходя из неё, пишем, без кого нам не обойтись. А количество ролей – сколько нас. Да, кто-то сможет сыграть две роли, но опыт показывает, что «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». И опять задание: попробуйте «примерить на себя» роль или роли, которые вам наиболее интересны.
- Распределяем роли. Идём по порядку – сверху вниз. Все, кому наиболее интересна эта роль – на сцену. Вот такая ситуация сейчас – действуйте! А что и как скажете в этом случае? Извините, мы не успели разглядеть каждого из вас, попробуйте теперь по отдельности. Теперь, актёры на сцене, закройте глаза. Все, кто наблюдал за их действиями, примите своё решение. Встаньте вокруг того, кому, на ваш взгляд, эта роль подходит больше. Это «закрытое голосование» (потому что у актёров глаза закрыты). Считаем жестами, молча. Те, кто голосовал, возвращайтесь на места. Только теперь актёры открывают глаза. Это твоя роль, садись. А вас, дорогие коллеги, поздравляю с тем, что у вас появляется возможность получить роль, которая подойдёт вам гораздо больше, чем эта! Без роли никто не останется. И лично мне, будь я на вашем месте, было бы гораздо интереснее сыграть не «главную», а эпизодическую роль, которая в книге вообще не прописана,- вот простор для творчества!
- Начинается самое интересное: пробуем придумать отдельные сцены и пробуем сыграть! Кто участвует в этой сцене? Что хочет делать каждый из вас, какая у каждого задача? Идите в сторону, попробуйте придумать, как будете добиваться своего, что при этом говорить. Все, кто не занят в этой сцене, - можете помочь как режиссёры. Объединившись в компании, договоритесь, кто из вас «как будто» кто, придумайте свой вариант этой сцены. Давайте посмотрим все придумки. Готовы «подарить» свои идеи друзьям? Те, кто участвует в этой сцене, выбирайте предложенный вариант. Оставляете свой? Имеете полное право. Не забудьте поблагодарить тех, кто предлагал вам другие идеи.
- Попробуем «склеить» сцены. Может, стоит что-то поменять местами? А из какой кулисы ты выйдешь? Но в предыдущей сцене ты ушёл за другую кулису. Успеешь перейти? А ты не перекрываешь других? Теперь тебя не видно. Вот, наверное, так. Запомните своё расположение на сцене.
- «Склеиваем» всё! Пока все сидим в зале, идём за кулисы только перед своей сценой. Зачем? Чтоб все видели всё. Чтоб во время спектакля не толпились в кулисах, желая разглядеть, как друзья играют, - вы это сейчас увидите. Чтоб, если понадобится, могли заменить друг друга. И, если это случится, вам придётся договариваться самим, без меня. Потому что готовиться к спектаклю, надевать костюмы вы будете в своём классе и придёте в зал по расписанию, во время своего урока. До вас и после вас – другие классы. Я успею только свет и звук вам подготовить. Поэтому – всё, что можете – сами!
- Генеральная репетиция. Вот теперь – все за кулисы! Пробуем с музыкой и светом. И договоримся, как будет выглядеть ваш поклон и представление каждого актёра. Ну, до встречи на спектакле!
Вот очень примерно и коротко процесс подготовки. На самом деле на каждом занятии мы ещё обязательно говорим «о жизни» - сказочной и реальной, сами сюжеты нас к этому подталкивают. Бывает, что всю встречу проговорим, а ребята рады: где ещё, на каком уроке можно так порассуждать о главном. И, конечно, по ходу работы осваиваем такие понятия, как «мизансцена», «диалог», «четвёртая стена» и т.п.
Тексты для заучивания дети никогда не получают. Прочитал книгу, «превратился» в одного из героев – действуй как он, говори как он! Ребята, прошедшие через эти наши «проекты» (как нынче принято называть), лучше других своих сверстников умеют думать, высказывать свои мысли и отстаивать их, лучше других формулируют фразы и произносят их совершенно осознанно, умеют порой «брать власть в руки», а порой - подчиняться, соглашаясь с мнением товарищей…
«Воробьишко» очень скоро стал огромным школьным событием, которого ждали все: дети, учителя, родители. Самые
яркие и правдивые актёры получали награды – маленькие мягкие игрушки – воробышки. Их шили на одной из фабрик по нашему заказу (это - когда удавалось уговорить «спонсора» - директора нашей началки, Алексея Анатольевича Муранова; во многом именно
благодаря ему мы работали!) или крутили-вертели по ночам мы сами, учителя по театру. Решения о награждении принимались старшими ребятами, которые в своё время таких птиц получили и теперь имели полное право стать членами жюри.
III. ТРЯМ